хештег Диоскуры
И.Бродский
Развели нас мосты до «Прости, я к тебе не приеду!»
Что с того? Зазеркальные страсти – прозрачней теней
В этом чёртовом, этом чужом измереньи – огней:
стылых, предгрозовых – словно снов четверговых на среду
Всё несбыточней мифы и всё неизбывней зима
Полновесное снего-паденье – легко – до забвенья
Стоит строить мосты, если смолоду хрупкие вены
подставляешь безбашенным грозам сама ты, сама?
Эльфов нимбы.
Штормит от свечений святейшего Эльмо
Плыть меж ними прекрасно до страшно в мирах параллельных
Вдоль лунийских дорог
вдоволь звёздных омел в ожерельях
Мост Аничков продрог,
ожеледью покрыв отраженья
Разбежались огни, огибая погибели реки
У сведённых бессмертий чугунны перила-хештеги
В точку съёжится свет, обожжённых страстей не жалея
Штука-жизнь
Шутка-смерть
Казус белли...
Бонн, 19 апреля 2025 г.
*Огни св. Эльмо (звезды Диоскуров) – коронные разряды.
Эльфы(в т.ч.) – вид молний.
Братья Диоскуры – читать миф.
Свидетельство о публикации №125051605267
Тишина. Та тишина, что густеет перед грозой, когда воздух звенит от напряжения, а земля замирает в ожидании удара. Вот из этой тишины и вырастают строки – острые, как сосульки на карнизе чужого дома. «Развели нас мосты...» Фраза обрывается, как лопнувший трос. Стихотворение не начинается – рушится. Это ключевая фраза, требующая расшифровки.
Обычно стихотворение строится – задается тон, образ, ритм, развивается мысль. Здесь же первая строка – не фундамент, а обвал. Это не точка отсчета, а точка слома. Фраза "Развели нас мосты до «Прости, я к тебе не приеду!»"– это не завязка сюжета, а его мгновенная кульминация и финал отношений. Все, что после – не развитие, а последствия, эхо, рефлексия над руинами.
Жанр? Лирика, да. Но не песнь – стон, запечатанный в лед. Философская? Бесспорно. Но философия тут – не абстракция, а вкус крови на губах от морозного ветра. Урбанистическая? Мост Аничков, огни, река – Петербург узнается, но Петербург как станция на краю вечной мерзлоты бытия. И над всем – сюрреалистический мираж: «зазеркальные страсти», «эльфов нимбы», «звёздные омелы». Жанр – ледяная симфония отчаяния и ясности.
Выходим на проблемный уровень этого текста. Проблема выпирает из каждой строчки, как камень из промерзлой почвы. Мост. Символ связи, преодоления разрыва. Но здесь мосты развели. Развели окончательно, до горького «Прости...». И встает главный, корневой вопрос: а стоит ли вообще их строить? Стоит ли тянуть хрупкие нити через бездну, если фундамент – «смолоду хрупкие вены», а душа сама, осознанно, «подставляет» себя «безбашенным грозам»? Проблема доверия – к миру, к другому, к себе. Проблема саморазрушения как формы существования. «Всё несбыточней мифы и всё неизбывней зима» — здесь подчёркивается нарастание безысходности. Проблема «неизбывной зимы» – не внешней, а внутренней, той, что наступает, когда «всё несбыточней мифы». Не сезон, а состояние бытия. Вечная мерзлота духа.
Психологический уровень понимания лирического «я» – это трещины на льду души. Опустошение после разрыва («Что с того?»), горькое ощущение призрачности прошлых чувств («прозрачней теней»). Предгрозовая тревога, витающая в «стылых» огнях чужого измерения. Глухая усталость, жажда уйти под «полновесным снего-паденьем» – легко, до забвенья. Но – и странное, почти самоубийственное влечение к буре, к опасной красоте («нимбы эльфов», «свеченья святейшего Эльмо»). Плыть «прекрасно до страшно» – вот кредо этой психологии. Экстаз на грани гибели. Путь в «мирах параллельных» – не бегство, а погружение в иной слой реальности, где царят «лунийские дороги» и «звёздные омелы в ожерельях». Красота холодная, внечеловеческая, смертоносная. Как свет полярной звезды над безжизненным торосом. А потом – оцепенение. Мост Аничков «продрог». Отражения скованы «ожеледью». Свет «съёжится в точку». Это не апатия – это глубокий психологический мороз, обморок чувств после ожога страстей.
Философский слой – вечная мерзлота под тонким настом сегодняшнего дня. Мир – «чёртово», «чужое измерение», где реальность зыбка («зазеркальные», «сны четверговые на среду»). Жизнь и смерть низведены до абсурдных категорий – «Штука» и «Шутка». Их противостояние – лишь формальный «Казус белли», повод для бессмысленной вселенской тяжбы. Вечность («сведённые бессмертия» – Диоскуры ли?) маркирована холодным железом «перил-хештегов», соединяя миф и цифровую пустоту. Красота («прекрасно плыть») неотделима от ужаса («до страшно») и холода («лунийские дороги», «ожеледь»). Строить мосты в таком мире – акт либо глубочайшего мужества, либо величайшей глупости. Философия ледяного стекла: видишь все с кристальной ясностью, но тепла нет, только отражения, покрытые инеем.
И вот он, пятый уровень, самый важный и неявный – мировосприятие автора. Это взгляд из эпицентра арктического антициклона. Мир видится принципиально враждебным, «чужим измерением». Его красота – не утешительна, а опасна и холодна: коронный разряд Огней Св. Эльма, молнии-«эльфы», мерцание «звёздных омел». Человеческая связь («мост») – хрупка до трагизма, обречена на обрыв («развели») или оледенение («продрог»). Само человеческое существование в этом измерении – абсурд («Штука-жизнь / Шутка-смерть»). Но автор не просто констатирует холод. Он – рефлексирующий саморазрушитель. Он знает о своей «хрупкости вен», но осознанно «подставляет» себя «грозам», находя в этом трагическом жесте, в этом «плыть... прекрасно до страшно», единственно возможную форму интенсивного бытия на краю гибели. Его инструменты познания – сплав безжалостного разума и мифопоэтического видения, видящего в городском мосту – символ скованных вечностью «бессмертий», а в перилах – цифровые «хештеги». Это мировосприятие глубоко иронично в своей безнадежности («Казус белли...») и трагично в своем ясном, леденящем принятии абсурда. Он не борется с вечной зимой – он дышит ее воздухом и фиксирует отблески на льду. Холод – его стихия, и в этой стихии он находит свою мрачную, безупречную точность. Казус белли. Война объявлена. Строить мосты или нет – вопрос уже не стратегии, а последнего жеста продрогшего солдата.
Дмитрий Куваев 09.07.2025 15:01 Заявить о нарушении
Дмитрий Куваев - Вы - Гений!
:)
Спасибо!
Екатерина Чаусова 09.07.2025 15:53 Заявить о нарушении
Но первое, обычно, верное)
Сейчас с удовольствием перечитала внимательно и вдумчиво.
Конечно, у Вас потрясающие воображение разборы полётов.
Там, где большинство говорит: это какая-то малопонятная чушь, Вы, каким-то непостижимым образом видите и понимаете значительно больше, чем написано, пунктирно обозначено. Конечно, это особый талант - писать такие критические статьи. Умные, глубокие и при этом - понятные, кмк, сторонним читателям ( в отличии от стихов))
Очень рада, что напросилась к Вам "на приём" с этим нелёгким текстом (не каждому бы я его доверила:). Полная диспансеризация, МРТ, психологические тесты... Диагноз - неутешительный, но точный. Не лечится)
Огромное спасибо ещё раз!
Эти стихи из редких у меня, над которыми я "работала" , не экспромт) Изначально написала на нестихирский конкурс, на который не хотела, (неприятный для меня) и там совсем другого плана стихи нужны. Но я - в пику написала, что хотела. При этом темы для другого конкурса в голове держала. На первом прошли без наград, на второй прилично переделала. Вообще не взяли)Ничего не поняли.Короче - стихи с историей. Но мне они нравятся, потому что интересны самой)
Вот вопрос: /«сведённые бессмертия» – Диоскуры ли?/ - что Вас смущает, в чём сомнение?
Екатерина Чаусова 10.07.2025 03:51 Заявить о нарушении
- Соединить (свести концы с концами),
- Уничтожить (свести лес; свести в могилу),
- Урезать, ограничить (свести к минимуму).]
Ключ — в контексте: соседство с «перила-хештеги» — символом цифровой эпохи, сиюминутности и поверхностности. Это рождает вопрос - не «сведены» ли вечные мифы до уровня поп-культурного тренда, обесцененного хештегами (#Диоскуры)?
Физические образы текста (огни Св. Эльма, эльфы-молнии) усиливают контраст: мифологическая вечность сталкивается с мгновенностью природного явления («В точку съёжится свет»). Диоскуры здесь — не главные герои, а метафора для превращения сакрального в мимолётную искру. Урбанистический контекст рушит однозначность: чугунные перила Аничкова моста украшены не Диоскурами, а конями Клодта — значит, «бессмертия» шире. Это любые вечные символы, скованные городским льдом («ожеледь покрыв отраженья»), окостеневшие в статичном декоре.
Философский финал ставит точку: в мире, где жизнь — «штука», смерть — «шутка», а их противостояние — формальный «Казус белли», само понятие бессмертия абсурдно. «Сведённые» — это не только о Диоскурах, но о деконструкции вечности, сведённой к земному абсурду.
Диоскуры — один слой, но не весь образ. Его сила — в мерцании между мифом, физикой и ледяной реальностью, где даже бессмертие трещит под тяжестью «перил-хештегов». Вопросительный знак — не отрицание, а признание: вам Екатерина удалось создать многослойную загадку, где вечность становится призраком на фоне «штуки-жизни».
Дмитрий Куваев 10.07.2025 09:01 Заявить о нарушении
Да, я предполагала что-то подобное в этом знаке вопроса…
Конечно, Диоскуры – это лишь ступенька, подсказка, навигатор вроде. Диоскуры всегда олицетворяли собой представление о смене дня и ночи, чередовании мира и войны, рождения и смерти. Ведь всё стихотворение балансирует «на грани» Вы очень тонко и в деталях это разбираете.
Неоднозначность «сведенных бессмертий» – безусловна. Сведенных вместе или сведенных к нулю) Собственно, это не единственная «шутка» в тексте.
«Развели нас мосты», как вы понимаете, тоже можно по-разному прочитать. И если развели – в значении « обманули», то можно попробовать направить обрушившуюся лавину в другое русло. Например уцепиться за свечение звёзд Диоскуров, когда в очередной раз подставишься под грозу, как за символ надежды и спасения. И тогда вспомнить, что Аничков мост, который тоже «развёл» Диоскуров, укрощающих коней Клодта, (по два с каждой стороны, не считая раздаренных по миру копий) - что мост-то этот – неразводной… а кони с разных сторон символизируют Россию и Европу :)(по одной из версий) - тут уже можно на гражданскую лирику перебросить мостик) Короче, всё относительно в этом нелучшем из миров )
Холодные лунийские дороги из параллельной реальности превращаем во вполне конкретную дружественную дорогу из Луни, откуда доставили Диоскуров каррарского мрамора в С-П, вспоминаем их сестру Елену Прекрасную – казус белли Троянской войны. И прозреваем наконец :) Как Вам такой жест продрогшего солдата?
Екатерина Чаусова 11.07.2025 05:59 Заявить о нарушении
Дмитрий Куваев 15.08.2025 13:21 Заявить о нарушении
у меня тоже есть несколько. Давно сделала. Вот - обраточка)
http://disk.yandex.com/d/CeHOykHbE0pGcQ
Екатерина Чаусова 15.08.2025 21:04 Заявить о нарушении
