Киноотзывы. Дядя Ваня Чехова, с дискуссией
Зера Черкесова 2
https://proza.ru/2025/04/15/1054
Преамбула.
Мои отзывы по постановкам пьесы Дядя Ваня А.П.Чехова
Из свиток 12 октября 2024 по свежим впечатлениям.
Писать следует немедленно пусть и черновики, ибо потом и свежесть впечатления, и детали, все это пропадает. Поэтому черновые записи необходимы, а потом, спустя некоторое время, можно все это довести до ума, выправить, почистить от ляпов скорописи, добавить иллюстрации, несколько раз переписать убавляя/добавляя и шлифуя - и вот готовая статья. Это не урок из великих писателей прошлого, у которых учусь писать, а лично благоприобретенное, ведь у нас есть и возможность смотреть и пересматривать в интернете и притом часто даже разные версии одних и тех же литературных произведений, и в любое удобное для нас время. И прочесть потом материалы по этим постановкам и отзывы других зрителей на киносайтах и под статьями на разных сайтах. И наконец тут же онлайн строчить собственные отзывы, чего у классиков и критиков прошлого не было. Так что кино-театральная критика теперь качественно должна быть выше.
Мы создаём новые писательские технологии в эру Интернет-литературы.
3 апреля 2025
------
Пьеса Чехова "Дядя Ваня" - впервые узнала сюжет.Если персонажей переодеть в современные одежды, то можно ни слова не менять:это пьеса может ставиться и экранизироваться как о наших днях. Даже одежды менять не нужно:мужские костюмы мало изменились за сто лет, а дамские платья в пол можно представить как вернувшихся с праздничного вечера на дачу, где и все действие пьесы разыгрывается.
А время перенести на наш 2024 год - и ставить как современную.
Ибо персонажи Чехова рассуждают о том, что будет через сто лет, фантазируют, а вот никто не предвидел, и сам Чехов:что история сделает разворот и вернется на круги своя. Экономический конфликт пьесы Чехова самый современный: дележ имущества!
В 20 в.пьесы Чехова в этой части устарели, а сейчас их актуальность только вернулась, удивительная судьба писателя.
А в плане психологии персонажей ничего не изменилось.
Также современен и язык чеховской прозы.
Если даже А.Островский, может быть, чуть устарел, не так глубок, как Чехов.
"Дядя Ваня" Чехова - ставят по всему миру от МХТ до Бродвея.
Зера Черкесова1 12.10.2024 21:39
Я смотрела постановку "Дяди Вани" Ленинградского БДТ имени ныне Георгия Товстоногова.
А постановка эта перенесена на пленку в виде телевизионного фильма-спектакля, но на лоне настоящей природы, чеховский антураж чаепития на природе, и звучание естественнное, не специфика акустики театрального звучания со сцены и не нарисованая природа в декорациях. Заметила, что не могу смотреть спектакль, если есть хорошая экранизация, мы перевоспитаны кино с его реалистичностью и с трудом уже смотрим старый театр, или это должна быть выдающаяся постановка. А вообще театр, как искусство, должен искать новые средства выразительности в 21 веке.
Х/ф цветной в 2 сериях Товстоногова и еще одного режиссера "Дядя Ваня" 1986 г.
Великолепнейшая экранизация, в котором соблюден баланс, на мой взгляд, между театральностью и киношностью. Это не совсем спектакль в обычном смысле, но еще не кинофильм.
Школа советского театра и кино тут в расцвете, смотришь с удовольствием и под впечатлением еще несколько дней.
Потом слушала передачу 4-летней давности телеканала Культура на ютьюб Игоря Волгина, в котором обсуждали Дядю Ваню несколько гостей:два писателя, один режиссер и одна театровед. Ведущий сам поэт и ученый-литературовед, достоевсковед.
Несмотря на такие представительные силы, "очень поверхностный анализ", как и замечено в комментариях.
Начинаю думать, что литературоведы, музыко-театро-кино-искусствоведы и тем более критики - даром получают зарплату, если в почтенных уже летах не могут выдать ничего кроме пары банальностей.
Между тем,в отзывах на сайтах типа Кино-театр ру и др. или под ютубом иногда встречаются такие Отзывы...что хочется их скопировать и перечитывать, столько неожиданной глубины и блеска. А авторы никому неведомы.
Игорь Волгин представил двоих гостей как писателей, и я пошла их гуглить, есть в википедии.
Но я их не знаю. даже по именам.
15.04.2025 13:45
https://zera-cherkesov.livejournal.com/713926.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/721244.html Расширенно.
© Copyright: Зера Черкесова 2, 2025
Свидетельство о публикации №225041501054
-----
Рецензии
* Рецензия Галины Труфановой 2:
очень люблю старые экранизации нашей классики и Чехова в том числе. Очень нравится фильм со Смоктуновским и Бондарчуком. Веришь каждому слову и поступку героев. Когда прочла пьесу поняла почему Чехов так популярен на западе. Ведь там показана главная проблема русского интеллигента - пассивность. Все персонажи бесконечно ноют,но не двигаются с места.Что три сестры,что Раневская,что дядя Ваня - плачут о своей несостоявшейся жизни,но ничего не делают чтобы ее изменить. Единственный активный персонаж - Нина Заречная. И хотя жизнь бьет ее безжалостно - она не теряет веру в себя.
* Гелена Труфанова 2 16.04.2025 05:26
---------
---------
* Мой ответ:
А вот я не так хорошо понимаю, почему наш Чехов так популярен на Западе, бесконечные переиздания, переводы, постановки и экранизации, премии Оскар за западные же иноязычные экранизации Чехова и т.д.
Не думаю, что их так серьезно волнует проблема русского интеллигента, это нас она волнует, а у них свои резоны любить Чехова, что-то близкое им, западной душе, фаустовской душе Запада, по определению Освальда Шпенглера,
Но вы правы в том, что мы действительно в некоем глубинном смысле разные, хотя и при желании все люди объединены общечеловеческими началами, но это в теории, к сожалению, а разделяет больше и эти разделения служат основой всяческих несогласий.
Пассивность русской интеллигенции? В одном плане, возможно, а в другом именно она устроила Революцию, притом изначально замахиваясь на Мировую Революцию.
Ваше объяснение как раз в логике западной философии протестантской этики, работать на себя. Что ж, купец Лопатин страстно предлагает выгодный бизнес-план по вырубке вишнёвого сада и сдача внаем на этих землях и удивляется пассивности Раневской и ее брата Гаева. В итоге сам скупает Вишневый сад, а это и не не сад в нашем понимании, это, как подсчитал один литературный критик,- площадь огромного парка Сокольники в Москве, 12 тыс га, а в перспективе по мере богатения, предполагается скупка всей огромной России новым классом и схождение со сцены аристократии, не проявившей таких деловых способностей.
По плечу ли эти предпринимательские планы Раневской и Гаеву, получившим эти земли но не привыкшим на ней трудиться, а только получать дивиденды, притом с распилом, то есть кради части доходов управляющими.
Могут ли три сестры в др.чеховской пьесе поехать в Москву и устроить там блестящие партии и карьеры? Бесприданницы. Они могут только мечтать о Москве. Других вариантов там нет, и Чехов показывает реалистичные картины.
Нина Заречная? В "Чайке"?
Это в нашем нынешнем понимании она активная, добивается высот в избранной стезе.
Но она избрала поприще актрисы, будучи образованная дворянка. В то время это почти позор. Во всяком случае, она добровольно спустилась на низшие этажи общественной пирамиды, стала парией, "в высшем свете", и даже на уровне провинциального дворянства ей уже не место.
Дядя Ваня? Ну он как раз отпахал на профессора, отдал всего себя, на служение ему, и получил шиш с маслом, более того: профессор пытался его ограбить, лишить жилья, и дядя Ваня устроил ему такое, что профессор с молодой женой тут же спешно съехали, типа срочно нужно, и бесповоротно сюда. Где же тут пассивность была дяди Вани? Он спас и себя от разорения и сестру. А что до молодой жены профессора. Так она любит деньги, за них и вышла.
Чехов популярен прежде всего потому что показывал реальных людей. Мечтать можно о многом, а нам заданы определенные рамки, предлагаемых не нами обстоятельств, в которых мы ограничены.
Вот как-то так, полагаю.
Приятно встретить человека, столь хорошо знающего чеховскую прозу и драматургию, я с ней только знакомлюсь. Спасибо.
* Зера Черкесова 2 17.04.2025 13:30
-----------
* Рецензентка:
да,но дядя Ваня быстро стух и как заметила няня все вернулось на круги своя.По прежнему он будет пахать ,по прежнему Соня будет тосковать по небу в алмазах. И заявления дяди Вани что он мог стать Шопенгауэром смешны. Потому как если бы хотел,то стал.И рано или поздно профессор без зазрения совести выгонит его.И вы правы - все это общечеловеческие проблемы,но проблемы людей,не способных управлять своей жизнью.
* Гелена Труфанова 2 17.04.2025 23:56
------
* Мой ответ:
Не выгонит. Пусть попробует. На первый раз промахнулся дядя Ваня, а в следующий кто его знает. Профессор сразу вымелся, только его и видели, и жёнушка его что синим якобы несчастлива, а заигрывала с мужчинами Ваней и доктором Астровым.
Так что не предрекайте краха ему и его племяннице, Сонечке.
Про небо в алмазах можно мечтать независимо от работы, а именно Соня и удержала дядю от ошибок в конце пьесы.
Терпи, дядя, терпи.
И себе велела перетерпеть.
Не нужен и ей Астров, и своим независимым умом она это поняла и потом поблагодарит судьбу и свою волю.
И они вдвоем, дядя и племянница, возобновили занятия хозяйством и записями в свои хозяйственные книги.
Что все осталось по прежнему, это не так.
Они осознали свои ошибки и обрели независимость, пелена спала и они впервые увидели кто есть кто. Сбросили груз долгого ярма ошибок отчгощавшиэ и заставлявших тратить свою энергию на тех, кто их обманывал.
Это ли не важные перемены.
А вообще же не всегда перемены это хорошо, особенно в зрелые лета ломать устоявшийся уклад и нажитое, в погоне за призрачными алмазами. Чаще лучше, чтобы все оставалось как есть, только мудрости прибавилось.
.....
А на второй раз Соня, племянница, не сестра, как я написала выше ошибочно, тоже убережёт Дядю Ваню от импульсивных поступков и одного ее слова спокойного и взвешенного, хватит и профессору и всем прочим не делать глупостей.
Чем-то она напомнила Мелани из "Временных ветром" Маргарет Митчелл. Такая же умная и рассудительная и мужчины ее уважают, хоть и выбирают почему-то таких как Скарлет о Хара. Или вот жёнушка профессора, мужчины любят в женщинах порочность, а не интеллект и порядочность, не всегда, но необъяснимо часто. Вот и Соню доктор Астров пренебрег ей, хотя и видит, сторона достойная молодая женщина.
Этому способствовали и кино и экранизации классиков, романтизировавших не лучшие и достойные образы.
....
Унесенных ветром
То есть
А управлять своей жизнью...ну простите, если бы это было 100% возможно даже у очень сильных волевых и даже изначально обладавших ресурсами деньгами итд, то не было бы например войн, как столкновения интересов.
Жизнь сложна...И не идёт всем как мы хотим, наша задача не только достигать своих целей, но и вовремя понимать, какие из них ложные, что гораздо сложнее, да и радоваться учиться тому, что НЕ сбылось, ведь все имеет обратную сторону луны, а страдания затягивать ни к чему, жить нужно проще и легче, радуясь тому что есть.
....
Про Шопенгауэра почему решили, что смешно?
Потому что советские и российские кинокритики нам велели именно такие оценки считать единственно верными? А своим умом взглянуть на жизненную ситуацию, на себя и людей, с том числе героев классических произведений...
Я мог бы стать Шопенгауэром! Восклицает Иван Петрович Воцницкий.
В минуту отчаянного прозрения. Долгие годы он работал на профессора Серебрякова, отсылая из деревни в столицу деньги от доходов за управление имением. Почему он это делал, как считаете? Я полагаю потому что он сам признается что по молодости был в восторге от его личности, его успеха, разбитости его имени в прессе. Он читал его брошюры по литературе и только сейчас зрелым человеком понял, что в тех статьях и монографиях по литературе профессор Серебряков повторял избитые клише и ни одной самостоятельной и мужей мысли. Что в великие нередко вылезает бездарность, просто сумевшая раскрутиться, чтоназывается завести нужные связи.
Это понимание пришло к дяде Ване, как и то что профессор использовал его без зазрения совести и не думал при этом, а о чем мечтает этот деревенский чудак Войницкий, что исправно шлёт ему деньги на свободную без единую жизнь. Может ему помочь, может он человек и сам не без способностей, продвинуть его куда-то не все ж в деревне сиднем сидеть. Но он профессор об этом и не думал, а думал как окончательно ограбить верного своего слугу.
Как и происходит в жизни, между прочим. Сильно ли ценят преданных? Но когда до них начинает доходить правда, то...профессор вовремя смылся и назад дорогу конечно забудет, какое там выгорит. Они умеют только нажимать я на наивности, доверчивой восторженности пока та ничего не поняли про них, какие они на самом деле.
....
Звиняйте за очепятки, но интересно, что с опечатками можно тоже прочесть, как по другому сказанное.
Но вы поняли.
А насчёт шопенгауеров, ну зачем так буквально истолковать. Войницкий имел в виду, что растратил себя, свою жизнь и таланты на недостойных и недостойное, что ошибся.
А мог бы...уж точно не хуже профессора Серебрякова, об истинном размере дарования которого прозрел и понял, что сам, как минимум, не хуже.
Ну, ясное дело, критикам велели донести до массы, что заявления дяди Вани насчет Шопенгауэра, это Чеховская хохма, комедия, как и вообще, что он чего-то стоил большего и лучшего, обретения себя, а не пахать на сильных мира, критикам такие заявления велят истолковывать как смешные. Критики тоже бюджетная сфера на маленькой зарплате, не забывать что авторы тоже люди, как все и тоже нуждаются в средствах к существованию, и не давать себя обманывать всякий раз гипнозом печатного слова. Немного и самим думать.
Вы ...простите, ваши умозаключения несколько ювенильны, вам ведь не лешнадцать лет(добрый юмор).
Мол, захотел бы стать великим, стал бы, а не стал, значит бездарь, возомнившая о себе.
Народ не должно просвещать об истинном положении дел, и специально обученные люди, в числе которых критики, интерпретируют все как им велят. Давно Грефа не перечитывали?
Об этом Мариночка Цветаева ещё:когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...
Когда б и мы знали, из какого сора лепят шопенгауэров и серебряковых...
Больше века прошло, а Чехова, похоже, ещё многие неправильно понимают, за чеховской иронией не разглядев горечь и обречённость мира.
Спасибо.
....
Разрекламированности его имени в прессе...
Деньги на свободную и безбедную жизнь...
Какое там выгонит...
Исправл.опечатки. Вышел почти верлибр с так любимыми многими авторами Стихи ру многоточиями между строк. Но здесь они...отделения друг от друга.
....
Про многоуважаемый шкаф монолог Гаева, что тоже привыкли штамповать как чеховскую сатиру и юмор, дошли до хохота в новейшей экранизации Овчарова - тоже советую глубже подумать на досуге, что ничего смешного в этом монологе не было. Только неуместный пожалуй, пред теми, кому не дано понять внутренний мир Гаева, которого они воспринимают, как большого ребенка.
Иннокентий Смоктуновский дал верную интонацию Гаева, и в монологе у шкафа в том числе.
Серьезную, глубокую интонацию, человека глубоких мыслей и чувств, но не для нашего мелкого мира. Не способного оценить, а только смеющиеся над "неприспособленными" Гаевыми и Войницкими.
.....
Не шешнадцать лет, эт конечно, моя ироничная отсылка к комедии "Любовь и голуби" и Л.Гурченко. Без обид, пожалуйста.
Гаев, для не знающих или забывших, это персонаж пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад".
И.Смоктуновский играл в постановке 1980 х.
Сейчас Чехова ставят паршиво, смотрела новые постановки частично и Ленком, и театр Моссовета, и Малый, и новейшие попытки экранизации, все это в Интернете, но полностью это не смотрибельно даже в Интернет условиях, когда можно останавливат возвращаться досмотреть, но не хочется. Все опошлено.
Вот только старыми экранизациями и тешим душу. В этом я полностью с вами солидарна. Как и многие ныне поняли какое наследие осталось от эпохи советского кино и театра, да, большое видится на расстоянии.
.....
Не длинновато вышло...
Гелена Великанова была эстрадная певица.
И Гелиана Серебрякова.
Гелена и Гелиана.
Гелиос Солнце.греч.
Красивое имя, приятно для слуха.
Извините
.....
Самостоятельной и свежей мысли, испр
Но можно прочесть и по опечатке:скажем, мысль, достойная мужа великого и подлинно умного, а не то ничтожество, что наконец увидел в кумире юности дядя Ваня.
Терпи, Дядя, терпи.
Сонечка дяде.
И небо в алмазах они увидят, алмазы те дороже брильянтов. Это их обретенная вдвоем свобода от дураков и хамов, что поумнели, помудрели.
И Серебряков их ещё оценит и запросится
назад в гости. С извинениями
Сумевших поставить себя - между прочим потом уважают.
И Елена Андреевна, жена профессора, с которым дядя Ваня когда-то ее и познакомил, ещё взглянет по-другому на Войницкого.
И доктор Астров не будет уже так уверен в том, что Софью Александровну он уважает, но не нравится она ему, как женщина.
Это как взглянуть - и он увидит в новом свете.
Вот только не нужны они все уже будут Войницкому и Софье.
Пережито-забыто, ворошить старое ни к чему. Дорога ложка к обеду, в том числе сильных чувств, тпока они свежи. А потом...зачем.
Вот мой прогноз дальнейшего, вы дали ваш прогноз, а я вот такой.
Тем и велик Чехов, и классики вообще, что по-разному можно истолковывать и прогнозировать что дальше будет с героями.
......
Ещё пару слов насчёт Шопенгауэра и подобных очень смешных амбиций дяди Вани
Я мог бы стать Шоенгауэром!
Ну в моде тогда был этот немецкий философ, созвучный декадентам Серебряного века. Они, Орден Русской Интеллигенции, как нас с вами назвал Глеб Успенский, метко, по-моему мнению сравнив с орденами типа религиозных или масонских - вообще сильно немецких философов в ту пору почитали, что о разбилось на нашей истории - российской.
Но по мне, так муть и цинизм.
-----
Но смысл страдания Войницкого изумительно сформулирован в цитированной мной не раз в моих публикациях из сочинений испанского философа и критика 20в. Хосе Ортеги-и-Гассета, и этим пожалуй и завершу свой растянувшийся ответ.
......
Отразилось на нашей истории
Опч
......
Недавно читая "Восстание масс"- культовое произведение испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, я наткнулась на поразившее меня определение. Момент истины.
"Оскудеть, опуститься, пасть - это и значит отказаться от себя, от того, в ком ты должен был осуществиться. Подлинное существование при этом не исчезает, а становится укоризненной тенью, призраком, который вечно напоминает, как низка эта участь и какой непохожей она должна была стать. ... Судьба проступает не в том, что нам хочется, - напротив, ее строгие черты отчетливее, когда мы сознаем, что должны вопреки хотению".
Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс.
http://proza.ru/2015/12/14/390
Не стать укоризненной тенью самих себя...
Зера Черкесова 2
Вот этот экзистенциальный ужас потери себя и оскудения и несвершения своей и только саоей Судьбы, своей личности смыс - и испытал дядя Ваня в восклике, принятом или вложенном в нас считать смешным и неадекватным:
"Я мог бы стать..." Нет, не Шопенгауэром. - Самим собой!
И эта хтоническая тень преследует каждого.
Видите, как глубок и всевременен -А П.Чехов.
Спасибо. И о русской интеллигенции вы дали повод снова поразмыслить.
Своей личности и смысла
Испр.
* Зера Черкесова 2 18.04.2025 13:39
-----------
-----------
* Рецензентка:
понимаете,вот Нина Заречная хотела стать актрисой и стала ею,сломав все стереотипы.Да,ей плохо и не все так как ей хотелось,но она идет вперед. А дядя Ваня да - он понял,на какую небылицу потратил жизнь. Но сил бороться у него нет. И подозреваю что нет особого желания.А ведь профессор - махровый эгоист и он обязательно выгонит шурина. Потому что он самоуверен и считает себя абсолютно правым. ну и женушка незаметно додавит - ей ведь светская жизнь нужна,этакая Анна на шее.В общем мы судим каждая о своем. Вы обвинили меня в ювенильности,но я реалист как раз в силу возраста. А вот вы извините мечтатель.Впрочем Чехова тоже трактуют по разному.
Гелена Труфанова 2 19.04.2025 04:01
-----------
-----------
Мой ответ:
Я знаю как примирить наши позиции.
Вы смотрели американский известный фантастический фильм "Назад, в будущее"?
Есть теория - миры Эверетта называется.
По ней, будущее не однолинейно, а пучок бифуркаций.
То есть малое отклонение - и будущее может оказаться совсем другим. Не какие-то огромные события и усилия, а незаметные детали могут повернуть будущее в другую сторону.
На примере отца героя показано, что в одной версии будущего он забитый и битый жизнью средний американец, много пьет итд и это идёт со школы где он был шестеркой сильных и наглых, как Биф, главарь местной шпаны.
Но в другой версии он однажды влепил своему неприятелю по школе Бифу, измывавшемуся рад ним. А он подчинялся ему от страха, делал за него домашние уроки итд.
Но однажды на школьном вечере публично вдал ему как следует пощечину со всего размаху и злости.
И все изменилось.
Биф не ответил, побежал хвост, потому что они герои только пока их боятся, но оказываются трусы, если поставить однажды на место.
У него, парня, имя забыла, появилось чувство собственного достоинства, он расправил плечи. А увлечение научной фантастикой и космосом он обратил в писательство, и взрослы мстал знаменитым писателем фантастом, а девушка, за которой гнусно волочился Биф, указала ему вон и вышла за ставшего знаменитым писателем одноклассника.
Почему бы не экстраполировать эту идею на пьесу Чехова Дядя Ваня, в отношении будущего героев.
У нас разное видение, и каждая линия имеет право на реализацию и никто не знает 100% какая реализуется или совсем другая.
Это зависит от многих факторов, и все удерживать под своим контролем человеку не дано.
Но многое зависит от нашей силы духа и пробудившегося эго, самости, как говорят философы, то что пробудилось поздно в дяде Ване, в Войницком. И как поставил на место зарвавшегося профессора и притом публично. А ведь профессор мог пожаловаться на него, правление как никак. Но он тут же сбежал. Они наглецы, если их боятьс но оказываются жалкие трусы, если их хорошенько потрясти.
И у него, Воцницкого, стало быть, есть ещё внутренняя сила все изменить.
Во всяком случае он выдавил из себя раба, по Чехову же.
.....
Ваше видение иное, вы настаиваете на том, что оно реалистичнее, что это был минутный всплеск и тут же стух. Вам видней с высоты вашего опыта, и вашего, быть может, и где-то характера.
Я мечтатель, да, но и оптимист.
Для меня стакан всегда наполовину полон, а для кого-то он же всегда наполовину пуст.
Какая линия реализуется - бог весть. Это художественное произведение и финал открыт.
Не будем забывать и того, что действие пьесы происходит в предреволюционные годы.
Поджал хвост
Пожаловаться мог за покушение, но тоже, как и Биф, поджал хвост и сбежал.
Как он после такого сумеет выгнать
Да и стар уж. Зачем это ему
Это он на дырочку было запустил да не проканало.
Ване 45 лет не так молод, но профессор с гаком старое, за 60 наверное. Неразумно лезть в спор с годящимися тебе в сыновья, наверняка проиграешь, силы с годами слабнут.
Нет, Гелена, не предрекайте плохое хорошим людям.
Ну давайте сходим в театр и кино
Пересмотри Дядя Ваня фильм-спектакль по Георгию Товстоногову.
Есть ещё куча версий
В том числе иностранных см википедия.
Но пока вот ,эту удачную версию.
А версия А.Кончаловского наполовину черно белая, не хватило цветной пленки, и сделали вроде режиссерского замысла
За покушение ему ничего бы не было, ибо без последствий.
И действовал он в рамках необходимой самообороны, при посягательстве профессора на жизнь, здоровье и имущество Войницкого и его племянницы, законной наследницы имения.
Да и аффект.
Просто попугал и максимум штраф, если ещё профессор докажет в суде что Войницкий нарушил закон.
Но он знал что кашу заварить он и сбежал в Харьков.
С Ниной Заречной все непросто.
Понимаете, среда
Вы, быть может, не знаете что такое артистическая среда и писательская или иная творческая.
Это клубок скорпионов, непрерывно жрущих друг друга. И без мощного покровительства там нечего делать не только парня но тем более девицам из хорошей семьи, как Нина Заречная, соблазнившаясч мнимым блеском и сбежавшая от скуки провинциальной жидн вместе с заезжим старым уставшим циничным известным беллетристом, который в Москве тут же бросил ее.
Я верую! Торжественно произносит ещё по настоящему не хлебнувшая горя Нина хотя ребенка она уже потеряла. В последних сценах пьесы, уже битая однако
Погодите ещё немного и от "верую!" не останется и воспоминания.
Нельзя быть чистым там где все в грязи по колено.
Или станешь как они, или сбежишь.
У Чехова есть другая вещь, поздняя, недавно перечитывала:повесть "Скучная история", почитайте.
Хорошей экранизации нет, но повесть недлинна, я давно ее читала и до сих пор помню, вот, перечитала недавно в интернете.
Там ещё не очень старый профессор медицины погибает от недуга и пишет записки.
В том числе рассказывая судьбу своей воспитанницы Кати, которую он взял в свою семью, дочь ушедшего коллеги и друга.
Кате он дал все, любил много больше родной дочери.
Но она решила тоже, как Нина Заречная, стать актрисой. Почитайте, не буду спойлерить, перессказывать, то есть до конца, поситайте, как сам Чехов увидел, может быть, в образе Кати путь Нины Заречной.
Зера Черкесова 2 19.04.2025 14:14
--------
--------
На сем точка в дискуссии, рецензентка не стала дальше отвечать.
Полный текст на Проза ру по указанной ссылке.
Зера Черкесова
Перепубликация на Стихи ру.
17.05.2025, спустя ровно месяц.
17.05.2025 15:27
https://zera-cherkesov.livejournal.com/722829.html
Свидетельство о публикации №125051704735