Чемпионат - весна 2025. Выбор Валерии Исмиевой

Друзья, представляю вам шорт и комментарии к нему члена жюри Валерии Исмиевой. Имена авторов в скобках вписала я после получения шорта.

Елена Чалиева.


Отобранные стихи

1
№1 Точка возврата (Алексей Прохоренков http://stihi.ru/avtor/alexpro)

Ярче, уверенней с каждым днём
хворост привычки горел огнём.
Главный герой ворожил искусно – снился и спутывал мысли с чувством,
жаль, наяву был скорее другом,
но голова всё равно шла кругом.
«Фильм – просто бомба!» – писала пресса, близость к нему прибавляла веса.
Он потакал, осыпал словами –
ноги к нему приводили сами –
а за словами готовил выход, чтобы уйти можно было тихо,
чтобы уйти можно было сразу,
чтобы сказать напоследок фразу:
«Как я устал от всего, прости, мне нужно снова себя найти»…

Днём он встречается на обложках
с лёгкой блондинкой на тонких ножках.
Из интервью для поклонниц ясно: пара прекрасна, и ждать напрасно.
«Ожил духовно с пустой матрёшкой!» –
ногти вцепились и рвут обложку.
Взять себя в руки, не биться в стену. Снова на пробы – искать замену.
Действовать, действовать зло и быстро –
благо, в природе полно артистов,
падких на всё, лишь бы в хайп карьеры… Только финал затмевает первый:
там, за игрой, его ждёт семья,
вслух остаётся: «Пойми меня…
нам хорошо было вместе, но трудно играть сразу в двух кино».

Точка возврата одна и та же –
с ним на экранах идут продажи,
а для тебя день сурка на кухне: как не поступишь – мир снова рухнет.
Точка возврата пугает зряче –
страхом никчёмности, неудачи,   
правдой, что явь – не поток рекламы, игры в успех, перспективный кадр,
правдой, что жить хочет, как дышать,
не напоказ и назло душа,
правдой, что суженый – тот, что свыше – не по сценариям счастье ищет.
В точке возврата судьбы к началу
петли свои ослабляет дьявол,
чтобы увидеть могла свет счастья – не постановочный, настоящий.

2.
№10 Моя прошлая жизнь (Марина Русова http://stihi.ru/avtor/alienminchenko)

Горит ломбард. Зола и пена.
И неба пального мазут.
Пожарным - море по колено,
Команду дай, и всё, что ценно
Зальют, недорого возьмут.

Вердикт готов -дефект проводки.
Армагеддон -ни дать, ни взять.
А у второй перегородки,
Опустошив бутылку водки,
Оценщик поминает мать.

И дышит гневом и этилом
Среди «родимых Палестин».
А рядом готика с ампиром,
Летят, как голуби над миром,
В клубах дымящихся руин.

Ложится горек и увечен
На стиль «Жакоб» отборный мат.
Где крыть уже казалось нечем,
Стоим без памяти и речи
Мы, всё отдавшие в заклад.


3.
№35 *** (И всплывает - хоть и забыт, задвинут...) (Ольга Неунылова http://stihi.ru/avtor/elya01)

И всплывает - хоть и забыт, задвинут,
Утрамбован временем в гиппокампе -
Персональный мой меловой период:
Стены бежевым, лестницы, стулья, парты.
 
Было время вовсе не золотое:
В гардеробе давка, под партой жвачка,
И невкусный слипшийся плов в столовой,
И сосед мне размалевал задачник.
 
Но порой проснёшься, ещё не вспомнив,
Сколько лет и осеней насчитало,
А уже развёртывая двухтомник
Дел и слов, что вот бы начать сначала,
 
Задохнёшься: может, осталось время,
Может, двойка карандашом в журнале,
Может, можно заново эту тему,
Я исправлю, правда же, я исправлю.


4.
№3 Почта (Александр Быстров 4 http://stihi.ru/avtor/bystrov1)

По воле его и слову рождается новый день,
от первого до седьмого у Господа - много дел.
Горит фитилёк в огарке, часы отбивают счёт,
готовит Господь подарки и почтой на землю шлёт.

Подарки его прекрасны, чудесны со всех сторон,
любуется ими мастер и вкладывает в них он
любовь, доброту, удачу и много других щедрот.
Господь ничего не прячет, всем поровну - отдаёт.

Подарки живут, мужают и в море земных проблем
со временем забывают, кто их дарил и зачем.
И в чьих-то чудесных душах всё чаще звучит мотив -   
мол, мы, как подарки, лучше, подарочнее других,

мол, мы – не такого сорта, как прочая гопота,
не та, мол, у них обёртка и ленточка, мол, не та.
А кто не согласен с этим, тех, Господи нас прости,
орудиями приветим и танками угостим…

Работает Божья почта.
Столетия напролёт подарки с пометкой «срочно»
на землю всё шлёт и шлёт.
И адрес ещё под маркой выводит его рука,
и в чудо своих подарков он верит ещё
пока.

5.
№44 Воробьиный бог (Сергей Иванов 126 http://stihi.ru/avtor/55ddd)
 
На улице дождь за витринами строит мне глазки -
Ты знаешь, мне сказки не надо рассказывать в сказке
О том, что дожди восхитительны в божьей купели,
А мы, воробьи - куличи на пасхальной неделе.
 
И чиркают ветви по сонному дну поднаготной,
И мир не померкнет, и окна рассмотрят подробно:
На улице дождь, и витрины, и прочее в прочем -
И в слёзы начнёшь, и, наверное, сразу закончим.
 
И бог воробьиный "бескрыл" воробьиною ночью -
Оглох, сгорбил спину и мир в небесах обесточил,
Но чиркают крылья и руки запойно чудачат
Стихами в порыве дождей, приносящих удачу.

6.
№29 Никербокер (Эса Милл http://stihi.ru/avtor/miloffs)
 
"Часто думаю: вот, съезжу туда
с подложным паспортом,
под фамильей Никербокер..."
                В.В.Набоков.
 
Веером брызг ахнул таксомотор.
Бисерный дождь шепотом моросит.
В узел кашне прячу скупой восторг,
скинув пальто тесных углов такси.
Местный толмач будто Иаков хром -
вихри вражды изрешетили кость.
Оком сыча шарит со всех сторон,
только уймёшь - снова пытает вскользь.
Ветреный джаз мигом обрёл черты:
плоть этажей, шумных артерий пульс...
Тоньше слюды крылья моей мечты.
Словно янтарь неумолима Русь.
 
Что опустить в первый конверт? Изволь.
Веришь ли, друг, в окнах пейзаж с Невой.
Паства не волк, хуже угробить роль.
Третьего дня прибыл, пока живой.
Лишь со спины дразнит неверный шаг:
честный эскорт или готов расстрел?
Майская ночь, звездная пыль, овраг
стоят того, да виноград незрел.
Выдохся весь сотканный бытием
вольный как бриз воздух Большой Морской.
Мажу на хлеб Герцена сорок семь.
В самой родной гавани я - изгой.
   
Просто мечта прозою обожглась.
Просто с утра бисер дождя окрест...
Чуткий толмач щурит прицелы глаз:
-Вот из ё нэйм?
-I'm Knickerbocker. Yes.


7.
№13 Тёмная шаль (Эса Милл http://stihi.ru/avtor/miloffs)
 
Там, за порогом сердцебиения,
что не случилось, того и не жаль.
Сумерки тише, суть сокровеннее,
дама примерила тёмную шаль.
Птицею синей в вечное озеро,
перевернув притяжения власть,
целую бездну жемчуга бросила.
Было бы счастье, да некуда класть.
 
Тут от богатства брызги из мелочи
чудом спасают, привычно горчат.
С дамой трефовой, вестницей немочи,
спорю, пока не заплачет свеча.
Сколько отмерит - столько и выстою.
Но, до поры, между нею и мной
ясная вера в нить золотистую
в небо вплетённую тонкой каймой.

8.
№12 Вернуться (Валеева Мария http://stihi.ru/avtor/marusa13)

Зыбкий блеск волны,
Бег упругих дуг
Заговорены
Отводить беду.
Корчевать печаль
Пенной болтовнёй,
Растворять в плечах
Гнёт судьбы дурной
Я вернусь к тебе,
Друг, морская соль!
Выветренно бел
На спине песок, –
Единений знак,
След твоей любви.
Приговорена:
Будь! Дыши! Живи!


9.
№24 Эксгумация (Андрей Кривошей http://stihi.ru/avtor/krivosheiandrei)

Возвращенье всегда чревато
страхом прошлых возможных встреч.
Бредишь точками невозврата,
чтоб услышать родную речь.

Опер, жги нецензурным словом!
Тычь лопатою, лжепророк!
Захоронен я безголовым
и к тому-же без рук и ног.

Неустанно копай и слушай,
мысли мимо не пропускай...
Неопознанным мёртвым душам
нет дороги ни в ад, ни в рай.

Чуешь небо порозовело
в цвете глаз протокольных лиц?
Вы верните мне части тела
в текстах выверенных страниц.

Откупоривай, опер, водку —
пей за вечный покой души!
Как просмотришь былую сводку,
с опознаньем моим реши.

Вот и солнце... Уже обратно?
Чтоб навечно в могилу лечь?
Возвращенье всегда чревато
только мигом возможных встреч.



10.
№23 Память (Валеева Мария http://stihi.ru/avtor/marusa13)

Просинь неба, – апреля взгляд,
Различаю в белёсой выси.
Прорастает в прорехи лат
Память прошлых крылатых жизней.

Прорастает во сне, врасплох,
Планы рвёт и громит привычки.
Что же может людская плоть
Знать о резвых повадках птичьих?

Нет, не выйдет вообразить
Виражи и восторг полёта,
Если пташьей не знал стези
И пичужьей не жил заботой...

Просинь памяти маяком
Не даёт заблудиться в буднях,
Если жизнь в этот раз – пешком,
И свобода даётся трудно.



Пояснения к отбору

1.  
№1 Точка возврата
У автора длинное дыхание, при этом  перед нами не «заполнение листа» – стихотворение содержит и интригу, и размышление,  и ловко схваченные  поданные детали, и хорошие смены ракурса. Разбивка на три части, где в каждой тема раскрывается по-новому, напоминает композиционно кинофильм,   это особенно хорошо, потому что сюжет связан с успешной карьерой  киноактёра . «Хворост привычки», ««Фильм – просто бомба!» – писала пресса, близость к нему прибавляла веса.» - ёмко и точно, «а для тебя день сурка на кухне: как не поступишь – мир снова рухнет.»   аллюзия на фильм, и краткий императив – всё в этой строчке ёмко (только вместо «не» нужна частица «ни» (грамматически)), «В точке возврата судьбы к началу/ петли свои ослабляет дьявол,» и т.д. В общем, жизненно, продумано, свежо, остро. У автора этическая позиция, что – безусловная ценность.  Попадание в тему не поверхностное, сущностное.

2.
№10 Моя прошлая жизнь
Сравнение прошлой жизни и её содержания с ломбардом, ныне сгорающим, – выстрел со 100% попаданием. Речь раскрепощённая. В меру саркастическая интонация, в финале горечь, как от дыма.

3.
№35 *** (И всплывает - хоть и забыт, задвинут...)
Очень хорошее чувство слова и ракурса: «И всплывает - хоть и забыт, задвинут…» - браво, начало уже затягивает, «Утрамбован временем в гиппокампе» - опять удача;   далее отбор деталей в перечислении очень убедителен. Конец интонационно превосходен: «Я исправлю, правда же, я исправлю»,  вот на этой строчке полностью уверяешься, что лирическая героиня  отождествилась со своим прошлым, хотя понимает, что это, увы, лишь сон. Отличная метафора: «Персональный мой меловой период» (т.е. период, когда писали мелом на доске, асфальте…)


4.
№3 Почта
Неожиданный способ прочтения традиционного сюжета. Олицетворение «подарков» в этом стихотворении – пожалуй, самая большая удача (3-4 строфы).  Вторая удача – что этот прём, делегирующий подаркам  право прямой речи, обрамлён описанием действий Того, Кто их раздаёт. Образ «высокого дарителя» подкреплён эпичным зачином и ритмом. Было бы ещё лучше, если б Он подольше оставался неназванным. Читать увлекательно, мораль – редчайший случай – подана очень ненавязчиво, исподволь.

5.
№44 Воробьиный бог
Светлая, камерная лирика. У автора отличный музыкальный слух. Стихотворение дышит свежестью дождя. Помимо чувства ритма и бесстрашия перед рефренами/тавтологиями (Ты знаешь, мне сказки не надо рассказывать в сказке», «На улице дождь, и витрины, и прочее в прочем» ), в данном стихотворении уместными,  необычны смысловые находки  и их словесная вязь: «И чиркают ветви по сонному дну поднаготной», «И в слёзы начнёшь, и, наверное, сразу закончим», «руки запойно чудачат».

6.
№29 Никербокер
Возвращенье на родину под проливным дождём – по-набоковски  сдержанно-джентльменский, скупой на открытую эмоциональность, но внутренне неприкаянно-щемящий образ (всю жизнь мечтал – не случилось – по принципиальным причинам). Трудная задача – переедать сложное внутренне противоречивое состояние лирческого героя, не погреша против стилистического соответствия его прозведениям  – в целом очень хорошо удалась. Считываются интертексты («Майская ночь, звездная пыль, овраг»), уместно вставленные.
 Из убедительного полотна выпадает: ««сотканный бытием» - слишком общо, Набоков никогда бы себе этого не позволил, тут требуется  или  дополнительное, конкретизирующее  слово (каким именно бытием), или нужно менять на другой способ выразить желаемое, уместнее было  бы «весь сотканный бытием/ вольныМ, как бриз»;  «паства не волк» - намёк понятен, но слово «паства»  не из набоковского словаря, по крайней мере в данном контексте оно инородно, «Словно янтарь неумолима Русь» - это сравнение непонятно, смысл не считывается. Или нужно какое-то раскрывающее пояснение, или замена.

7.
№13 Тёмная шаль
Игра с отличной стилизацией, очень женские интонации, но  элегантные,  напоминающие романс. Ахматовский образ героини и стихотворения в целом  выдержан – можно сказать, что перед нами поэтический портрет Анны Андреевны. «Ясная вера в нить золотистую/ в небо вплетённую тонкой каймой» - изящно, отдаёт стилизацией под Серебряный век, который автор явно ценит и любит. Стихотворение живописное, напоминает картину Борисова-Мусатова, но лирическая героиня сделана из другого, более прочного вещества («Сколько отмерит - столько и выстою»), вместе это создаёт объём.

8.
№12 Вернуться
Музыкальность,  движение, стремительность – ощущение бега волн, высвобождающих чувство полёта, воодушевляющих лирическую героиню, передано прекрасно.  Адресат  стихотворного послания считывается не сразу,  это удача. Финальная строка слишком предсказуема.


9.
№24 Эксгумация
Почти до конца выдержано напряжение, особенно в первых трёх строфах. Название  и сама визуализация процесса эксгумирования – очень захватывают. Последняя строфа на этом фоне слаба, особенно «Возвращенье всегда чревато/ только мигом возможных встреч» - здесь прямо легковесная банальность, словно не из этого текста, требуется что-то потяжелее, но автор словно бы устал от напряжения и сдался.


10.
№23 Память
Мне понравилась идея прорастания памяти о птичьей жизни (жизни крылатой,  коннотации на душу понятны). Смутили «прорехи лат», слово «латы» тут кажется инородным, хотя понятно, для чего использовал его автор. «Если жизнь в этот раз – пешком» - отличное решение для последней строчки, и пояснять ничего не надо. 


Рецензии
Валерия, спасибо огромное, что нашли столько тёплых слов для моего стихотворения!

Ольга Неунылова   23.05.2025 19:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.