Сны Хайфы
(в стиле Ж.Превера,посвящается другу детства.)
Квартирка в три шага — кровать, окно, тоска.
Стены тонкие, как бумага для самокруток,
сквозь них плывёт матросский смех из порта,
а на полу — рассыпанные «спасибо» за работу.
Утром фалафель жарят в масле старых обид,
вечером ветер гонит по проводам аккордеон.
Солнце, как медяк, катится в море,
а арабки смеются, шлёпая по тротуару
жопами-планетами, от которых дрожит
уличный кот, забывший свой язык.
Работа — сортировать апельсины по грусти:
эти — для Берлина, те — для тоскливых губ.
Босс кричит: «Быстрее!» — и время ломается,
как дешёвые часы из киоска у рынка.
Зарплата — горсть шекелей, что просыпается
сквозь дырявый карман в объятья асфальта.
А я считаю: хватит на хлеб, на налоги,
на ниточку, чтобы пришить мечту к пиджаку.
Но мечта рвётся, как парус в шторм,
и падает в море, где тонут все «завтра».
Фалафель в лаваше — свёрнутый в трубочку ад.
Огурцы хрустят, как кости предков,
а тахини стекает по пальцам рекой,
что когда-то звалась Волгой или Днепром.
За соседним столиком старик с лицом карты
играет в шахматы с тенью от пальмы.
«Мат», — говорит тень, а он плюёт
в стакан с чаем, где плавает луна.
Я заказываю ещё одну шаурму —
может, в ней спрятан билет домой?
Арабки проходят, звеня браслетами-цепями.
Их бёдра шепчут: «Здесь рай… или обманка?»
Одна подмигивает, смеётся сквозь жемчуг зубов,
а я краснею, как коммунист на Песах.
«Мамле их!» — бормочет старый таксист,
но я уже пишу стихи на салфетке:
«О, жопа мира! Ты — мой Синай,
где вместо скрижалей — следы от джинсов…»
Ветер с моря рвёт салфетку, уносит
к кораблям, что уплывают, не спросив «куда?».
Море здесь синее, как экран смерти в Windows 98.
По утрам оно дарит ракушки-шифры,
но я не умею читать на языке волн.
Рыбаки чинят сети, как будто латают
дыры в небе, откуда капает звёздная ржавчина.
А чайки кричат: чужой, чужой, чужой..
По субботам рынок пахнет зелёной тоской.
Продавцы орут: «Свежее! Свежее!» —
но всё несвежее, как мои оправданья
перед зеркалом в ванной без пробки.
Покупаю яблоки с пятнами, похожими
на карту районов, где жил когда-то.
Старуха-армянка суёт мне гранат:
«Возьми, дитя, это сердце Ближнего Востока!»
Я ем зёрна, плююсь кровью-соком
на тротуар, где муравьи строят Вавилон.
Ночью крыши Хайфы — гитара без струн.
Курю шмаль на балконе, считаю огни в порту:
вон там — Кипр, там — война, там — мечта.
А подо мной пьяный русский поёт «Синий платочек»,
путая слова, как я путаю прошлое с будущим.
Его тень танцует танго с моей тоской,
а луна льёт кетчуп на небо.
Где-то брат звонит: «Как там?» — «Всё хорошо!»
Но «хорошо» застревает в горле,
и я глотаю его с водой из-под крана.
Мечты иммигранта — почтовые голуби
с перебитыми крыльями. Они кружат
над мусорными баками, клюют объедки
вчерашних «может быть». Я кормлю их
крошками от питы, а они в ответ несут
обрывки газет с объявленьями: «Требуется…
Требуется… Требуется…» — но не меня.
Иногда снится, что море стало прозрачным,
и на дне виден мой дом — там, где
бабка ставит тесто под радио «Маяк».
Ностальгия — это кот, который трётся
о ноги, но не даётся в руки.
Он приходит, когда пахнет дождём,
и уносит куски моей души в подворотни.
Я зову его «Рыжик», как пса из детства,
но он мяукает на иврите: «Ата мевин?»
Нет, не понимаю. Ни языка, ни
почему здесь даже голуби сторонятся.
Дарю ему колбасу — он ест и уходит,
оставляя следы на песке, как азбуку Морзе.
Туманное будущее стелется по утрам
между мусоровозов и кофеен «Арома».
Я пью эспрессо с сахаром из пакетика,
где написано: «Счастье в каждом глотке!»
Но счастье горчит, как прах сожжённых писем.
За соседним столиком студенты спорят
о войне, о мире, о Боге, который
потерял свой паспорт на границе.
А я молчу, рисую на салфетке корабль
с алыми парусами из фалафельной обёртки.
Ветер с Галилеи приносит запах сосен
и взрывы где-то за горой. Я чищу картошку,
смотрю, как кожура кудрявится, как буквы
алфавита, который никогда не выучу.
Телевизор бубнит: «Переговоры… удары…»
Бабушка-соседка стучит в стену:
«Тише!» — но тишина здесь громче
сирены. Я ем картошку с солью,
а соль — это слёзы, которые не выплакал
в аэропорту, когда улетал «навсегда».
Солнце, море, фалафель — три кита,
на которых держится мой Вавилон.
Иногда, когда ветер дует с России,
мне кажется, что слышу голос отца:
«Держись, сынок». Но это всего лишь
скрип фуникулёра, ползущего к небу.
Я поднимаю руки, ловлю облако —
в нём форма родины, но дождь
проливается арабскими буквами,
и я бегу укрыться под козырьком «Макдональдса».
Финал:
Завтра снова работа, фалафель, море.
Может, арабка улыбнётся? Может,
ветер принесёт письмо с печатью «Родина»?
А пока я пишу эти строки на песке
у воды. Волна придёт — смоет.
Но я напишу снова. И снова.
Пока пальцы не онемеют от соли,
а сердце не станет ракушкой,
в которой шумит чужое море.
Danise Lapkin
2025
Свидетельство о публикации №125052104457