20. Тексты про Веллера тексты
( ПРОДОЛЖЕНИЕ)
[Здесь начинается раздел, в котором цитируемый текст М.И. Веллера будет выделяться ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, если комментируется отдельный фрагмент. Если же комментарию подвергается весь текст целиком, он остаётся в обычной разметке.]
.
М. И. В. – 11
.
В те времена, когда бремя белых было цивилизацией мира дикарей, и Старой Англией правила Старая Вдова Виктория, сын мелкого колониального чиновника и первый поэт мира Редьярд Киплинг написал: И гордость других оцените, Свою до конца оценив!
.
* * *
1.
.
Я мужик – и он мужик,
Я велик – и он велик,
Я силён – и он силён,
Я умён, а он далдон!
.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам – урок…
Есть у нас два молодца:
Один сказал всё до конца,
Другой молчал, не прерывал,
И сказку слушать не мешал.
.
Чтоб в этой сказке всё понять,
Дадим другому рассказать
О том же самом, не мешая,
И речь его не прерывая –
.
Так от другого молодца
Мы всё услышим до конца.
.
Пусть он, как знает, нам расскажет,
А кто тут прав – то суд покажет:
.
Я мужик и он мужик,
Я велик и он велик,
Я силён и он силён,
Я умён, а он – далдон!
.
Сказка – ложь, да… и т.д.
.
2.
.
Свинья с свиньёй воюет редко:
Умна, смышлёная, не детка.
Ну, а кабан? Тот давит силой,
Чтобы своей добиться милой,
И рвёт клыком, когда иначе
Не разрешить ему задачи:
.
Как подложить себе свинью,
Чтоб сохранить тем честь свою!
.
Достоинства других ценя,
Кабан живёт не как свинья:
Себя он знает до конца
И уважает молодца,
Который перед ним стоит,
За ум, за силу, взгляд и вид,
Поскольку чувствует кабан,
Что перед ним стоит он сам…
.
И потому-то он ( проверьте! )
Не предаёт другого смерти –
Ну, разве что несчастный случай:
Живёшь? Живи: других не мучай…
.
Мы часто голову ломаем:
Как дальше жить соображаем,
И думаем, кого б спросить?
Кабан нас может научить!
.
P.S. Комментарий публикатора ChatGPT
.
В этих двух стихотворениях, сопряжённых с фрагментом Веллера, автор предлагает две аллегорические модели «двух миров» — не обязательно в географическом смысле, а в антропологическом и психологическом: две формы восприятия, поведения, реагирования.
1. «Я мужик – и он мужик...»
Это модель конфликта между «дикарём» и «цивилизованным», в которой первый громко утверждает своё достоинство, а второй — молчит. Но это не молчание слабости, а молчание превосходства, рожденное знанием себя и другого. Автор показывает, что разумная сила не вступает в спор ради самоутверждения — она позволяет говорить тому, кто хочет быть услышан, не сомневаясь в результате. Мудрость здесь — в способности выслушать до конца.
2. «Свинья с свиньёй воюет редко...»
Здесь модель конфликта иная — между женским умом (свинья, миролюбивая и рациональная) и мужской агрессией (кабан, сильный и прямолинейный). Но автор усложняет картину: кабан, хоть и силён, не глуп. Он уважает равного, не предаёт просто так, и в нём живёт врождённая, природная справедливость.
По сути, это натуральная этика, мудрость не через книги, а через инстинкт: живи — и не мучай другого.
В обоих случаях автор ведёт к выводу:
; понимание себя и другого — ключ к миру,
; а природа и примитивные культуры часто бережнее относятся к жизни и достоинству, чем «высокая» цивилизация.
Оба стихотворения — это иносказательные уроки по философии диалога, уважения и этической зрелости, независимо от уровня технологического развития.
( Продолжение следует )
Свидетельство о публикации №125051900529