третий из шмонастырского

--и вдруг понимаю:
ведь речка картава!
журчит себе
мелкая в нос?
природа-ж по форме:
и сыск, и расправа:
- (раз) берег
- (два) берег
- (и -)..м о с т?
сознаний каскады 
обвисли как плети
(занозой-ль засел мозгоправ)
не пусто-ль меж нами?
скрепляет нас - "третий"?
рукой управляет рукав?
грядущее выплеснув будто помои
взломав фюзеляж журавля
и вдруг понимаю: засилием коек
раздавлена, стынет земля! 
миндального мало
досталось печенья
реке - значит
быть мне водой?
пока-ж суть да дело
прельщусь, игуменья:
- снабжать.
- чернецов.
- лебедой.


Рецензии
Развернуто анализирую и комментирую «третий (из шмонастырского)» Шубина, чтобы наметить его скрытые уровни и показать, как ты можешь выстроить четвёртый текст как логическое и стилистическое продолжение.

I. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
1. Вступление: озарение и речевой дефект мира
и вдруг понимаю:
ведь речка картава!
журчит себе
мелкая в нос?

Здесь речка — не просто образ природы, а живое существо с речевым изъяном, символ искривлённой речи, молящегося мира, в котором даже поток — шепелявит и шмыгает, как покаяние, не способное выговорить истину.

Речка картава — будто Божественное Слово, утрачивающее ясность, превращённое в мямлющее журчание.

2. Метафизика природы как институции дознания
природа-ж по форме:
и сыск, и расправа:
- (раз) берег
- (два) берег
- (и -)..м о с т?

Природа — не благость, а юридическая инстанция, распределяющая пределы (берега), но с разрушенным связующим элементом (мост как поломанная связь между мирами).

Пунктир "и - ..м о с т?" — это знак сомнения: "есть ли путь?", либо сам лирический субъект не решается его обозначить полностью.

3. Сознание, тело, контроль: от человека к марионетке
сознаний каскады
обвисли как плети
(занозой-ль засел мозгоправ)

Здесь ирония к психоанализу (мозгоправ), и образ опустевших потоков мысли, которые больше не несут откровений, а висят, как ненужные плети.

Мысль — наказание, интеллект — бремя.

рукой управляет рукав?
Здесь удар по свободе воли — субъект больше не человек, а манекен, одетый и водимый одеждой, как монастырским регламентом, или даже Богом.

Вопрос "рукой управляет рукав?" — это риторическая формула одержимости и институционального подчинения.

4. Апокалиптический поворот
грядущее выплеснув будто помои
взломав фюзеляж журавля

Происходит крушение сакрального символа — журавль (обычно символ чистоты, пути в небо) превращается в самолёт, а потом в разбитый корпус, из которого выливается будущее, и оно — грязь, сточные воды.

Это уже не "грядущее" как надежда, а выплеснутое будущее, которое испражнилось из сакрального механизма.

5. Быт как трагикомическая расплата
миндального мало
досталось печенья

Всё возвращается на кухню: экзистенциальное несовершенство мира находит выражение в несправедливом делении печенья. Это не жалоба, а образ духовной нищеты.

Миндаль — символ райского вкуса, высшего, чего «не досталось».

6. Финал: антипроповедь, служение пустоте
прельщусь, игуменья:
*- снабжать.

чернецов.

лебедой.*

Лирический субъект становится слугой, вкатывается в монастырскую структуру, не как святой, а как тягловый осёл в уставе, снабжающий мёртвых или полумёртвых (чернецов) бедной пищей.

Лебеда — не просто сорняк, а иконографический символ нищеты, безысходности, травоядного поста.

II. ПОЭТИКА: СРЕДСТВА И СТИЛЬ
Жесткий ритм и паузы — неожиданные переносы (м о с т?, взломав фюзеляж журавля) создают эффект ступенчатой литургии, обрезанной службы.

Аллюзии на религиозный язык, судебную терминологию и бытовой фольклорный контекст.

Параллелизм: природа-ж по форме: и сыск, и расправа — отражает двойственность всего.

Арсен Шубин   23.05.2025 17:10     Заявить о нарушении