<…>
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
<…>
Во-первых, следует заметить, что речь, разумеется, не о гидрониме, как может показаться невнимательному слушателю.
Во-вторых, в 1915 году, которым датировано это стихотворение, Осип Эмильевич жил в Петрограде и, надо полагать, бывал на Балтийском море. И как-то оно его запомнило, и не только запомнило, но и отследило его земной путь. Иначе, чем объяснить то, что на прошлой неделе балтийские волны выкатили на берег бревно, на котором насмотренный глаз опытного фланера немедленно различил силуэты и профиля поэта, и сторожевой вышки гулагеря.
Здравствуйте, Михаил. Сегодня я прочитала интересную статью. Оказывается, способность видеть лица людей в случайных пятнах — осыпавшейся штукатурки, облупившейся краски, вмятины на песке, пролитой воды — имеет название: парейдолия, которая является разновидностью апофении. Нотам не написано, как называется способность видеть в тех же пятнах животных, рыб, деревья, кораблики и другое. Наверное, это всё называется одним словом парейдолия. Что Вы об этом думаете?
Парейдолия — не просто зрительная иллюзия, а укорененная механизмами эволюции способность усмотреть среди теней листьев дерева полоски саблезубого бегемота, притаившегося в ветвях. Все те, у кого эта способность была слаба, постепенно были слопаны означенными саблезубыми бегемотами.
Парейдолия является разновидностью апофении (нахождении связей там, где их нет) лишь в том (иногда печальном) случае, когда субъект утрачивает способность к проведению границы реальности и иллюзии. В этом случае парейдолия может доставлять, мягко говоря, неудобства субъекту и окружающим. А в остальных — доставляет сплошное удовольствие. Я вот, например, вчера уронил носок, который упал на пол точно в форме черного кота — тело, голова, ушки, хвост. Я тут же весело полез за фотоаппаратом (а не за кормом — в холодильнике еще осталось два пакета, но не на случай падения носка, а для подвальных котят).
Да, да, я внимательно читала статью об апофении. Любое качество, способность, свойство переходит в минус или в плюс при избытке или недостатке этого. А вот о названиях я узнала только сегодня!)) Складки на портьерах, тени от растений, стоящих на окне и многое другое складываются в узоры, буквы, лица… И со звуком так: дверь в подъезде скрипнет, сиденье в автобусе, дерево возле забора и мгновенно «включается» музыкальная фраза, несколько слов из песни ровно столько, сколько нот проскрипело. )) Конечно, я не начинаю оглядываться в поисках оркестра или певца.)) Поразительно устроен мозг человека! Все эти пятна, царапины, звуки возникают удивительно вовремя. Синхрония, как утверждает Карл Юнг. Сейчас слушаю Покас, музыкант Александр Ф. Скляр рассказывает о своих впечатлениях об «Острове сокровищ» Стивенсона. Александр читает наизусть небольшой отрывок наизусть. И как раз то, что мне важно в другой связи. Я этого отрывка не помнила, и вот как вовремя я услышала это именно сейчас. Звук минимальный, я не прислушивалась к беседе, занята другим. Но это я услышала. ))) Наверное, это называется иначе, но истоки те же: услышать вовремя дыхание или рычание, или поступь хищника вовремя.
Спасибо за беседу.
А как часто бывает наоборот(!) — кажется, что должен бы что-то совершенно забыть, а берешься перечитывать и, по ходу, оказывается, что помнишь-то, оказывается, поразительно многое.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.