Мода

ПРОЛОГ

Мода проходит, стиль остаётся.
     - Коко Шанель

Века менялись и эпохи,
Менялись мода и мораль.
Менялись мысли. Знаний крохи
Учили мы, что было встарь.

Увы, ни разумом, ни чувством
Улучшить жизнь не удалось,
Менялись цели и искусства -
Был Рафаэль - стал Пикассо...

Сегодня модные заплаты 
На чувства клеим сверх других.
Век прагматизма, век зарплаты, 
Век мыслей жёванных, чужих. 



ФИГОВЫЙ ЛИСТОК

К холодам Ева связала Адаму шерстяной фиговый листок.
             - Владимир Поляков


Из ренессанса Микеланджело
Был ближе всех по духу к грекам -
Резцом и кистью, как адажио,
Нагой натуре был успехом.

Культура греков поощряла
Культуру тела, как и дух -
Нагие там - в спортивных залах
Без сплетен ханжеских старух.

Там был Мирон до нашей эры
Был Фидий, как и Поликлет 
Лисипп богов ваял умело,
Пракситель там оставил след

Религия и философия
Мозги промыла за столетия -
Дан фиговый листок пособием,
Чтоб “срам" прикрыть Его творениям. 

Страдал от них Буанаротти -
Нагих?  На сводах Ватикана?
Критиковали даже очень,
Чтоб в церкви "это" не бывало.

В других культурах паранджа,
Как продолжение идеи,
Там многоженец и ханжа
Мораль свою всегда имеет. 

Сегодня толпами туристы
С Давида глаз своих не сводят.
Кто помнит критиков нечистых?
Лишь примечанием проходят.



Мирон — древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.).

Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптори архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перила.

Поликлет Ста;рший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры

Лисипп — греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)

Пракситель  — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу»


.

РИМСКАЯ ТОГА

Владыки мира, народ, одетый в тоги
            - Вергилий


Сегодня тоги нет в помине,
Но моды был в то время быт -
Носить её. И в древнем Риме
В сенат без тоги путь закрыт.

Для римлян - верхняя одежда,
Как вам пиджак или пальто.
Носить её - искусства вместо -
Изысканное мастерство.

Носилась тога на собраниях
И гладиаторских боях.
Августа было приказание -
Что тога есть гражданства знак.

Кусок из льна иль длинной шерсти
Шесть метров был порой в длину.
И одеялом был, поверьте
И превращался в простыню.

Мужчин одежда для парада,
Её одеть поможет раб,
Там складок славная шарада
Покажет, что твой стиль не слаб.

Зажимы, брошки и заколки
Держали тоги славный стиль.
Свинцовых грузиков в каёмку -
Чтоб не болталась в шторм и штиль.

Заколкой фибула была,
Прабабка пуговицы нашей.
На ней держалось всё и вся
И чем богаче, тем и краше.

Для праздной жизни только тога,
И жизнь такая там была,
Не граждан там накажут строго,
Одежда паспортом слыла.

На офис важный есть стремление -
Носите белоснежный цвет,
“Кандида” - ей определение,
Так “кандидат” увидел свет.

А тога с пурпурний каймой
Доступна лишь аристократу.
А пурпур с золотом - такой
Достоин только триумфатор.

Авгурам - красна кайма,
А траур - в чёрной тоге встретишь.
Но мода, как всегда права,
Сегодня тогу редко встретишь.

А император пурпур тоги
Носил один во всей стране.
Так правила ношений строги,
Не по плечу наверно мне.



* Toga praetexta — тога с широкими красными или пурпурными полосами. Такую тогу носили молодые свободные несовершеннолетние римляне, а также магистраты и жрецы.

* Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.

* Toga pura — повседневная тога, которую шили из тяжёлой белой шерсти, без цветных орнаментов.

* Toga candida — специально отбелённая тога, которую надевал претендент на пост чиновника. От названия этой тоги пошло слово «кандидат».

* Toga pulla — тогу серого или черного цвета носили скорбящие во время траура.

* Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор. На ней могли быть золотом вышиты сцены из римской истории.

* Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами.
Сервий описывает три вида трабеи:
- полностью из пурпурной ткани, посвященная богам;
- белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей;
- пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.




ШКУРЫ, ЛЁН, ХЛОПОК, ШЕРСТЬ

Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
           -  А. С. Пушкин


На человечества заре
Что было важно нашим предкам?
Еды запасы во дворе,
Защита от дождя и ветра.

И было важно, что одеть -
Листок то фиговый не греет.
Для шкуры - надо же раздеть
Медведя иль другого зверя. 

Был первым лён. Ткали холсты
Льняные со времён Египта.
Пусть технологии просты -
Челнок и рамка, ну и нитка. 

В любой деревне, кишлаке
Почти в любой семье на деле
Могли и прясть и ткать вполне,
Пусть для себя, но все умели.

Потом был хлопок, была шерсть,
Китай был шёлком знаменитей...
Но главным - ткать было уметь,
Той технологии в клубке нитей.

Богаче та была страна,
Где дело ткацкое в расцвете.
Не мёд, пушнина и пенька...
Индустрией первой мир отметил.




ШЁЛК

Лучшая реклама любого товара — его качество.
       - Томас Роберт Дьюар


Шёлк, волокно из протеина -
Такой у гусеницы дом,
Чтоб куколкой ей стать невинной,
А бабочкой уже потом.

Тяжёлый труд у шелкопряда
Из шёлка коконы создать,
А если вам нужны наряды
То надо дружно помогать.

С десяти шелковиц листья съесть
Чтоб выдать килограмм лишь шёлка.
Работа шелкопряда здесь –
Работать тщательно и долго.

;Чтоб в тишине и тёплом месте
Мог жить, работать шелкопряд.
Кормить его на третий месяц;
И мыть отварами не зря.

Умели древние китайцы
Цвета у шёлка получать –
Питание гусениц так важно,
Что ешь – тем цветом можешь стать.

Вот листья белой шелковицы –
У шёлка будет белый цвет.
Диета с цветом породнится –
Учись, что кушать человек.

Чтоб дополнительно раскрасить
Идёт работа потрудней –
Сначала размотай, старайся,
Потом промыть его сумей.

Семь дней идёт его промывка,
А сушат шёлк лишь только днём …
Затем его варили шибко,
Затем отбелка, мелом всё.

Коренья, листья применялись
И краски нужной результат
В Китае только  получался…
Куда тебе в Европе брат.




ПАРЧА

Жизнь — то шербет на льду, а то отстой вина.
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена —
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.
              —  Омар Хайям


Роскошнее не было материи,
Чем знаменитая парча!    (1)
Там золотые рукоделия
На шёлке вшиты для царя.

Идёт история с Китая,
Лишь только там был шёлк тогда.
Годами платье вышивая
Для императора двора.

Потом Дамаск её приметил,
Оттуда мир её узнал…
Дороже золота заметьте
В парчу был вложен капитал.

Оно всегда индивидуальна
И шилась только на заказ.
И одевалось ритуально
Для случая, для многих глаз.

Парчу любила очень церковь,
Бояре были без ума...
Так было, коль истории верить,
В России только до Петра.

Нельзя сословные различия
С тех пор в одежде применять….
А как парча - она отличие
Царей, министров - им под стать.

"С плеча” дарилась эта форма,
Была ценнее, чем меха.
Парча - материя, платформа!
По ней узнаешь богача.

Когда встречают по одёжке,
Парча есть лучшая из всех!
Сафьяновы ещё сапожки
Вам, гарантирован успех.


(1) Парча (от перс.— «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
Во времена династии Сун уже ткали парчу (960-1279 гг.н.э.).




ОТ ТРЕУГОЛОК К ДВУУГОЛКАМ

В Испании под солнцем юга
Должны у шляпы быть поля.
Её носили все и всюду
Лишь до мушкетов и не зря.

В момент прицела из мушкета
Кремень, ударив по кресалу,
Сноп искр посыпется при этом
И порох всколыхнет пожаром.

Чтобы поля не загорелись
Их подворачивали малость. -
Так треуголка появилась
И мода на неё осталась.

Вельможи, армия, пираты
Её носили два столетия,
Петра реформы виноваты
Вошла в страну под междометия.

Меняет революция моды
И шляпа вам не исключение,
Когда весь мир построить новый,
Для треуголки нет значения.

Вот двууголка - её носит
Наполеон и Александр,
И Фридрих, если кто-то спросит,
И офицеры разных стран.

Коль параллельная плечам, -
То это - офицер пред вами.
Наполеон носил так сам
В бою, с друзями и врагами.

А если угол есть вперёд,
То это, стало быть, - вельможа.
Таков был двууголки код,
Так мода узнавать поможет.



ШТАНОПИСЕЦ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ

Именно потому, что не было никакого запрета, все его греховные желания исчезли и потеряли свою привлекательность.
          - Марк Твен


У Микеланджело фигуры
Всегда везде обнажены.
Как греки он ценил натуру,
Но ведь вокруг его ханжи.

Один из пап, как инквизитор,
Не мог бесстыдства допустить -
Пусть Страшный Суд, душа раскрыта,
Но тело надо бы прикрыть.

Особенно святым негоже
Стоять в чём мама родила,
Чтоб видел их Иисус (О Боже!)
"Закрой чем хочешь!”, все дела.

Художник с нравом был примерным -
Он папу вежливо послал…
Но ученик его Вольтерра
Всё ж кое где подрисовал.

Там складочка, а там листочек
Всё аккуратно, но беда
Увидел две фигуры “в позе”
Весьма двусмысленной тогда.

Святые Влас, Екатерина
В любовный метятся экстаз…
Вот им одежда. И готово -
Так обошлось на этот раз.

За это славный живописец
И благодарность получил
И звание: “Папский штанописец”
Таким его запомнил мир.


Даниеле да Вольтерра был учеником Микеланджело и вошёл в историю как ”IL Braghettone, что означает “штанописец” или “исподошник”.




ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание.    
      - Академик Яков Зельдович.


Есть философские понятия
О содержании материи.
Запутать их - вот всё занятие
С учёным видом всех измерив.

Понятия эти все различны
В разделах разных философии,
И, часто, в нашей жизни личной
О них мы спорим, без теории.

Для Аристотеля была
Лишь форма - внутренним началом,
Как совершенство и она
Ему и Бога представляла.

Для Бэкона  - закон природы
И форма значили всё тоже.
Она там не считалась с модой
Мы изменить её не можем!

Для Канта форма - это мысль,
Пространства-время созерцание.
Читая - забываешь смысл
До помутнения сознания.

Для многих форма есть контраст,
Противоположность содержанию.
Вот здесь есть про блондинок пласт -
Для анекдотов, для познания.

По мне эпиграф наверху
Даёт ответ всей философии!
Сказать я лучше не могу,
И лучше не нашел в истории.




НЕ В МОДЕ

Из моды никогда не выйдут
Ухоженный вид, грамотная речь, воспитанность, доброта и честность
     - Олег Басилашвили


Что я ношу, уже не в моде.
Что говорю, всё невпопад.
Я вижу ценность в мысли, в слове,
Как было сотни лет назад. 
 
Речей журчание пропускаю,
Ищу кристальной чистоты
И улучшаю то, что знаю,
Я верю в искренность мечты.
 
Сегодня ценности другие,
Хоть позолотой все блестят. 
Желания узко-бытовые:
Поесть, поспать, другой наряд.
 
В цене фальшивые пророки,
Все однодневки на подбор.   
Напыщенно дают уроки -
За мзду конечно, плут и вор. 
 
Мораль считают предрассудком,
Им Философия - дурдом. 
Им деньги, в понимании узком,
Решают всё, всегда, во всём!
 
Для них лишь временные связи,
Что им удобно в данный миг.
Что не практично - равно грязи...
Мой мир другой.  “Отстал” от них.



ЭПИЛОГ

Нас встретили по одёжке.
Проводили тоже плохо.
        - М. Жванецкий


Да, нас встречают по одёжке,
А провожают по уму.
Сменить одежду есть надежда...
Ум - не бубенчик на ветру.

Он не заметен, как одежда
И кто красиво говорит
Бывает часто, что невежа -
За штампами ум не стоит.

Нет глубины, нет понимания
И мысль чужая, не твоя,
А всё же требуют внимания
И ждут признания не тая.

Так умных слов набор нехитрый,
Порою заменяет ум -о
Тот что пытливый, ёмкий, гибкий
Когда-то был властитель дум.

Когда встречают по одёжке
И провожают тоже плохо,
То виноват не ты, быть может,
А может всё таки эпоха.

Теперь важны татуировки
И чтоб кольцо в носу, и в ухе,
И чтоб одежда марки броской -
Тогда при встрече не осудят.

Потом учти - не интересно
Что ты читал, учил и знаешь,
Сегодня знания не полезны,
Тот кто силён - имеет связи.

Среди чужих чужим ты будешь,
Что ни наденешь, что ни скажешь.
Они и осмеют, осудят
Тебе что ценно, им не важно.


Рецензии
Спасибо, дорогой Оскар! Все, что Вы пишете, очень интересно, познавательно! Вы так много знаете о моде и делитесь с нами. Сейчас тоже по одежке встречают и по марке авто. А ум вообще не в почете...

С добрыми пожеланиями - Лариса

Лариса Чех2   17.05.2025 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Лариса!
Всегда рад Вашим визитам.
С наилучшими пожеланиями,

Оскар Хуторянский   18.05.2025 00:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.