Почему в Стамбуле сорвались переговоры в 2022 году
Предыстория
См. также: Минский протокол и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
Первая попытка дипломатического урегулирования российско-украинского конфликта была предпринята в 2014 году в рамках «нормандского формата» — переговоров первых лиц России, Украины, Германии и Франции. Результатом встреч на высоком уровне и работы трёхсторонней контактной группы были разработаны Минский протокол и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Они не затрагивали статус аннексированного Крыма и были направлены на прекращение огня на оккупированных частях Донецкой и Луганской областей. Однако прогресс в их реализации достигнут не был: большую роль в этом сыграла позиция России, которая фактически оккупировала украинские территории, но де-юре признавала их частью Украины.
В декабре 2021 года на фоне наращивания военной группировки вблизи украинской границы, сообщений о подготовке вторжения и росту агрессии в официальной риторике российские власти выдвинули ультиматум странам НАТО. Хотя ключевым вопросом стали отношения НАТО и Украины, последняя не была адресатом сообщения. Российское видение «гарантий безопасности» включало требование вывода контингента НАТО из стран, ставших членами альянса после 1997 года, отказ от принятия новых членов и какой-либо активности в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии, а также требования по контролю за вооружениями. Страны НАТО были готовы обсуждать отдельные пункты, но Россия настаивала на принятии всех обязательств сразу, что делало её требования заведомо невыполнимыми.
Первые три раунда российско-украинских переговоров прошли в Беларуси: 28 февраля делегации встретились в Гомеле, 3 и 7 марта 2022 года — в Бресте[4]. Украинскую сторону представляли советник офиса президента Михаил Подоляк, члены Верховной Рады Давид Арахамия, Рустем Умеров, Алексей Резников, Андрей Костин, замминистра иностранных дел Николай Точинский и банкир Денис Киреев. В российскую делегацию вошли Владимир Мединский, Борис Грызлов, Леонид Слуцкий, Андрей Руденко и Александр Фомин[6][7][8].
Как отмечали пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын и украинские переговорщики, делегация от России начала первую встречу с ультиматумов, но в дальнейшем обе стороны искали точки соприкосновения. По словам украинских делегатов, одной из проблем стала несамостоятельность представителей России (которым требовалось регулярно согласовывать свою позицию и получать указания от руководства страны) и отсутствие у них конкретных требований и предложений по механизмам их выполнения (помимо общих тезисов).
Из публичных комментариев сторон следовало, что требования России касались, в частности, принадлежности ДНР, ЛНР и Крыма; закреплённого в конституции «внеблокового» статуса Украины и назначения Юрия Бойко премьер-министром страны. Для украинской стороны основными ключевыми были вопросы, связанные с гарантиями безопасности и территориальной целостности, но делегаты были готовы к компромиссам ради мира. Хотя в ходе трёх встреч в Беларуси и общения по видеосвязи стороны не достигли прогресса в вопросах прекращения огня, были согласованы формат взаимодействия и порядок организации гуманитарных коридоров. От предложенных Владимиром Зеленским прямых переговоров на уровне глав государств Владимир Путин уклонил
В Турции
10 марта в рамках дипломатического форума в Анталье прошла встреча министров иностранных дел Украины и России Дмитрия Кулебы и Сергея Лаврова, а переговоры на уровне делегаций стартовали 29 марта в Стамбуле. В ходе встречи украинская сторона передала российским делегатам проект соглашения (так называемого «стамбульского коммюнике»), в котором в числе прочего была готова на внеблоковый статус неядерной страны под конкретные гарантии безопасности, а вопрос принадлежности Крыма предлагала решать средствами дипломатии в течение 10-15 лет. Проект соглашения не включал требования отвода войск на позиции до 24 февраля 2022 года, которое украинские делегаты озвучивали ранее[4][6][12].
В течение апреля стороны продолжили обсуждение проекта соглашения по видеосвязи на уровне делегатов и рабочих групп. По данным газеты Welt am Sonntag, стороны достигли согласия почти по всем пунктам: Украина согласилась на нейтралитет, внеблоковый и безядерный статус, Россия — на гарантии безопасности Украины, которые обеспечат постоянные члены Совбеза ООН. Ожидалось, что оставшиеся спорные пункты, такие как ограничение численности техники и личного состава ВСУ, обсудят при личной встрече президенты двух стран. Однако после саммита в Стамбуле Россия выдвинула новые требования: сделать русский язык вторым официальным в Украине, отменить взаимные санкции, прекратить иски в международных судах.
Новые требования, вкупе с необходимостью привлечения к переговорам третьих стран, изменением ситуации на фронте (в том числе отступлением России из-под Киева и чувствительное для Владимира Путина потоплением флагмана Черноморского флота), вскрывшиеся факты массового убийства гражданских российскими военными в Буче и других городах Киевской области привели к тому, что переговоры забуксовали. Неразрешённым остался вопрос статуса Крыма, Донецкой и Луганской областей Украины. Кроме того, Украина вернулась к первоначальному требованию об отводе российских войск, которое российская сторона считала неконструктивным
Прямые переговоры (2022)В первый день полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года Россия дважды направляла Украине предложение о капитуляции: напрямую через зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака и через министра обороны Беларуси Виктора Хренина
После аннексии оккупированных территорий Украины
После аннексии Россией украинских областей президент Зеленский ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны, постулирующее невозможность ведения переговоров с Владимиром Путиным. К началу ноября Зеленский смягчил позицию, что журналисты Politico связали с настояниями администрации президента США Джо Байдена. Зеленский заявил о готовности к реальным переговорам и назвал условия мира: восстановление территориальной целостности страны, соблюдение устава ООН, репарации, наказание для каждого военного преступника и гарантии того, что нападение на Украину не повторится (что Los Angeles Times назвал условиями, на которые Россия заведомо не согласится)
Украина и её союзники со скепсисом относились к заявлениям российских властей о готовности к переговорам и отмечали, что Россия настаивала на переговорном процессе и перерыве в боевых действий с целью выиграть время на восполнение резервов и подготовку нового наступления
интересная зарисовка
Свидетельство о публикации №125051107874