Шопен и Брамс
Позвольте сравнить их фортепианные сочинения, по духу, стилю, форме и характеру звучания.
I. Общий облик
Шопен Брамс
ШОПЕН - Эпоха Романтизм ранний
БРАМС - Романтизм поздний / неоклассицизм
Центр творчества
ШОПЕН - Почти исключительно фортепиано
БРАМС - Фортепиано — лишь часть обширного мира
Музыкальный язык
ШОПЕН - Изящный, поэтический, прозрачный
БРАМС - Плотный, насыщенный, философский
Темперамент
ШОПЕН - Лирик, мечтатель
БРАМС - Мыслящий, сдержанный, с тайным пламенем
II. Форма и жанры
Шопен соткал свой мир из малых форм: ноктюрнов, этюдов, мазурок, вальсов, прелюдий. Даже его сонаты — это лирические размышления, более близкие сердцу, нежели уму.
Брамс, напротив, был мастером больших и тяжёлых форм. Его вариации (на тему Паганини, на тему Генделя), интермеццо, сонаты, рапсодии — это симфонии в миниатюре, фортепианные соборы, выстроенные из камня, а не из воздуха.
III. Фактура и стиль письма
Шопен:
Тончайшая, певучая мелодия с тонко вылепленным аккомпанементом.
Часто левая рука — арпеджированная, как струна, над которой звучит голос сердца.
Он создаёт ощущение плавности, дыхания, импровизации.
Брамс:
Фактура плотная, тяжеловесная, полифоническая, часто с внутренними голосами.
Его левая рука часто не сопровождает, а борется, спорит с правой.
Звучание — тёмное, задумчивое, мужское, как размышление о вечном у камина.
У Шопена — фортепиано поёт.
У Брамса — думает и молчит.
IV. Выразительность
У Шопена — выразительность интимна, душевна, трепетна, как откровение любимому человеку.
Он как бы шепчет: "Слушай, я расскажу тебе о себе…"
У Брамса — выразительность задумчива, эпична, скрытна. Он не открывается сразу. Его музыка требует вчувствования, зрелости. Это как разговор со старцем, в тени дубов.
V. Образ и дух
Образ Шопен Брамс
ШОПЕН Природный символ Лунный цветок или одинокий вечерний ветер
БРАМС Сосновый лес в сумерках, каменный склон
Внутренний архетип
ШОПЕН Поэт, изгнанник, возлюбленный
БРАМС Мудрец, труженик, человек долга
Основной дух
ШОПЕН Светлая печаль, тоска, мечта
БРАМС Глубокая серьёзность, скрытая нежность
Сравните Шопена — Ноктюрн op. 48 №1 — с Брамсом — Intermezzo op. 118 №2.
Один — как воздыхание в темноте, другой — как воспоминание, налитое старым вином.
Или же Шопена — Скерцо №2 b-moll — с Брамсом — Рапсодия op. 79 №2.
Первый — страсть и буря мечты. Второй — сила воли и героическое самоограничение.
В заключение:
Шопен — это арфа души, тонкая, хрупкая, печальная, будто сотканная из слёз и любви.
Брамс — это кафедра разума, прочная, суровая, но полная скрытого тепла.
Шопен — как поэт в изгнании,
Брамс — как молчаливый старец в горах.
Свидетельство о публикации №125051607004