Бабушка
Что за слово было впервые произнесено человеком.
"Отец истории" откуда-то узнал, что этот царь велел
Отдать двух младенцев на воспитание пожилому козопасу.
При этом, якобы, старику было строго-настрого запрещено
Разговаривать с этими несчастными детьми и ждать первого слова,
Которое исторгнут в конце концов их уста. И таким их словом стало
«Bekos» — что на фригийском языке, будто бы, означало «хлеб».
Конечно, с научной точки зрения это не выдерживает критики,
Но сам факт: споры о первом слове ведутся уже тысячелетия…
Кому как ни нам, поэтам, счастливым обладателям тонкого слуха
И большим любителям созвучий, ввязаться дерзновенно в эту битву!
У меня возможностей как у мифического царя было меньше,
Поэтому я в своих исследованиях ограничился интересными
Рассказами своей бабушки, родившейся в самом начале XX-го века,
И наблюдениями за тем, как развиваются малыши дошкольного возраста.
По данным ВОЗ, общие нарушения речи встречаются у 30 % детей дошкольного возраста. По данным Министерства здравоохранения РФ,
Те или иные проблемы с речью имеют до 30 % детей раннего возраста и 20–25 % дошкольников.
Распространённость дизартрии составляет 30–60 % от общего количества детей.
Так сложились обстоятельства, что моя бабушка, по ее словам,
До девяти лет не видела ни одного незнакомого человека:
Жили они на дальнем хуторе, поэтому в пору ее детства
Круг ее повседневного общения был ограничен только близкими родственниками.
Это, конечно же, далеко от воспитания с младенчества у козопаса,
Но всё же, возможно, позволит нам провести некие экстраполяции.
Внимательно прислушиваясь к ее рассказам и стараясь подробно ее расспросить
О быте и реалиях того дореволюционного времени: она была самой младшей в семье.
Все ее рассказы прямо разрушали все мои представления о крестьянском укладе:
Никто ей никаких сказок не рассказывал, песни, правда, вспоминала, сестры пели.
Все воспитание сводилось к помощи по дому и уходу за скотом.
Если удавалось присутствовать при разговоре взрослых - из этих обрывков и складывались представления об окружающем мире.
Ещё меня всегда удивляло, что она не знала названий самых простых вещей:
"- Дай мне эту штуку!"- обращалась она ко мне,-"да не эту, а вон ту!"
Она знала отличительные признаки множества растений, но не знала их названий.
Она была даже не второгодницей: четыре года подряд она посещала первый класс в ЦПШ.
Я понимаю, что у большинства людей то, что я рассказал,
Вызовет либо усмешку, либо сочувствие к человеку с задержкой умственного развития.
"Тёмная" - такое определение давал ей мой отец, выпускник университета марксизма-ленинизма.
Но по прошествии полувека, я хочу сказать, что её стратегии выживания посрамили многих учёных.
Она обладала удивительной природной сметливостью и наблюдательностью:
Что-то подлинно первобытное было в ее отношении к лесу -
Она читала его как книгу: здесь лось прошёл, здесь у зайчихи лежка была,
Этот гриб съедобный, а этот нет; она различала какая птица и что поет!
Я делаю вывод, что подобный образ жизни вели и в подобных условиях
Жили в царской России миллионы людей: слова рождались отнюдь не в процессе трудовой деятельности!
Это и есть мой первый постулат: слово - это не инструмент общения.
Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Словотворчество имело иные цели и происходило в совершенно других местах.
Однако, прежде чем перейти к обсуждению того, где же рождались слова,
Я хочу отметить, что сведения, которые нам предоставил Геродот,
Отлично коррелируют с моими личными наблюдениями: одним из первых слов у детей является слово "бяка"...
Свидетельство о публикации №125051106361