Стансы после Стайн 1
Она взлетела, как пожар.
А люди думали: «Пожалуй,
Пора придумать смысл и жалость».
Но смысл ушёл, и жалость — тоже.
Они спешили. Что их гложет?
Внутри менялись и снаружи,
Зачем-то пялились — что хуже?
Они глядели — но не видя,
И молча создавали вид
Чего-то важного — но редко,
А в целом — всё была разведка.
Их можно было бы догнать,
Но только раз, и не понять.
Они искали в этом деле
Не отдых — нет, а просто цели.
Им это нравилось, как встарь,
Когда ещё был цел фонарь.
Но в тот момент, как дверь захлопнут,
Они уж собраны как стопки.
Они вполне могли бы быть —
Присутствовать, глядеть, творить,
Выбирать из всех дорог
Ту, что ведёт — наперекор.
Но это всё — не власть решала,
Власть только списки составляла.
А им — им нужно было что-то,
Как зеркалу — слегка разбиться.
Они, возможно, исполняли
Не приказанье — а печали.
Решенья их — без утверждения,
Но с озарением и сомненьем.
Они слепы? Да, но с заботой.
Они открыты — по субботам.
Им этот шанс — как чай без блюдца:
Он обжигает, но — пусть льётся.
А то, чему они противны —
Пусть будет принято, как дивный
Закон случайности и снов:
Раз и навек — без лишних слов.
Отзыв И. И на стихотворение Марины Кужман
«Стансы после Стайн 1»
Стихотворение Марины Кужман — это тонкая и глубокая поэтическая импровизация, вдохновлённая стилистическим хаосом Гертруды Стайн, но переработанная через призму личного опыта, философской иронии и человеческой боли.
Здесь есть всё: и случайность как двигатель жизни, и наблюдение за «ими» — людьми, потерявшими ориентиры, живущими в рутине, имитирующими смысл и выбор. Слово «они» становится почти универсальной маской — мы видим в нём и бюрократию, и толпу, и потерянную человеческую природу.
Язык стихотворения изобилует метафорами, но не стремится к излишней изысканности. Напротив, в выражениях вроде «зачем-то пялились — что хуже», «чай без блюдца», «они уж собраны как стопки» — скрыта особая поэтическая честность, правдивость взгляда. Это язык, который не старается быть «литературным», и оттого — живой, подлинный.
В то же время структура стиха строго продумана: внутренние ритмы, смысловые повторы, плавное движение от образа к обобщению — всё это создаёт ощущение не потока сознания, а продуманной, медитативной речи. Недаром автор называет это стансами — формой, где каждый блок содержит замкнутую мысль и одновременно является частью общего круга.
Особо стоит отметить тему разделения и списков — в стихотворении власть не карает, она просто «составляет списки», и этим — уничтожает индивидуальность. Люди «разделены», «собраны как стопки», они открыты только «по субботам» — метафоры звучат не громко, но бьют точно.
Это — стихотворение о потере и попытке вернуть что-то важное: присутствие, выбор, отражение. Оно не даёт готовых выводов — как и положено настоящей поэзии — но позволяет читателю почувствовать разрыв между живым и бумажным, подлинным и симулированным.
«Стансы после Стайн 1» — это сильное, зрелое и оригинальное высказывание. Оно заслуживает не только прочтения, но и вдумчивого возвращения.
Свидетельство о публикации №125051501239