Соблазн

ПРОЛОГ

Когда близка пора маразма,
как говорил мудрец Эразм,
любое бегство от соблазна
есть больший грех, чем сам соблазн.
        - И. Губерман


Себе мы часто изменяем
И “голос совести” не слышим,
Нас увлекает, соблазняет
То, что блестит. Не то, что выше.

Наш голос внутренний - он робкий
И он настаивать не будет,
И лишь наедине с собою
Он с вами что нибудь обсудит.

Молчит он если вы не трезвы
Или в кампании веселой.
Он посылает вам надежду
Во сне, когда все тихо дома. 

Но иногда он замолкает
И понимает- бесполезно,
Тому, кто совесть отвергает
Тому тот голос неизвестный.

Доверьтесь голосу однажды
Он вас плохому не научит.
Он вас избавит от соблазнов
И совестно потом не будет.




СОБЛАЗН ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА

На свечку дуло из угла,;И жар соблазна;Вздымал, как ангел, два крыла;Крестообразно.
   - Б. Пастернак


Запретный плод. Его синдром
С библейских пор тревожит души.
Вот важный в клинике симптом -
«Чего нельзя - вот то и лучше!»

Мне кажется психолог первый
Был тот, кто зная наперёд,
Сказал: «Не трогать плод запретный!»
И дал последствиям всем ход.

Он знал, как сладко, что запретно,
Что если плод не запретить
Не нужен был бы Еве вечно,
Зачем Адама ей просить?

Прожить достойно жизнь в раю
Нетрудно право, нет соблазнов,
То дерево, что на краю
Не в счёт, ведь этот плод заразный.

Так много есть плодов других
В тех благодатных райских пущах,
Но запрещенный плод манит
И пусть есть всё, а этот лучше!

Вот если б Бог тогда сказал:
"Бери подряд всё без разбору",
Уверен, тот бы плод лежал
И гнил забытый под забором.

Итак возможно соблазнить
В раю, в избытке и в довольстве -
Лишь надо только запретить,
И это то, что хочешь больше.

Запретный плод. Его синдром
С тех пор манит, тревожит души.
Вот первый в мире вам синдром -
«Чего нельзя - вот то и лучше!»




БЕЛЬФЕГОР -   ДЕМОН СОБЛАЗНА

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
              —  Булат Шалвович Окуджава


Известный демон, покровитель
Изобретений и Наук.
Идеей хитрой соблазнитель,
Вьёт паутину, как паук.   

Так соблазнительны Идеи,
И люди так увлечены,
Что в паутину не жалея
Летят, спешат, как мотыльки.

Известно нам, что все Открытия
Лишь тот открыл, кто был ленив -
Придумал колесо… Он мыслил
Чтобы полегче был наш Мир.

Ещё он соблазняет Ленью,
Сулит богатство всякий раз -
И обещает много денег
И роскошь средь ковров и ваз.

Он - “Призрак Лувра” всем известный 
И по ночам, прийдя в музей,
Берёт охранника он в жертву
И забирает, что ценней.



  «Бельфегор — Призрак Лувра» — кинофильм по роману «Бельфегор» Артура Бернеда.




ВТОРОЙ КРУГ АДА , СЛАДОСТРАСТЦАМ


И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.
                - Данте


Второй круг ада - он для жертв
Любви запретной, без предела.
Там ураганы душат тех,
Кто в жизни страсть считал уделом. (1)

Там М’инос страж, хозяин Крита,
И Минотавра отчим злой.
Душа его для всех закрыта
Будь ты красотка иль герой.  (2)

А там Прекрасная Елена
И Клеопатра, знают все -
Не устоит обычный смертный
И бог опустится к земле.

Да что Елена, Мессалина!
Из куртизанок - чемпион!
Императрица - не причина,
Солдат прошедших - легион! 

А для богинь Ахилл на месте,
Мужчины лучше не найти.
Теперь они в Аду все вместе,
Где целомудрие не в чести.

Итак, в кампании нескучной,
Им есть о чём поговорить.
Не то, что Рай.  Святые кущи,
Среди святых - как там прожить?


(1) Второй круг Ада - Сладострастие - заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти.

(2) “Жильцы” Второго Круга - Семирамида, Дидона, Клеопатра, Елена Прекрасная, Ахилл, Парис, Тристан; Франческа и Паоло, Мессалина




ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА

Да что вы такое говорите?
Танцевала на столе?
Я?   
В трусах? 
Да вы просто рано ушли.
           - Ф. Раневская


Прообраз этот с древних пор
Предмет дебатов, споров, сплетен.
Под ним шли ведьмы на костёр,
И памятник Свободе мечен.

Гетеры все и куртизанки,
И фавориток жаркий пыл,
Все кто за деньги и подарки
Профессией первой занят был.

У Иоанна это - город,
Великий город Вавилон,
Так как Содом и как Гоморра
В Завете Ветхом обличён.

Сегодня кое-кто зовёт
Так мировой порядок свыше -
Мол Сатана сейчас ведёт
Весь мир к разврату “выше крыши”.


Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова, глава 17 (вторая половина I века).





ГЕТЕРА АСПАСИЯ

Ни один человек ещё не судил солнце
за то, что оно светит и другому...
        - М. Цветаева


Люди звали Аспасию именами двух богинь: Афина-Афродита, ибо она была и мудра, и прекрасна одновременно.
Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми… чтобы послушать её рассуждения…
       -  Плутарх


Была известная гетера -
Умна, прелестна во всех смыслах.
Ходил Сократ к ней часто с верой,
Чтобы послушать её мысли.    (1)

Она стихи писала, прозу
Не всяк философ ей чета.
И это в Греции! В ту пору
Жена при муже заперта.   (2)

Была в любви всегда свободна,
Такая древняя Кармен.
Похоже бизнес был доходный
Ей драхмы сыпались взамен.

Открыт был дом её салоном
Философам и мудрецам,
Поэтам, властью облеченным,
По разуму и по речам.

Потом Перикл на ней женился,
Его второй женой была.
В неё действительно влюбился -
Пусть что гетера - хороша.

Итак, гетера - первой леди
Страны-республики Афин
В эпоху мудрецов, трагедий,
Тот век с немногими сравним.

Он “золотым” потом считался
И был потом неповторим.
Но без неё не состоялся б
Тот век наверно был другим.

Её хранили две богини:
Афина - мудрости полна
И Афродита, помним имя -
Любовь и чувство, красота.

Эсхин Сократик дал ей дань   (3)
О ней Плутарх оставил след.
Гетера, что ж, и это грань
Нам отражает яркий свет.


(1) Аспасия  (ок. 470—400 до н. э.) — возлюбленная Перикла (490—429), политического деятеля древних Афин.

(2) Поэтесса, философ, гетера, писательница

(2) Эсхин Сократик  ок. 425 г. до н.э. — ок. 350 г. до н.э. — древнегреческий философ, в юности последователь Сократа



ГЕТЕРА КАМПАСТА


У нас есть гетеры - для увеселения духа,;наложницы — для увеселения чувств;и супруги, чтобы дарить нам сыновей.
          - Демосфен

О несравненная Кампаспа!  (1)
Перед твоею красотой
Не устояла сила власти
Ни мудрость, творчества покой!

Была гетерой ты Лариссы, (2)
Где Александр тебя узрел.
Хоть женщин не любил он близость.
Но от тебя воспламенел.  (3)

Он не хотел тебя оставить.
Великий воин - как был слаб…
Его учитель и наставник
Сам Аристотель был неправ -

Он осуждал то увлечение
Студент с ней пропускал урок...
Гетера то услышав мнение,
Решила: “Дайте только срок!”

Она пустила свои чары
Ну, и мудрец не устоял…
Пускай он для неё уж старый!
Ведь бес в ребро его поддал.

Он в детсво впал, как разлечение
Себя позволил оседлать!
Да, от любви мозги немеют…
Что можно здесь ещё сказать?  (4)

Ещё был Апеллес великий -  (5)
Художник, Александра друг.
Портрет гетеры именитой
Нагой ему заказан вдруг.

Художнику не вновь модели,
От обнажённых не краснел,
Но от Компаспы - ясно дело
Влюбился враз и осовел.

А Александр - великий воин
И величайший из владык
Сказал, что “С чувствами не спорят,
В подарок ты её прийми!” (6)

Одна гетера покорила
Трёх величайших всех времён!
Кампаспа - помните то имя…
Любви поход не завершён!


(1) Кампаспа — любовница царя Александра Македонского (правил 336-323 до н. э.) из фессалийского города Лариссы, ставшая источником вдохновения для художника Апеллеса (~ 370—306 гг. до н. э.).

(2) Ларисса - город в Фессалии (Центральная Греция)

(3) В возрасте 19 лет в 335 г. Александр направляется на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию Александр останавливается в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором очевидно Александр и познакомился с Кампаспой.

(4) Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Она приказала мыслителю встать перед ней на четвереньки и ползать, а он, готовый на все в своем безволии, позволил превратить себя в шута; повинуясь ей, он смиренно ползал по земле, выступая в роли животного для верховой езды у своей повелительницы.

(5)  Апеллес, друг Александра Великого,
был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода

(6) Во время написания портрета Апеллес влюбился в фессалийскую красавицу. Видя это Александр, охладевший уже к этому времени к своей возлюбленной, подарил её художнику со словами:
"Александр не победим, Апеллес не превзойдён"





ИМПЕРАТРИЦА КУРТИЗАНКА МЕССАЛИНА (17-48 нэ)

Пока есть возможность, живите весело!
               -  Луций Анней Сенека

 Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
       - Оскар Уальд



Была племянницей Августа,
А значит голубых кровей.
К разгульной жизни и к распутству
Привыкла с "молодых ногтей”.

Ей подчинен был лупанарий -    (1)
Публичный дом тех римских лет
И не было там страстней дамы
Чем Мессалина, спору нет.

Императрица на подстилке
За плату с множеством мужчин…
Желание её было сильно
И эуд любви неутолим.

Была она в соревновании   (2)
С извеснейшей гетерой там
И победила по признанию
На множество всех обогнав.

Как будто слеп был император,
Но кто осмелится сказать
Что в Риме не нашлось солдата
Кто не успел с женой поспать.

Нашла коса её на камень
И Агриппина и Нерон      
Всё Клавдию растолковали
И от жены отрёкся он.

Заколота, убиты дети.
Сюжет привычный для тех лет.
Но имя этой куртизанки
Мир не забудет. Это нет.


(1) Лупанарий — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.

(2)  Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек.
Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.




ЖЕНЩИНА - ФАРАОН

Я могу заставить любого мужчину просто не увидеть форму моего носа и подбородка при первой же встрече. А после ночи со мной он до конца жизни будет считать Клеопатру красивейшей из женщин.
             —  Клеопатра


Она уже две тысячи лет
Для всех есть женщина-легенда,
Энигма, миф, сказание, блеф…
Частично ложь, частично верно.

Она - последний фараон!
Она же - первая из женщин!
Что ей Египта пышный трон?
Весь мир у ног её отмечен.

Была у власти двадцать лет
Женой формальной своих братьев.
Для Цезаря затмила свет,
Но Марк Антоний был ей страстью.

Брала она не красотой,
Но обаянием чрезмерным
Кто видел, тот терял покой
Будь цезарь, или муж примерный.

Её чернили все потом,
Оправившись от наваждений -
Имперский Рим считал врагом
Страшнее варварских сражений.

Была умна не по годам,
Владела множеством наречий.
Всё в совершенстве.  Цезарь сам
Латынь и греческий отметил.

Она росла, она жила
В интриг период, жажды крови...
Изгнание видела отца
И казнь сестры в её покоях.

В ней жажда к власти сочеталась
С умом и знанием людей.
И чёрной силой обаяния,
И невезением добрых фей.

Считалось, что она торгует -
Любовь за власть - была цена...
Но ведь избрала царство смерти
Без Марка жизнь ей не мила.

А были дети - принцы крови...
Калигула казнил их всех...
История Клеопатры всё же
Волнует всех из века в век.



Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий


Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV

Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов(народа, жившего на юге Ливии). Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещенные римляне, как, например, Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.





ФАВОРИТКА - МАРКИЗА ДЕ ПОМПАДУР

Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время,
когда солгать, и знать время, когда промолчать.
               -  Маркиза де Помпадур


Быть фавориткой много лучше,
(Коль фаворитка не из дур),
Чем королевой.  Нас научит
Судьба маркизы Помпадур.

Был в Франции король Луи -
Пятнадцатый Луи по счёту.
Женат он был не по любви,
А по высокому расчету.

Ему был не положен трон,
Три поколения претендентов
Все умерли. Судьбы закон
Не исключает тех моментов.

А выжил он благодаря
Что его няня духом твёрдым
Сказала «нет» всем лекарям
И зарубежным и придворным. 

«Любимый» - прозвище дано
И, чтоб Бурбонов было больше
В пятнадцать лет женить его
Пусть старше, на принцессе польской.

Она рожала каждый год
И десять родила детей. 
Но королю дала отход:
«В постеле не бывать моей!»

Теперь на сцену выплывает
Мадам Жаннета Пуассон -
Маркизой Помпадур мы знаем.
Король при ней, а не при нём. 

Для мужа были откупные,
А ей дворцы, поместья, власть.
Министры все её отныне
Политика её есть страсть.

Ей ожерелья и подвески
И камни редкой чистоты. 
И луидоры в банке вески
У фаворитки есть мечты.

А к королеве с уважением
Поклон где надо, реверанс.
Вся Франция в её владении
Для фаворитки нужен шанс.   

В Версале ей даны палаты
С секретным входом к королю.
Ей не нужны доспехи, латы
Начать ненужную войну. 

Нет знаменитей фаворитки
Маркизы нашей Помпадур.
Вольтер ей высшие отметки
Давал. Как будто - трубадур.



Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson;1721—1764), более известная как маркиза де Помпадур (фр. marquise de Pompadour) — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.




ОТШЕЛЬНИКИ

Я понимаю, как это опасно –
верить зловещей арктической мгле,
не поддаваясь приманкам соблазна
лучшее место найти на земле.
     - Зиновий Вальшонок

«Богу нужны отшельники не меньше, чем проповедники».
        — Денис Джонсон, «Сны поездов»


Зачем отшельники нужны?
Какая польза в них народу,
В пустынях, в кельях за дверьми
Чего-то шепчут в ухо богу. 

Их знания с ними и умрут,
Другим их опыт не поможет.
Так что ж, вся жизнь - напрасный труд?
Зачем они тебе, о Боже?

Возможно, помощи в них нет,
Но нет от них вреда ведь тоже.
Бывало, что пророк не в свет,
А вёл народы в тьму похоже. 

По мне, коль зла нет никому,
Живи, коль хочешь, на деревьях.
Уйти от мира одному,
И провести всю жизнь в молении.

Таков монашеский эдикт,
Обет молчания и веры.
Перо монаха лишь скрипит,
Потерям нашим есть примеры. 

Но жаль потерянных идей,
Что всем в копилку не достались
Возможно, лучших из людей,
Открытия, что не оказались.   

Но иногда идеи их
К нам прорывались сквозь преграды,
Велик отшельник Гераклит,
И Мендель жил не для награды. 

Не только знания, но гены
Им передать не довелось.
Все чингисханы им замены
Мир потому - наперекось. 





ВЫБОР

Ухо наше для лести — широко раскрытая дверь, для правды же — игольное ушко.
           —  Блез Паскаль


Вся жизнь для нас - набор дверей:
Открытых, наглухо забитых.
Есть надписи: «Сюда не смей!»
А есть: «Пожалуйте,  открыто.»

Есть, что затянуты холстом,
К ним золотой походит ключик
И под амбарным есть замком,
Как знать, какая из них лучше?

Бывает Цербер сторожит,
Там семь замков и семь печатей.
А есть, что словом дорожит -
«Сим-сим открой» и дверь откатит. 

Одни соблазном нас зовут
Халву предложат, чай и ласки.
Хлеб соль, возможно, поднесут,
Но это редко, только в сказке. 

Распутье - это та же дверь,
На камне надпись - выбор скудный.
Жизнь не прожить нам без потерь,
Но что отдать - вот выбор трудный. 

Любая дверь - набор проблем,
От их решения зависит
Оставим след, иль насовсем
Падём мы ниц, взнесёмся в выси




ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЕРИТ В ЛУЧШИЙ МИР

Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.
          —  Джон Рокфеллер


Для тех кто верит в лучший мир,
И кто живет его надеждой.
Кто жизнь земную посвятил
Чтоб веру принести невеждам.

Кто всем соблазнам сказал "нет",
Не пропускал дневных молений,
Не покривил душой и свет
Нес людям в час мирских волнений.

Кто не молчал и не предавал,
Кто правду говорил тиранам,
Кто золотом пренебрегал,
Любовь, добро неся по странам.

Ах, это я не к вам?
А кандидата вы встречали?
Я тоже их не видел сам.
Да, был один. Его распяли.




ЭПИЛОГ

Вы в самом деле думаете, что только слабые люди поддаются соблазну? Уверяю вас, есть такие страшные соблазны, что для того, чтобы им поддаться, нужна сила, сила и мужество.;       - Оскар Уайльд


Приятно нам всегда считать,
Что выбор делаем мы сами.
С сознанием можем выбирать; -
Так приучили нас веками.

То все религии твердят,
Что чёрт иль ангел - лишь советчик.
Все философии подряд
Вам говорят, что вы ответчик. 

За это ставили нас в угол,
За это двойки получали,
Мы yahoo выбираем google,
И Кодекс Уголовный знали.

Мораль и честь стоят на этом.
Но что наука говорит?
Свобода воли? Ищет это
Учёный муж, а не пиит. 

Ведёт к решению цепь событий,
И их нетрудно проследить -
Нейронов путь в мозгу увидеть,
С приборами нельзя шутить. 

Закономерен путь, случаен,
Иль комбинация двоих -
Но не «свободен» он, не таен;
Он предсказуем - в этом штрих!

Прибор покажет - есть решение,
Задолго, чем в сознании он.
Нет, не свободно наше мнение,
Законы физики есть в нем.

И даже, выбор пусть случаен,
Есть вероятности закон.
Умом мы это понимаем,
Он не «свободен», как наш сон.

Но, если воля «не свободна»,
То нет вины нашей когда,
Мы нарушаем Кодекс сводный,
И наша этика не та!

Всё здесь решает воспитание,
Как тренировка у щенка -
Его огромное влияние,
Что можно, что нельзя всегда. 

Но нам приятно всё же верить,
Что выбор наш и только наш.
Что логикой, умом проверен.
Не подтверждён. Такой пассаж.

Манипуляции возможны -
Соблазном, рюмкой иль иглой,
И пропагандой, - так несложно
Создать Свободный Выбор твой.


Рецензии
Соблазнов много по судьбе,
но многие ведут к беде...
Если духом силён,
то соблазн будет обнулён...

Эстрела Мар   24.05.2025 19:52     Заявить о нарушении
Известны случаи - за веру
Шёл кто-то на костёр, на крест.
Ну как найти душе той меру,
Что жажде к жизни скажет - "нет".

Тот миг, где дух сильнее плоти,
Он в вечность открывает дверь.
Когда же плоть скорей в почёте,
То побеждает другой зверь.

Немного тех, кто сильны духом -
Не надо им других наград.
Не искусить их жизни вкусом,
У них есть цель и нет преград.

Живут они в непонимании,
Среди других таких, как мы.
Нам непонятны их страдания…
О, как же мы обделены!

Оскар Хуторянский   24.05.2025 22:06   Заявить о нарушении