Зинаида Гиппиус. О ней

ЗИНАИДА ГИППИУС
1869 – 1945

   Основные темы творчества Зинаиды Гиппиус: любовь, человек, Бог, смерть. Все мысли и творческие искания поэта направлены на постижение этих важнейших, основополагающих категорий бытия.
В своём дневнике она писала: «Зачем же я вечно иду к Любви? Я не знаю, может быть, это всё потому, что никто из них меня, в сущности, не любил?
У Дмитрия Сергеевича (Д. С. Мережковский – её муж – А. Б.) тоже не такая, не “моя” любовь.
Господи, как я люблю какую-то Любовь».

  Интересны воспоминания современников о З. Гиппиус. Так, Нина  Берберова рисует  литературный портрет З. Гиппиус,  описывая особенности одежды, фигуры, причёски и украшений. «Положив ногу на ногу и закинув голову, слегка прикрывая веками свои близорукие глаза (ставшие к старости косыми), она играла лорнеткой, слушая Маклакова, который цветисто и уверенно продолжал свой рассказ. Она всегда любила розовый цвет, который «не шёл» к её темно-рыжим волосам, но у нее были свои критерии, и то, что в другой женщине могло бы показался странным, у неё делалось частью её самой. Шёлковый, полупрозрачный шарф струился вокруг её шеи, тяжелые волосы были уложены в сложную прическу. Худые маленькие руки с ненакрашенными ногтями были сухи и безличны, ноги, которые она показывала, потому что всегда одевалась коротко, были стройны, как ноги молодой женщины прошлых времён».

Н. Берберова  замечает особенности поведения З.Гиппиус:«Она несомненно искусственно выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность. Внутри она не была спокойна. И она не была женщиной. <…> Между нею и внешним миром происходила постоянная борьба-игра. Она, настоящая она, укрывалась иронией, капризами, интригами, манерностью от настоящей жизни вокруг и в себе самой».

Будучи эпатажной дамой, З.Гиппиус  часто подписывала свои работы мужскими именами: Денисов, Крайний, Товарищ Герман и др.

Писала З. Гиппиус ярко и сжато.    Брюсов указывал на умение поэтессы «писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы». Это говорит о её таланте.

Отрывок из кн. автора " Уральская роза, раздел " Имена и лики поэтов".
Екатеринбург, несколько переизданий.  Есть дополнения.
 
Вашему вниманию стихи З. Гиппиус:

Дни


Все дни изломаны, как преступлением,

Седого Времени заржавел ход.

И тело сковано оцепенением,

И сердце сдавлено, и кровь – как лёд.

 

Но знаю молнии: всё изменяется...

Во сне пророческом иль наяву?

Копьё Архангела меня касается

Ожогом пламенным – и я живу.


Пусть на мгновение, – на полмгновения,

Одним касанием растоплен лёд...

Я верю в счастие освобождения,

В Любовь, прощение, в огонь – в полёт!
..............................................

НЕЛЮБОВЬ


Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый,- открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний — любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье — и в Нелюбви.

Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю…
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки… Я отворю!

 

 


Рецензии
На фоне этих стихов отчётливо проявляется конкретная нелюбовь почвенников: Клюева и Есенина
к З.Гиппиус.

Александр Дикий   15.08.2025 10:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.