Мария. Дети Урянхая
Рожала Федосья в своем доме, в новой бревенчатой, года два назад отсроенной избе, состоящей из двух половин.
Из всех детей Голубцовых, прибывших несколько лет назад, сюда, в Урянхайский край, именно он, Петро, был ближе к своим родителям. Избу он поставил рядом с родительским домом.
Для молодых родителей - хрупкой и нежной Федосьи, дочери местного попа Иоанна Щенова, прибывшего из Малой Минусы, и ее мужа, Петра, рождение второго ребенка было огромной радостью.
-Ну, девка, так девка, - радостно произнес молодой отец, - будет кому пироги печь...
Дочка была копией своего отца Петра.
Сын, любимец Илларион, родился прошлым летом 1919 года.
Теперь же несказанно радовались появлению на свет девочки.
Попадья Анна Щенова, мать Федосьи, нарекла девочку Марией в честь матери Иисуса Христа, согласно христианским представлениям.
Машенькой девочка была недолго так как многочисленные родственники обращались к ней: «Маруся, Маруська, Маш(к) а".
Она же просто росла, а имя придавало ей сил и уверенности.
- Федосья, твоя Маруська настоящая красавица, - говорили родственники. Заботливая Федосья с любовью смотрела на свою дочь и сердце матери наполнялось радостью, что ее Маруся растет помощницей в доме.
С малых лет Маруся научились шить, вышивать, присматривать за телятами и помогала Федосье и стряпать, а позже и работать в поле.
Так в доме росла своя нянька. После нее появились другие дети - Ефимья, Вер(к)а, Ваня, Васька, Колька и Гоша.
Порядки в семье были строгие, тятя мог и ложкой дать по лбу и не только ложкой. Доброй была мама, Федосья. Но часто она рассказывала страшные истории, напоминала детям за что их может наказать боженька. Боженьку боялись поболее тяти.
Работящая, заботливая, дважды пережившая тяжелое горе, потерявшая во время вспышки дизентерии в 1941 году совсем крошечного сыночка Митеньку,
а позже, в 1942 и мужа, но сумевшая выстоять, Мария старалась не показывать виду и редко рассказывала о своем горе.
Муж Михаил Колчанов долгие годы считался без вести пропавшим на фронте .
Так некогда веселая голубоглазая Маруся превратилась в строгую, серьезную, заботливую хранительницу дома и мать единственной дочери Валентины.
Такая громада, на которой держался весь их род.
Она успела поводиться с правнучкой Машенькой, Машей, Марийкой, не Машкой и не Маруськой. К именам детей начали относиться бережней.
И как это бывает, дом, поставленный сто лет назад, ее отцом Петром и его братьями, стоит и поныне на берегу могучего Енисея и случайно, или по традиции - передавать детям имена родителей и их родственников, хозяном дома в настоящее время является опять Петр, племянник Марии - Петр Голубцов.
Свидетельство о публикации №125051906853