Praesagium
Эпизод 1. Один
За осенью пришла весна,
А за весной пришла свобода.
Всё перепутала с утра
Нетерпеливая природа.
Бродяжий дух погнал вперёд,
Но жизнь немного запоздала.
Я, как портной, свой эпизод
Отмерил с помощью лекала.
Пропал ленивый интерес.
Играя с кукловодом в прятки,
Я трость сломал. Забыл про стресс
И бросил в бездну две перчатки.
И тут, рискуя впасть в клише,
Шутя, а, может быть, в обиде,
— «Пора, дружок. Allez marcher!» —
Мне прошептал поэт Овидий.
Шекспир оставил нам вопрос,
Но Публий был Шекспира круче.
Есть средь его метаморфоз
И наша жизнь — как частный случай.
Придёт пора. В какой-то год,
Без декораций и оркестра,
Я доиграю свой уход
Не героически, но честно.
Конфетами и конфетти
Моя не устлана дорога.
А перекур в конце пути —
Лишь черновик без эпилога.
С тех пор, как выроню тетрадь
На обгоревшие поленья,
Себя я стану вечно ждать
Всегда один.
На день рожденья.
Эпизод 2. Развязка
Всё прошло. Пустота впереди.
Дно достигнуто. Бочка испита.
Догорают в глазах угольки
Прежней страсти и тихого быта.
Но не стоит банально страдать.
Заключённая в новом сосуде,
Жизнь вернётся. Случится опять —
И как прежде сведёт и рассудит.
Мы научимся снова слова
Говорить вдохновенно и чутко.
А о прошлом напомнит сова,
Или чья-то невинная шутка.
Я ещё понемногу пишу,
Разбавляя предчувствием краски.
Я имел свою цель и судьбу,
Как чудак, не достигший развязки.
Старость — это награда за то,
Что свой слалом прошёл без заминки.
В доме будет коньяк и вино —
Приходите ко мне на поминки.
Эпизод 3. Игра
Я актёр. Я играю ханжу.
В предвкушенье любви и банкета,
Я всегда, поклонясь, ухожу.
И цветы получаю за это.
Я постиг философию па.
Мне под силу Шекспир и Онегин.
— Оставайся, — кричат мне друзья.
— Уходи, — напирают коллеги.
Каждый раз забывая про шум,
Выхожу я на сцену упрямо.
Как броня, мой красивый костюм.
Как редут, оркестровая яма.
Я не вижу партер и балкон.
Мне глаза застилают софиты.
В этой пьесе был прежде резон,
Но исчез, всеми сразу забытый.
А еще я пою, уходя.
Пусть мой выбор заранее сужен,
Но он мой.
Я играю себя,
Лишь себя, и суфлёр мне не нужен.
Везение
В тот день старухе повезло.
В субботу приходили дети.
Сквозь приоткрытое окно
Проник в палату свежий ветер.
Забыты утка и клистир.
И с аппетитом съеден ужин:
И сыр, и коржик, и кефир,
А утром бабке стало хуже.
Ну, а когда пришли врачи
Спросить старуху: «Как простуда?»
Ее стеклянные зрачки
Уже смотрели ниоткуда.
А я с врачами заодно
Стоял и даже помолился.
Главврач сказал: «Ей повезло!»
Раскланялся и удалился.
Не состоялся медсовет.
Всё было просто и рутинно.
И тело лёгкое в обед
Увёз на кладбище мужчина.
Золотой запас
К нам в село привезли навоз.
Я его целый месяц ждал.
Я соломки ему принёс,
И мотыжкой чуток размял.
Утром пахнет земля свежо,
А на клумбе зацвёл тюльпан.
Я от пыли отмыл окно
И на лето составил план.
Как-то Ленин, надев картуз,
В день субботника нёс бревно.
Я, как Ленин, несу свой груз —
Нам профком подарил говно.
Я не самый плохой мужик.
У меня во дворе - шатёр.
Я завёл небольшой парник
И собаку - с недавних пор.
Подоспел для картошки срок —
Я её закопаю сам,
Где растёт молодой лучок,
А под вечер приму сто грамм.
Я развесил большой гамак.
На веранде теперь уют.
Даже шурин, большой босяк,
Стал бы паинькой сразу тут.
Разрешился больной вопрос.
Наш родной золотой запас
Я по лункам с утра разнёс…
Так потом разнесут и нас.
Весенние похороны
Хоронили старого еврея
Возле ивы около прохода.
В воскресенье, пятого апреля.
Три старухи – вся толпа народа.
Он таким покорным раньше не был.
Он лежал в гробу, как на кровати.
Шелестел губами что-то ребе.
Ну, и я куда-то шел некстати.
Три старушки кое-как всплакнули.
Три мадонны, вечные невесты.
А потом, по-моему, в июле
Я приметил снова это место.
Это нехорошая привычка -
Видеть то, что видеть нам не надо:
Холм просевший, ржавая табличка
И бурьян по пояс, как ограда.
Я, как разводящий караула,
Подошёл и постоял мгновенье.
Ива тоже, кажется, всплакнула.
Вот и все. Кончалось воскресенье.
Шёл я молча по пустой аллеe.
А потом, куда и сам не знаю,
Я уехал, сам себя жалея,
И уснул в расхлябанном трамвае.
И пока трамвай скрипел на трассе
Снилось мне, что плакали старушки.
Снилось мне, что я известный классик.
То ли Гоголь, то ли даже Пушкин.
Снилось мне, что я просил у Бога,
Искренне, как просят только дети,
Хоть чуть-чуть отсрочить, хоть немного...
Но напрасны были просьбы эти.
За оградой
С хризантемами, белыми розами
Я иду по дороге пустой.
На пригорке олени здесь с козами
Словно страж на посту часовой.
Я всегда прихожу в воскресение,
Чтоб, роняя цветы на гранит,
Попросить еле слышно прощения,
Если сердце зовёт и болит.
Будто снова беседуя с милыми,
Я читаю слова по губам.
А потом, попрощавшись с могилами,
Тороплюсь по обычным делам.
Летом жарким, а может с морозами,
Я вернусь, чтоб прощённый прощать.
Я приеду с венками и розами,
Навсегда, как отец мой и мать.
Я лежу за высокой оградою
В трёх шагах от мирской суеты,
Где не греет земля и не радуют,
На смиренной могиле цветы.
Старость
Настанет день, потом другой,
Когда мне станет слишком трудно
В палате той, где стынет судно,
Следить за юной медсестрой.
Тогда не выдав ни строки,
Чтоб скрыть свидетельства позора,
Я сяду утром у забора,
Там, где другие старики.
И этим утром или днём
Мы дружно, как отряд юнатов,
Поговорим о том, о сём
И я вернусь опять в палату.
Я там увижу близко так
Сестру в прекрасном юном теле.
И укушу пустой кулак
Застыв в засаленной постели.
Два монолога
1. Монолог плиты
Завершился судьбы пируэт.
Я плита. Как меня положили,
Так лежу с истечением лет
На не очень известной могиле.
Я — гранит. Мне грустить не дано.
Истираются вечные даты,
Будто кто-то захлопнул окно
Под аккорды последней сонаты.
Не святыня, музей и не храм.
С точки зрения вечной природы
Я лежу на земле будто хлам,
Охраняя ушедшие годы.
Подо мною хранится беда.
Под землёй, а у вас под ногами
Лишь остатки былого труда,
Что отчалил с пустыми руками.
Мне не надо торжественных слёз
И вдовы неутешной припадка.
Ваш всемирно известный вопрос
Я решила давно без остатка.
Не поэт и не царь подо мной.
Под соседней плитою — учёный.
Ну и что? Все равны под землёй:
Атеисты, святые и бонны.
Все они по прошествии лет
Станут прахом в забытой могиле.
Я плита. Прикрываю скелет.
И лежу, где меня положили.
2. Монолог памятника
Я стою высоко над землёй.
Незнакомый с высокой наукой,
Я смеюсь над чужою плитой,
Этой плоской затоптанной штукой.
Мне не надо красивых цитат.
Всё, что было, давно уже спето.
Я хороший пример для ребят,
А не просто бандит с пистолетом.
Мне поставили здесь пьедестал
У ворот в двух шагах от прохода,
Чтобы каждый запомнил и знал:
Я бессмертие. Или свобода.
Я не добрый и даже не злой.
Тот художник, что вылепил это
Целый год колдовал надо мной
Превращая бандита в поэта.
Высоко, потому что блатной,
Я стою, воскрешённый в обмане,
И смеюсь над наивной плитой,
Позабытой в высоком бурьяне.
И всем правилам вашим назло,
Хоть над мёртвым шутить не этично,
Мой покойник покруче её…
Но обоим теперь безразлично.
Душевые монологи
1. Монолог героя
Я попросил вчера у душа,
Висящего над головой:
«О господи, пошли мне душу.
Пошли мне душу, ангел мой.»
Я застывал под ним, как цапля.
И долго ждал святую весть.
А он сказал: «Да будет капля!
А ты живи с душой, что есть».
Мгновенно задрожали стёкла.
И зачесалось между ног.
И я ушёл босой и мокрый,
Ругая глупый диалог.
2. Монолог душа
Да, он просил. Но я не слушал.
Над яйцевидной головой —
Я душ. Я не имею душу.
Хотя капризный, как живой.
А он стоял, как в тине цапля,
И ждал мою святую весть.
И я вещал: «Да будет капля!
А ты, дурак, живи, как есть».
Три голоса
1. Он
Мы оба здесь. Но только в разном стиле.
Ты что-то строил, я слагал слова.
Пусть мы не так, как надо было, жили,
Конец один. Но мысль не нова.
Я думаю, тебе чертовски жутко.
В руках твоих какой-то мелкий счёт:
То ты твердишь, что раздражает шутка.
То вдруг пугает свежий анекдот.
Ты, Вася, - Зевс без царства и без свиты.
Без адвокатов, премий и наград.
Для всех людей и битых, и не битых
Есть два пути – ни одного назад.
Вот ты сейчас, а мне оно не надо,
Нарезал мясо, положил на гриль.
Так чёрт чадит посередине ада,
Всё превращая в мусор и утиль.
Ты часто, просыпаясь среди ночи,
Лежишь без сна. В мозгах летает моль.
И, осознав, что стала жизнь короче,
Ты шепчешь вяло до-ре-ми-фа-соль.
А днём ты снова всем и всех дружочек.
Готовый всех безропотно прощать…
Давай, герой, без долгих заморочек
Сбежим совсем, с последним словом — «мать».
2. Призрак
И всё же здесь пока ещё нет ада.
Дождит сегодня, но хороший день.
Я ем шашлык с товарищем у сада,
Где вместо ягод - розы и сирень.
Не оседлав бессмысленную гордость,
Наград больших и пыток не познав,
Мой гость упрямо подмечает подлость
И ненавидит нормы и устав.
Он не умеет изменить тональность
И часто ничему уже не рад.
Но, если вдруг нахлынет гениальность,
Вмиг оживают и поэт, и сад.
Он ест легко, но спорит, как философ.
И в каждом слове — гнев и благодать.
Он мне грозит: «Нет у тебя вопросов!
А я — поэт. Мне не дано молчать».
Бывает так, что портит он застолье.
Но мне сейчас не нужен светлый гость.
Мне нужен тот, кто знает цену соли
И слово может провернуть насквозь.
Я жизнь люблю. И чтоб гитара пела.
А он упёрся, будто Критский бык.
И водку пьёт, не ведая предела…
Сегодня, кстати, неплохой шашлык.
Не разорвать мне тягостные нити.
Я дело делаю, а он строчит свой стих.
И очень часто в череде событий
Мне очень трудно различить двоих.
3. Свидетель
Искусство жить не требует искусства.
Все умники закончат так, как все.
Я наблюдаю их смешные чувства
Из мрачной ложи, скрытой в тишине.
Рефлексия – удел духовно нищих.
Кто самый умный, тот большой дурак.
Один поэт, другой в нём что-то ищет.
И оба любят дорогой коньяк.
Есть два шута: один с нелепой шуткой,
Другой с каким-то жёстким шашлыком.
Я отлучился только на минутку,
Как эти двое спорят ни о чём.
Пусть по дороге в вечную обитель
Они оставят свой неяркий след.
Я не судья. Я просто скромный зритель,
Кто заплатил лишь за один билет.
Свидетельство о публикации №125051407795