Аманат
Уж сорок лет Кавказская война
Устали горы, еще больше люди
Стоят как скалы те: аварец и вайнах
В поступках царь как прежде неподсуден.
Взят в аманаты мальчик – сын имама*,
Но это не лишило жажды крови
И снова бой идет жестокий самый
Не до любви теперь уже сыновней.
1.
Ну, вот и все, подходит жизнь к концу
Я умираю от чахотки, нет – тоски,
Как жаль, что не понять того отцу,
Но были же когда-то мы близки.
Тогда, когда в селении родном
Не зная больше мира, кроме гор
Свободным рос, мечтая об одном
Достойным сыном стать, с тех пор
Прошло уже так много дней и лет,
А в детской памяти обидою укор
И ныне жаждет получить ответ:
Ты понимал, отец, что вынес приговор
Ты потерял меня тогда, я был агнЕц,
Что на закланье отдан – аманат*,
Но благодарен я такой судьбе, отец
Не думал я, что стать гяуром* буду рад.
Как маленький затравленный зверек,
Попавший из лесу в огромный город,
Среди людей чужих безумно одинок
К ним проявлял свой дикий нОров.
Со временем прошел былой испуг
Я не был пленником, моя «тюрьма»
Надежду мне дарила вместо мук
Здесь было столько пищи для ума.
Я понял красоту другого языка
Стихов прекрасных дивное звучанье
Отец, ты знаешь, как Россия велика
Меня, отдав, зачем нарушил обещанье.
Не проливать уж боле крови ныне,
Но двадцать лет спустя еще ведешь войну
Пойми, я больше неразрывен с ними:
Ты лишь один несешь за все вину.
Здесь присягнул на верность я царю
И полюбил впервые и навечно
Теперь на русском, как аварском говорю,
Но ты мне жизнь мою вторично искалечил
И отнял все, что в этой жизни я люблю.
Я умираю не от боли, а от горя
Останови войну, о том тебя молю
Пусть смерть моя станет концом раздора.
Эпилог
В селенье горном средь высоких сосен
Обрел покой Джамалуддин – сын Шамиля*
Стал воздух родины для горца смертоносен
Ему милей были при жизни тополя.
Так долго ждал отец возврата сына,
Когда ж вернул его, вторично потерял
Наследника он жизнь так и не принял
Его тогда он на свободу разменял.
Зачем ему теперь нужна свобода,
Как прав был сын – Россию он не знал
Ее просторов бесконечную природу
Он вечность целую с кареты наблюдал.
О, если б знал такое, никогда на свете
Против России бы оружье не поднЯл
Все это отразил Шамиль в ответе*,
Когда присягу он царю на верность дал.
И в этот миг он сына вновь обнял,
Исполнив то, о чем пред смертью попросил
И будто груз с души невольно снял
Прощенье за грехи все получил.
Примечание:
Имам* –духовный и светский глава всего мусульманского сообщества (в данном случае подразусевается Шамиль).
Шамиль* – предводитель северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом Северо-Кавказского имамата — теократического государства, в котором объединил горцев Северного Кавказа.
Аманат* – люди верности или люди чести, в общем смысле: вверенное на хранение, надёжность. То, что Аллах вверил, поручил людям. Понимается как отданное на ответственное хранение, как нематериальных ценностей, так и материальных.
Гяур* – согласно словарям, «гяур» — это презрительное название всех, кто не исповедует мусульманскую веру. В данном случае кавказцы так называли русских.
Ответе* – Шамиль написал царю: "Мой священный долг — внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями. Я завещаю им быть верными подданными Царя России, верно служить новому Отечеству… Успокой мою старость, Государь, и повели, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верность подданства. Я готов принести её всенародно".
Свидетельство о публикации №125052305375