Бусинки

Ношу на себе свои образы-бусинки.
Раз - и я девочка с розовым бантиком,
Два - я песчинка, я образ малюсенький,
Три - и я фокусник, мечущий фантики.

За следующей бусиной мне не угнаться,
Здесь - я стихия, близ скорости света,
Шустро меняюсь, мне здесь не остаться,
Пятая бусинка - образ аскета.

Вслед за аскетом шалун настигает,
Это весёлый, капризный шутник,
Кто он и что он - да бог его знает!
Не знает никто он откуда возник.

Бусина семь - очень странная бусина,
Здесь сочетается несочетаемое -
Буйство весны и спокойствие осени,
Слепой оптимизм и глухое отчаяние.

Бусинка восемь - волшебная, тайная,
В ней примесь чудес не от мира сего,
Она заключает безмолвное знание,
Где видно весь мир и себя самого.

На очередь вышла сквозная, девятая,
Болит и зудит, обжигает и рвёт,
Здесь лучше уйти от мирского, как в пятой,
Иначе есть риск - ранка не заживёт.

Десятая бусинка - мудрый старейшина,
Он может любую проблему решить -
От полного дна и до чиха малейшего,
Не знает одно - для чего ему жить.

А дальше то бусин всё больше и больше,
И образ не схожий один на другой:
Один мимолетный, другой - "на подольше",
Но все вопрошают - да кто я такой?!

Ношу ожерелье свое не снимая
Не помню уж сколько, но так много лет,
Зачем появилось, откуда - не знаю...
Я жив, пока жив этот экзоскелет.


Рецензии
Мне нравится книга «Игра в бисер» Германа Гессе. Уже давно не встречал людей, которые бы её читали. Но ваш стих показался мне поэтической вариацией на тему этой книги, где каждая бусина — не просто элемент ожерелья, а символ отдельного модуса существования, метафора бытия.

Если у Гессе Игра в бисер — это синтез всех знаний человечества в абстрактной, точной математической гармонии, то у вас бусинки — это фрагменты личности, её метаморфозы, её вечное движение между ролями и состояниями.
Вы как Мастер Игры перебираете бусины-образы, но не для того, чтобы создать стройную систему, а чтобы показать неуловимость собственного «Я». Каждая бусина — это маска, но и каждая маска — это истина, хотя бы на мгновение.

Вы красиво использовали Алхимию образов: от девочки до старейшины и построили стихотворение как нумерологический ритуал: десять бусин — десять ипостасей, десять миров в одном сознании.
• 1–3 бусины — детство, малость, игра (девочка, песчинка, фокусник). Здесь личность ещё легка, почти невесома, но уже способна к трансформации. Герой книги тоже пишет сочинение про своё детство, но только про своё предыдущее воплощение.
• 4–6 бусины — ускорение, стихийность, аскеза и шутовство. Контраст между аскетом и шалуном напоминает дуальность героя книги «Игры в бисер» Иозфа Кнехта: он и строгий учёный, и вольный странник.
• 7–8 бусины — точка трансценденции. Здесь «сочетается несочетаемое», а в восьмой бусине открывается «безмолвное знание» — то самое, к которому стремится Мастер Игры. У человека это происходит при включении 7 чакры.
• 9–10 бусины — боль и мудрость. Девятая бусина «рвёт и обжигает» — это кризис, выход за пределы привычного. Десятая — старейшина, решающий все проблемы, кроме одной: смысла собственного существования.
Этот путь — почти буддийская сансара, где душа перерождается в разных обличьях, но так и не находит окончательного ответа.

Финальные строки вводят ключ к пониманию стиха, вводя понятие экзоскелета идентичности:
«Ношу ожерелье своё не снимая…
Я жив, пока жив этот экзоскелет».
Ожерелье — не украшение, а каркас бытия. Без него «Я» рассыпается, как бисер без нити. Но в этом же — трагедия: личность не может снять ожерелье, не перестав быть собой.
Нить фиксации личности – это серебряная нить, связывающая воплотившуюся монаду с физическим телом. Её свили родители из своих инь и ян энергий. Как только нить рвётся, человек умирает.
У Гессе Мастер Игры в конце концов выходит за пределы Касталии, чтобы жить «настоящей» жизнью. У вас герой остаётся в плену собственных образов, ибо нет «Я» вне их чередования.

Если «Игра в бисер» — это философия культуры, то «Бусинки» — философия магии личности. Здесь нет строгого порядка, как в гессевской Касталии, но есть алхимическая изменчивость и магия перевоплощений.
Каждая бусина — заклинание, каждая смена образа — ритуал. Вы не просто описываете состояния, но колдуете ими, заставляя читателя пережить каждое превращение.

Кто играет в эту игру? В «Игре в бисер» игроки — избранные, владеющие тайным знанием. В «Бусинках» игрок — сама жизнь, а человек — лишь поле её экспериментов.
Но есть и общее: оба текста — о поиске гармонии в хаосе. У Гессе — через универсальный язык культуры, у вас — через калейдоскоп собственных личин.
И главный вопрос остаётся открытым:
«…все вопрошают — да кто я такой?!»
Возможно, ответа нет. Или он — в самой игре, под названием жизнь.
С уважением, Anry

Anry   24.05.2025 14:01     Заявить о нарушении