О земном, небесном и карго-культе ожидания
Увы, первых – тех, чье существование определяется круговоротом земных забот, – легион. И как ни тасуй эту колоду, как ни смешивай, по меткому замечанию Козьмы Пруткова, грязь с известно чем, амбре остается неизменным. Мы живем, барахтаясь в этом вязком «земном», и о подлинно «небесном» – не о его искаженных отражениях, а о самой его сущности – зачастую и слыхом не слыхивали. Да и какой глубинный «инсайд», какое откровение может породить эта косная материя – будь она органической, социальной, или даже облеченной в хитроумные формы пятого или шестого управленческого уклада? Она способна лишь к перекомбинации уже существующего, к бесконечному самовоспроизводству в рамках заданных параметров.
Отсюда и проистекает наша глубокая, почти инстинктивная склонность к карго-культу. Мы, обитатели этого «земного», ощущая его недостаточность, его принципиальную неспособность породить Нечто Иное, уповаем и ждем. Ждем с наивной, почти абсурдной верой в Парусию – в пришествие «небесного», того самого «Господа с небес», о котором говорили апостолы. Того, кто несет сокровенную Книгу, запечатанную семью печатями – или, выражаясь языком современности, тот самый подлинный «инсайд», ключ к пониманию и преображению. И снять эти печати, даровать это знание, может только Он Сам, или то, что Он Собой олицетворяет.
Однако, позвольте и мне, в свою очередь, приподняться над сугубо земным.
Ибо когда я говорю о «небесном», я имею в виду нечто большее, чем просто антитезу «земному». Я говорю о небесном-земном, о той точке, о той таинственной инстанции, где высочайшее (Кетер, если угодно) не просто проецируется, но пребывает в нижайшем (Малхут), но пребывает иным, преображенным образом. Это не просто отражение, а имманентное присутствие, искра божественного в самой сердцевине тварного.
И вот с этой перспективы уже можно робко заикнуться не только о Парусии в традиционном смысле, но и о возможности пришествия с высших планов бытия – скажем, с супраментального, как выражался Шри Ауробиндо. О возможности глобальной духовной трансформации, ведущей не просто к улучшению «земного», но к появлению качественно нового существа – гностического существа, человека, преодолевшего свою нынешнюю ограниченность. И идеи Ауробиндо, равно как и концепции эволюции сознания Жана Гебсера, вовсе не кажутся безнадежно-дремучей архаикой. Они резонируют с глубинным чаянием человечества на прорыв, на выход за собственные пределы.
И снова мы словно движемся по кругу. Космические циклы, социальные циклы… вечно порождающие, как было сказано в старом введении к «Диалектике природы» Энгельса, «мыслящий дух». Старое в новом, новое в старом. Неизбывное возвращение к одним и тем же вопросам, но, возможно, на новом витке спирали, с новой глубиной понимания.
Прибавляет ли это оптимизма? Трудно сказать. Возможно, само понятие «оптимизма» здесь неуместно, ибо оно принадлежит к категориям «земного» ожидания. Лучше, действительно, не предаваться бесплодным фантазиям. Но сама возможность такого «небесно-земного» синтеза, сама мысль о том, что «инсайд» может быть не только ниспослан извне, но и пробужден изнутри, из той точки, где Кетер встречается с Малхут в сердце каждого из нас, – эта мысль уже сама по себе является источником тихой, негарантированной, но неугасимой надежды. И, возможно, именно она и есть тот подлинный «инфоповод», который способен породить не шизофренические фантомы, а ростки подлинного преображения.
Свидетельство о публикации №125051306946