Три встречи
По узким улочкам дачного посёлка потоками льётся вода – весна ликует, топит снежные остатки зимы. Апрель плачет. Всё, как в человеческой жизни – смех и слёзы рядом. Вспоминаю середину нулевых, когда к нам на дачу приехал друг студенческих лет по матфаку ДВГУ Сергей Можеенко. В Хабаровск из Большого Камня его привело продвижение по карьерной лестнице, утвердили на должность директора по автоматизации Сбербанка. Назначение было неожиданным, поэтому с моей стороны посыпались вопросы:
– А, как Наташа, дети? Как ваш дом, продавать будете?
С любимой женой Наташей они неразлучники со студенческой скамьи, у них трое детей, счастливая семья. А начатое строительство большого дома, где бы разместились не только дети, но и внуки, довелось увидеть своими глазами – масштабно и грандиозно, с размахом.
– Наталья Фёдоровна охраняет очаг, как положено. Дом в стадии достройки. Продавать? Да, ни за что, мы приморчане!
По имени-отчеству Сергей называл жену шутя-любя. По натуре он принадлежал к той редкой породе людей, которых все любят, такая харизма – не красавец, но обаяния и природного юмора, хоть отбавляй. А Наташа, наоборот, тиха и скромна, жена при муже, но в лице такая чисто русская прелесть, залюбуешься. Объединяла эту пару любовь к музыке и песне, познакомились они ещё в стройотряде, а потом Сергей организовал в университете вокальную группу, набрал девчонок, и конечно, там пела Наташа, его судьба на всю жизнь.
– А в доме есть музыкальный инструмент? – вопрос Сергея застал меня врасплох, на даче ничего подобного не имелось.
– Увы, из музыкальных инструментов только детская гармошка, но она уже лет двадцать как не играет...
Извлекли на свет «инструмент», и тут произошло чудо – в умелых руках мастера гармошка заиграла, да так лихо, что собравшаяся за столом компания вспомнила и частушки, и народно-застольные песни. Ну, а когда Сергей сыграл на гармошке вальс, это был её звёздный час за всё время существования!
Душевный накал эмоций дачной публики рос, и вот уже нашли у соседей расстроенную гитару, похоже, ровесницу гармошки. А гитару Серёга приручил вообще враз, ещё бы – привычный инструмент, и начались посиделки за полночь. Это было время, когда мы в компаниях любили петь, когда помнили все слова песенного текста, а совместное пение создавало неповторимую атмосферу душевного единения.
На новой должности Сергей проработал недолго, и это было предсказуемо. Он был человеком деревенским, в лучшем понимании этого выражения – честным, открытым, интриги и подковёрные игры не для него. Да, и жить семейному человеку на два города трудно. После возвращения в Большой Камень, где он возглавил региональное отделение банка, Сергей осел в приморском посёлке навсегда.
Жизнь нас развела надолго. Хотя, я и приезжала почти каждый год к друзьям во Владивосток или в Приморье отдохнуть на море, домоседы Можеенко не присоединялись к нашей дружной компании однокурсников, домашние дела превалировали.
И вот, три года назад, математический факультет, теперь уже ДВФУ, объявил о праздновании своего 50-летнего юбилея. Что тут началось, ажиотаж по всем направлениям, созваниваемся, договариваемся. Но, неожиданно выясняется, что количество выпускников, желающих принять участие в мероприятии, не вмещают стены выбранного помещения – кто не успел получить приглашение, тот опоздал. Можеенко опоздали, снова нам не судьба встретиться.
Накануне назначенной даты иногородние, как обычно, собрались в «штаб-квартире» у Ларисы и Кости Просекиных. Подъехал ещё народ, обсуждали и репетировали приветственное слово от нашего выпуска. Хотелось, чтобы речь поколения прозвучала весомо, но вместить в неё все нахлынувшие воспоминания не удавалось, поэтому больше смеялись и шутили. Конечно, провели перекличку, кто не сможет приехать на мероприятие, погоревали, что не будет четы Можеенко. Валя Ручко, близкая подруга Наташи, в сердцах сказала:
– Ну, могли бы приехать просто так... когда ещё случится увидеться... я им звонила, уговаривала, уговаривала... но, не уговорила, даже обидно.
За обсуждением предстоящего события не заметили времени, легли поздно, а в 06:30 утра звонок в дверь – на пороге Серёга в стройотрядовке, с гитарой за спиной, и Наташа со студенческим фотоальбомом под мышкой!
Бывают в жизни моменты непередаваемой радости, когда эмоции от душевного восторга зашкаливают, этот был именно такой. Кинулись обниматься, целоваться, а потом переодеваться, поскольку выскочили к двери в пижамах. Выходит, подействовал Валин звонок – как рассказали потом наши гости, проснулись они среди ночи одновременно, и приняли решение срочно ехать во Владивосток!
Представьте, обстановку – воскресное утро, панельный дом спит, а нас переполняет радость через край. Конечно, организовали стол, заиграла гитара, перепели до обеда все студенческие песни, благо, соседи это выдержали. Сергей очень хорошо, проникновенно, читал стихи неизвестного мне тогда поэта Николая Рачкова, как оказалось, нашего талантливого современника. Видно было, насколько Сергею нравятся эти стихи про русскую землю, про человеческие отношения, будто он, декламируя, свои мысли произносил, так они были ему созвучны. И мы все, сидящие рядом, были созвучны друг другу – полдня вместе на одной волне, в кругу друзей, оказались незабываемы. Пообещали не теряться, встречаться. И встретились, но, к сожалению, всего только один раз.
В середине сентября прошлого года, когда уже, казалось бы, закончился пляжный сезон, бухта Рифовая Приморского края встречала большую дружную компанию друзей-однокурсников, бывших матфаковцев. На турбазу заезжали в разное время, кому как удобно, и продолжительность отдыха у всех была разной – кто на два дня приехал, а кто-то на две недели. Но в пиковый день нас было, аж 19 человек! В этот особенный день наконец-то приехали редкие гости, две долгожданные пары – Сережа и Наташа Можеенко из Большого Камня, Валя и Женя Ручко из Камень-Рыболова.
От самого горизонта по морю бежала, серебрилась лунная дорожка, накатывали волны, шуршал прибой, а на песчаном берегу за длинным импровизированным столом царила забытая атмосфера студенческого братства. И, конечно, играла гитара Сергея. Вспоминали прошлое, пели засевшие в подкорку памяти песни, оказывается, всё помним! Разговаривали за жизнь, рассказывали о личном – день вчерашний и день сегодняшний как бы объединились. Сошлись во мнении, что давно не было так хорошо. Помню момент, как вдруг, зазвонил телефон, и прослушав сообщение, радостный Сергей сообщил:
– А моя внучка выиграла регату! Представляете, самая маленькая в команде...
Гордость переполняла Серёгу, ещё бы, такое событие! Выпили за внучку, потом за всех внуков. Похоже, дед он был уникальный, с такой любовью рассказывал о своём продолжении, об их успехах – и было чем гордиться, детвора у семьи Можеенко талантливая по всем направлениям. Да, и как без увлечений рядом с таким дедом.
На следующий день пошёл дождь. После утреннего кофе Серёжа с Наташей пригласили всех в свой домик на презентацию мёда. Оказывается, после ухода на пенсию Сергей занялся пасекой, причём, очень серьёзно, как продолжатель семейного дела. Оказывается, его дед в Первую мировую войну попал в Австрию, где впервые увидел пасеку, и удивился насколько интересен процесс работы с пчёлами. Европейский опыт он опробовал на приморской земле, а потом заразил этим увлечением сына. Внук Сергей тоже присматривался к пчеловодству, учился у старшего поколения, и, как только появилось свободное время, отдал всего себя этому делу.
– Вот это майский мёд прошлого года, делал такой всего два раза... а это кленовый..., – говорил Сергей, и «майский» буквально мармеладно таял во рту, и казался невероятно вкусным, особенным.
Безусловно, все присутствующие на дегустации, имели некоторое представление о пчеловодстве и его продуктах. Но то, что этих продуктов может быть так много, лично для меня было открытием. Сергей, кроме различных сортов мёда, производил всевозможные настойки и лечебные препараты на меду. Чувствовался его серьёзный подход к делу, что не могло не вызывать уважения. При этом, заражали непосредственность и какой-то детский восторг, с которым он рассказывал о своих открытиях в освоении непростой профессии, ставшей любимой.
За интересным разговором и вкусным чаем, слушатели прониклись доверием к оратору, мигом раскупили весь мёд, и даже начали договариваться о заказах на будущее.
Кто знал, что это будущее окажется таким коротким – всего полгода от осени до весны, всего две шестёрки в паспорте. Четвёртого апреля этого года Сергей заснул на своей любимой пасеке сном праведника, оставив о себе добрую память и светлые воспоминания.
А тогда, в сентябре, на берегу моря, мы ели Серёгин полевой борщ, сваренный по только ему известному рецепту. При этом глаза повара светились хитрецой, а его неизменная улыбка выдавала удовольствие от наших похвал и просьб добавочки.
Оттуда, из сентября, звучит и звучит в душе, под аккомпанемент гитары, наша любимая студенческая песня «А всё кончается, кончается, кончается»...
28.04.2025
Светлана Болоцкая
Свидетельство о публикации №125052001273
Рассказ хороший, увлекательный.
С улыбкой, Александр.
Краснов Аа 21.06.2025 08:27 Заявить о нарушении
Светлана Болоцкая 25.06.2025 08:57 Заявить о нарушении