Притчи Соломона и Дхаммапада
Позволь же сопоставить их бережно и с любовью, не ради спора, а ради созерцания.
Общая природа: Книга Жизни
Дхаммапада (санскр. «Путь Дхаммы») Притчи Соломона (ивр. «Мишлей Шломо»)
Происхождение Индия, ок. V в. до н.э., слова Будды и учеников Израиль, ок. X–V вв. до н.э., приписываются царю Соломону
Язык Пали Древнееврейский
Жанр Афористическая поэзия, духовные наставления Афористическая проза, моральные поучения
Цель Освобождение от страданий, достижение Нирваны Мудрая жизнь, страх Божий, путь праведности
О сходствах: два факела на узком пути
Моральное наставление в образах
Обе книги говорят простым, образным языком, понятным и простолюдину, и царю.
Дхаммапада:
«Как стрела, выпущенная умелым лучником, так и ум — летит туда, где привязанность.»
Притчи:
«Как в носу кольцо у свиньи — так женщина красивая без разума.»
Внимание к сердцу (уму)
Дхаммапада:
«Всё возникает из ума. Если человек говорит или действует с нечистым умом, за ним следует страдание.»
Притчи:
«Каковы мысли в душе человека, таков и он.»
Два пути: путь праведника и путь нечестивого
Дхаммапада: путь праведного — к ниббане, путь грешного — к новым рождениям.
Притчи: путь мудрого — к жизни, путь безумного — к погибели.
Цель — внутреннее преображение
Там — преодоление эго,
Здесь — страх Господень, начало премудрости.
Оба — об этическом делании, об аскезе в повседневности.
О различиях: разные вершины, единая горная тропа
Будда Соломон / премудрые Израиля
Бог Молчание — Бог не отрицается, но и не главенствует Центральная ось: «Страх Господень — начало мудрости»
Я Нет "я", всё — дхаммы, поток, анатта Человек — образ Божий, личность с душой
Цель Ниббана — освобождение от рождения и страдания Хокма (мудрость) — жизнь праведная, долгая, благословенная
Спасение Через личное прозрение, медитацию, сдержание Через страх Божий, добродетель, верность завету
Поэтический мост
Вот две жемчужины, сшитые нитью мира:
Дхаммапада, строфа 1:
«Мы есть то, что мы думаем. Всё рождается из наших мыслей. Чистым сердцем поступай — и радость последует, как тень, неотступно.»
Притчи 4:23:
«Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни.»
Заключение: два берега одной реки
Дхаммапада — путь к молчаливой пустоте,
Притчи — путь к исполненной смысла тишине перед Ликом Божиим.
И если бы Будда и Соломон встретились — они, быть может, не спорили бы,
а сидели бы в тени гранатового дерева и слушали пение ветра в тростнике,
ибо мудрецы, как светила: различны по свету, но едины по истоку.
Свидетельство о публикации №125051506917