Мода
Мода проходит, стиль остаётся.
- Коко Шанель
Века менялись и эпохи,
Менялись мода и мораль.
Менялись мысли. Знаний крохи
Учили мы, что было встарь.
Увы, ни разумом, ни чувством
Улучшить жизнь не удалось,
Менялись цели и искусства -
Был Рафаэль - стал Пикассо...
Сегодня модные заплаты
На чувства клеим сверх других.
Век прагматизма, век зарплаты,
Век мыслей жёванных, чужих.
ФИГОВЫЙ ЛИСТОК
К холодам Ева связала Адаму шерстяной фиговый листок.
- Владимир Поляков
Из ренессанса Микеланджело
Был ближе всех по духу к грекам -
Резцом и кистью, как адажио,
Нагой натуре был успехом.
Культура греков поощряла
Культуру тела, как и дух -
Нагие там - в спортивных залах
Без сплетен ханжеских старух.
Там был Мирон до нашей эры
Был Фидий, как и Поликлет
Лисипп богов ваял умело,
Пракситель там оставил след
Религия и философия
Мозги промыла за столетия -
Дан фиговый листок пособием,
Чтоб “срам" прикрыть Его творениям.
Страдал от них Буанаротти -
Нагих? На сводах Ватикана?
Критиковали даже очень,
Чтоб в церкви "это" не бывало.
В других культурах паранджа,
Как продолжение идеи,
Там многоженец и ханжа
Мораль свою всегда имеет.
Сегодня толпами туристы
С Давида глаз своих не сводят.
Кто помнит критиков нечистых?
Лишь примечанием проходят.
Мирон — древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.).
Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптори архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перила.
Поликлет Ста;рший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры
Лисипп — греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)
Пракситель — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу»
.
РИМСКАЯ ТОГА
Владыки мира, народ, одетый в тоги
- Вергилий
Сегодня тоги нет в помине,
Но моды был в то время быт -
Носить её. И в древнем Риме
В сенат без тоги путь закрыт.
Для римлян - верхняя одежда,
Как вам пиджак или пальто.
Носить её - искусства вместо -
Изысканное мастерство.
Носилась тога на собраниях
И гладиаторских боях.
Августа было приказание -
Что тога есть гражданства знак.
Кусок из льна иль длинной шерсти
Шесть метров был порой в длину.
И одеялом был, поверьте
И превращался в простыню.
Мужчин одежда для парада,
Её одеть поможет раб,
Там складок славная шарада
Покажет, что твой стиль не слаб.
Зажимы, брошки и заколки
Держали тоги славный стиль.
Свинцовых грузиков в каёмку -
Чтоб не болталась в шторм и штиль.
Заколкой фибула была,
Прабабка пуговицы нашей.
На ней держалось всё и вся
И чем богаче, тем и краше.
Для праздной жизни только тога,
И жизнь такая там была,
Не граждан там накажут строго,
Одежда паспортом слыла.
На офис важный есть стремление -
Носите белоснежный цвет,
“Кандида” - ей определение,
Так “кандидат” увидел свет.
А тога с пурпурний каймой
Доступна лишь аристократу.
А пурпур с золотом - такой
Достоин только триумфатор.
Авгурам - красна кайма,
А траур - в чёрной тоге встретишь.
Но мода, как всегда права,
Сегодня тогу редко встретишь.
А император пурпур тоги
Носил один во всей стране.
Так правила ношений строги,
Не по плечу наверно мне.
* Toga praetexta — тога с широкими красными или пурпурными полосами. Такую тогу носили молодые свободные несовершеннолетние римляне, а также магистраты и жрецы.
* Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
* Toga pura — повседневная тога, которую шили из тяжёлой белой шерсти, без цветных орнаментов.
* Toga candida — специально отбелённая тога, которую надевал претендент на пост чиновника. От названия этой тоги пошло слово «кандидат».
* Toga pulla — тогу серого или черного цвета носили скорбящие во время траура.
* Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор. На ней могли быть золотом вышиты сцены из римской истории.
* Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами.
Сервий описывает три вида трабеи:
- полностью из пурпурной ткани, посвященная богам;
- белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей;
- пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
ШКУРЫ, ЛЁН, ХЛОПОК, ШЕРСТЬ
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
- А. С. Пушкин
На человечества заре
Что было важно нашим предкам?
Еды запасы во дворе,
Защита от дождя и ветра.
И было важно, что одеть -
Листок то фиговый не греет.
Для шкуры - надо же раздеть
Медведя иль другого зверя.
Был первым лён. Ткали холсты
Льняные со времён Египта.
Пусть технологии просты -
Челнок и рамка, ну и нитка.
В любой деревне, кишлаке
Почти в любой семье на деле
Могли и прясть и ткать вполне,
Пусть для себя, но все умели.
Потом был хлопок, была шерсть,
Китай был шёлком знаменитей...
Но главным - ткать было уметь,
Той технологии в клубке нитей.
Богаче та была страна,
Где дело ткацкое в расцвете.
Не мёд, пушнина и пенька...
Индустрией первой мир отметил.
ШЁЛК
Лучшая реклама любого товара — его качество.
- Томас Роберт Дьюар
Шёлк, волокно из протеина -
Такой у гусеницы дом,
Чтоб куколкой ей стать невинной,
А бабочкой уже потом.
Тяжёлый труд у шелкопряда
Из шёлка коконы создать,
А если вам нужны наряды
То надо дружно помогать.
С десяти шелковиц листья съесть
Чтоб выдать килограмм лишь шёлка.
Работа шелкопряда здесь –
Работать тщательно и долго.
;Чтоб в тишине и тёплом месте
Мог жить, работать шелкопряд.
Кормить его на третий месяц;
И мыть отварами не зря.
Умели древние китайцы
Цвета у шёлка получать –
Питание гусениц так важно,
Что ешь – тем цветом можешь стать.
Вот листья белой шелковицы –
У шёлка будет белый цвет.
Диета с цветом породнится –
Учись, что кушать человек.
Чтоб дополнительно раскрасить
Идёт работа потрудней –
Сначала размотай, старайся,
Потом промыть его сумей.
Семь дней идёт его промывка,
А сушат шёлк лишь только днём …
Затем его варили шибко,
Затем отбелка, мелом всё.
Коренья, листья применялись
И краски нужной результат
В Китае только получался…
Куда тебе в Европе брат.
ПАРЧА
Жизнь — то шербет на льду, а то отстой вина.
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена —
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.
— Омар Хайям
Роскошнее не было материи,
Чем знаменитая парча! (1)
Там золотые рукоделия
На шёлке вшиты для царя.
Идёт история с Китая,
Лишь только там был шёлк тогда.
Годами платье вышивая
Для императора двора.
Потом Дамаск её приметил,
Оттуда мир её узнал…
Дороже золота заметьте
В парчу был вложен капитал.
Оно всегда индивидуальна
И шилась только на заказ.
И одевалось ритуально
Для случая, для многих глаз.
Парчу любила очень церковь,
Бояре были без ума...
Так было, коль истории верить,
В России только до Петра.
Нельзя сословные различия
С тех пор в одежде применять….
А как парча - она отличие
Царей, министров - им под стать.
"С плеча” дарилась эта форма,
Была ценнее, чем меха.
Парча - материя, платформа!
По ней узнаешь богача.
Когда встречают по одёжке,
Парча есть лучшая из всех!
Сафьяновы ещё сапожки
Вам, гарантирован успех.
(1) Парча (от перс.— «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
Во времена династии Сун уже ткали парчу (960-1279 гг.н.э.).
ОТ ТРЕУГОЛОК К ДВУУГОЛКАМ
В Испании под солнцем юга
Должны у шляпы быть поля.
Её носили все и всюду
Лишь до мушкетов и не зря.
В момент прицела из мушкета
Кремень, ударив по кресалу,
Сноп искр посыпется при этом
И порох всколыхнет пожаром.
Чтобы поля не загорелись
Их подворачивали малость. -
Так треуголка появилась
И мода на неё осталась.
Вельможи, армия, пираты
Её носили два столетия,
Петра реформы виноваты
Вошла в страну под междометия.
Меняет революция моды
И шляпа вам не исключение,
Когда весь мир построить новый,
Для треуголки нет значения.
Вот двууголка - её носит
Наполеон и Александр,
И Фридрих, если кто-то спросит,
И офицеры разных стран.
Коль параллельная плечам, -
То это - офицер пред вами.
Наполеон носил так сам
В бою, с друзями и врагами.
А если угол есть вперёд,
То это, стало быть, - вельможа.
Таков был двууголки код,
Так мода узнавать поможет.
ШТАНОПИСЕЦ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ
Именно потому, что не было никакого запрета, все его греховные желания исчезли и потеряли свою привлекательность.
- Марк Твен
У Микеланджело фигуры
Всегда везде обнажены.
Как греки он ценил натуру,
Но ведь вокруг его ханжи.
Один из пап, как инквизитор,
Не мог бесстыдства допустить -
Пусть Страшный Суд, душа раскрыта,
Но тело надо бы прикрыть.
Особенно святым негоже
Стоять в чём мама родила,
Чтоб видел их Иисус (О Боже!)
"Закрой чем хочешь!”, все дела.
Художник с нравом был примерным -
Он папу вежливо послал…
Но ученик его Вольтерра
Всё ж кое где подрисовал.
Там складочка, а там листочек
Всё аккуратно, но беда
Увидел две фигуры “в позе”
Весьма двусмысленной тогда.
Святые Влас, Екатерина
В любовный метятся экстаз…
Вот им одежда. И готово -
Так обошлось на этот раз.
За это славный живописец
И благодарность получил
И звание: “Папский штанописец”
Таким его запомнил мир.
Даниеле да Вольтерра был учеником Микеланджело и вошёл в историю как ”IL Braghettone, что означает “штанописец” или “исподошник”.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание.
- Академик Яков Зельдович.
Есть философские понятия
О содержании материи.
Запутать их - вот всё занятие
С учёным видом всех измерив.
Понятия эти все различны
В разделах разных философии,
И, часто, в нашей жизни личной
О них мы спорим, без теории.
Для Аристотеля была
Лишь форма - внутренним началом,
Как совершенство и она
Ему и Бога представляла.
Для Бэкона - закон природы
И форма значили всё тоже.
Она там не считалась с модой
Мы изменить её не можем!
Для Канта форма - это мысль,
Пространства-время созерцание.
Читая - забываешь смысл
До помутнения сознания.
Для многих форма есть контраст,
Противоположность содержанию.
Вот здесь есть про блондинок пласт -
Для анекдотов, для познания.
По мне эпиграф наверху
Даёт ответ всей философии!
Сказать я лучше не могу,
И лучше не нашел в истории.
НЕ В МОДЕ
Из моды никогда не выйдут
Ухоженный вид, грамотная речь, воспитанность, доброта и честность
- Олег Басилашвили
Что я ношу, уже не в моде.
Что говорю, всё невпопад.
Я вижу ценность в мысли, в слове,
Как было сотни лет назад.
Речей журчание пропускаю,
Ищу кристальной чистоты
И улучшаю то, что знаю,
Я верю в искренность мечты.
Сегодня ценности другие,
Хоть позолотой все блестят.
Желания узко-бытовые:
Поесть, поспать, другой наряд.
В цене фальшивые пророки,
Все однодневки на подбор.
Напыщенно дают уроки -
За мзду конечно, плут и вор.
Мораль считают предрассудком,
Им Философия - дурдом.
Им деньги, в понимании узком,
Решают всё, всегда, во всём!
Для них лишь временные связи,
Что им удобно в данный миг.
Что не практично - равно грязи...
Мой мир другой. “Отстал” от них.
ЭПИЛОГ
Нас встретили по одёжке.
Проводили тоже плохо.
- М. Жванецкий
Да, нас встречают по одёжке,
А провожают по уму.
Сменить одежду есть надежда...
Ум - не бубенчик на ветру.
Он не заметен, как одежда
И кто красиво говорит
Бывает часто, что невежа -
За штампами ум не стоит.
Нет глубины, нет понимания
И мысль чужая, не твоя,
А всё же требуют внимания
И ждут признания не тая.
Так умных слов набор нехитрый,
Порою заменяет ум -о
Тот что пытливый, ёмкий, гибкий
Когда-то был властитель дум.
Когда встречают по одёжке
И провожают тоже плохо,
То виноват не ты, быть может,
А может всё таки эпоха.
Теперь важны татуировки
И чтоб кольцо в носу, и в ухе,
И чтоб одежда марки броской -
Тогда при встрече не осудят.
Потом учти - не интересно
Что ты читал, учил и знаешь,
Сегодня знания не полезны,
Тот кто силён - имеет связи.
Среди чужих чужим ты будешь,
Что ни наденешь, что ни скажешь.
Они и осмеют, осудят
Тебе что ценно, им не важно.
Свидетельство о публикации №125051705155
С добрыми пожеланиями - Лариса
Лариса Чех2 17.05.2025 23:55 Заявить о нарушении
Всегда рад Вашим визитам.
С наилучшими пожеланиями,
Оскар Хуторянский 18.05.2025 00:39 Заявить о нарушении