Ирония судьбы. Бессоюзность и четкость

Е.А.ЕВТУШЕНКО
"МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ..."

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

1957 г.

Шестидесятые. Время, когда люди разговаривали стихами. И что-то из поэзии становилось широко известным благодаря советскому кинематографу.
 
Первая песня фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», задающая лейтмотив кинокартины, написана на слова Е.А.Евтушенко.

Как при малейшем количестве образов стихотворение приобретает особое звучание? И как бессоюзные предложения определяют положение лирического героя в пространстве-времени данного стихотворения?



...




МИКРОАНАЛИТИКА: МИКРО-, ПЕРЕТЕКАЮЩАЯ СТИХОМ В МАКРО-: МЕНЯЮЩИЙСЯ РИТМ ЧУВСТВ


Стихотворение благодаря широкому использованию сложных предложений звучит и вправду весьма сложно, хотя и понятно в целом, о чем в нем идет речь. Для детального же понимания стоит проанализировать «Со мною вот что происходит...» от и до.

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.

Лирический герой (далее ЛГ) обозначает некого своего друга и других людей. Отметим, что первый введен в стихотворение посредством существительного, а вторые – через указательное местоимение «те». Таким образом, четверостишие создает мотив одиночества, а кроме того словно намекает на то, что стихотворение будет о бренности бытия (автор использовал эпитет «мелкая суета», а не «маленькая суета», например, что звучало бы более нейтрально).

И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.

Е.А.Евтушенко продолжает мысль стихотворения, переключаясь на введенного выше «друга». Заметим, что автор выделяет «И он» в отдельную строку, подчеркивая тем самым ее значимость: личное местоимение здесь не только связывает второе предложение с первым (и это делает также повторяющаяся здесь тема «раздора»), но и усиливает градус грусти и обреченности.  А также «необъяснимости» всеобщего хаоса, что есть новая тема в стихотворении. Итак, это наглядный пример, как последующие строки стихотворения могут быть связаны с предыдущими и наращивать проблематику, введенную ранее: здесь Е.А.Евтушенко сделал это с помощью новых ключевых слов («необъясним»), анафоры

и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.

а также особого ритмического рисунка («И он»).

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.

А здесь связь с предыдущими строками автоматически осуществляется за счет повтора первой строки стихотворения и, собственно, его названия: «Со мною вот что происходит». И получается не только связно, но и резко! Автор как будто намекает, что сейчас будет переход на новый уровень проблемы. И действительно, в этих четырех строках Е.А.Евтушенко пишет уже о любви, а не о дружбе! И заметим, что он начал стихотворение с более низкой ступени знакомства людей друг с другом – дружбы, а не любви – что обеспечивает плавное и задумчивое звучание стихотворения на данный момент. Так, автор делает спокойный «прыжок» на следующий уровень человеческих взаимоотношений.

А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.

Знакомая конструкция, не правда ли? «А той». Именно, мы уже видели такой прием в строках про «друга» («А он»)! А ведь здесь концентрация переноса строк с указательными местоимениями даже выше – целых две (!) на 6 строк (а не одна на 9). Такой «немного рваный» ритм словно прерывание в мыслях ЛГ. Затем же происходит уточнение этих слов, уже более спокойное, плавное. Таким образом, ритмический рисунок стихотворения сначала становится более прерывистым, что словно учащает сердцебиение наше как и ЛГ, ускоряет наши мысли, а затем вновь «успокаивается»!..

О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!

Эти строки заслуживают внимание благодаря огромной концентрации слов, начинающихся с «не»: нервных, недужных, два раза «ненужных»! И вновь это ускорение темпа (смотрим на предыдущий блок строк, связь?..). Итак, этот пример демонстрирует возможность усилить волнение в стихотворении не только за счет ритма, как в предыдущем случае, но и с помощью особого состава лексем (про пунктуацию – знак «?!» очевидно)!!..

О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Этим отчаянным призывом стиховторение заканчивается. И заканчивается оно не слишком «волнительно» (смотрим предыдущие два блока размышлений...). Как будто автор может продолжить, но в то же время мысль закончил, потому как здесь стоит восклицание, а не многоточие (спокойная задумчивость) или многоточие с восклицанием (более воодущевленно). Таким образом, пунктуация обеспечивает необходимую завершенность «Со мною вот что происходит...»: не слишком спокойную, яркую, но в то же время органично вливающуюся (буквально) в поток мыслей ЛГ.

Читатель этого раздела данной статьи мог справедливо заметить, что в нем было очень много «перескоков» на те области средств выразительности, которые обычно рассматриваются мной на макроуровне: пунктуация, синтаксис, ритмическая структура стиха и т.д. Однако в случае ДАННОГО стихотворения это оправдано, ведь основная «поэтическая» нагрузка в нем состоит именно в строении предложений, инверсиях и т.п. Тогда как метафор, эпитетов и пр. в сравнении с ними очень мало.

Однако, несмотря на большое количество «макрозамечаний» на «микроуровне» стиха, следует рассмотреть следующий раздел отдельно. Ведь мы могли что-то не заметить!



...




МАКРОАНАЛИТИКА: БЕССОЮЗНОСТЬ: БЕССВЯЗНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ


Благодаря микроаналитике мы пришли к тому, что основная «макронагрузка» в данном стихотворении состоит именно в СИНТАКСИСЕ и образуемой им, в частности, РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СТИХА.


ИНВЕРСИИ. Они самые, что используются почти в каждом стихотворении, но здесаь – особенно. И вправду, как минимум, особый «философский» мотив создается благодаря обилию инверсий: «Со мною вот что происходит», «а ходят<...>не те». В моментах, где нужно выделить значимость фразы, например:

И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.

нет инверсии подлежащего и сказуемых. Только «не с теми ходит» (а не «ходит не с теми», например), что выделяет слова «не с теми» в начало стиха и тем самым подчеркивает эту «чужих людей соединенность». Аналогичная картина наблюдается и с любовным мотивом:

совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.

Выделяется «кому на плечи» - вопросительная интонация уже, что намекает на развитие философской мысли ЛГ – тоже в начале строки. И с «в отместку тоже» тоже!.. Видим такой прием. «Неосознанно наметит» выделено отдельным стихом, «кого-то дальнего себе»  - тоже. Так, Е.А.Евтушенко удерживает концентрацию читателя на двух мотивах: мотив хаотичности, «неосознанности» разлуки близких по духу людей и собственно их раздора – мотивах, что НЕраздельно идут рядом во всем стихотворно-мыслительном потоке. А прямой порядок подлежащего и сказуемого указывает на обреченность происходящего.


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Прелесть данного стихотворения, на мой взгляд, именно в использовании сложных предложений. Заметим, что для обозначения позиции ЛГ в окружающем пространстве: людей, времени – используются бессоюзные предложения с разделителем в виде двоеточия.

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.

И

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.

Эта бессоюзность так и подчеркивает эту бессвязность, беспорядочность!.. Этот хаос, который создан на синтаксическом уровне инверсиями, о чем уже сказали.
Союзы сложносочиненных предложений о «друге» и «совсем не той», а именно «а», несколько «и»:

И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.

также добавляют данному стихотворению эффекта мыслительной текучести, но в то же время завершенности мысли.
Таким образом, Е.А.Евтушенко тонко подчеркнул положение ЛГ героя в пространстве-времени с помощью БЕСсоюзных сложных предложений, а связанность его мыслей с помощью предложений с союзами!..


К слову, завершенность мысли подчеркнута не только благодаря синтаксическому строю предложений «Со мною вот что происходит...», но и благодаря четким РИФМАМ:

Происходит – ходит – приходит
суете – те
где-то – это
необъясним – с ним
класть (кладет) – красть (крадет)
ответит – наметит
борьбе – себе
недужных – ненужных
душ – нарушь

Мы выписали эти рифмы. Заметим, что Е.А.Евтушенко весьма часто рифмует глаголы с глаголами. Да и прилагательное с прилагательным (недужных – ненужных) в конце. Но разве это портит стихотворение (Фу, глагольные рифмы!)? Нет! Это отлично вливается в поток мыслей ЛГ. Итак, это наглядный пример того, что не всегда глагольные рифмы бывают плохи; их можно использовать, например, для передачи текучести мысли, жизни и т.д.

И ПУНКТУАЦИОННО Е.А.Евтушенко выделет нужные моменты: например, «Куда от этого я денусь?!» - обреченность.
И ФОНЕТИЧЕСКИ. В стихотворении нет звенящих и слишком резких звуков, напротив, много фонем тихих ([ш], [с]) и протяжных ([н]).

Итак, анализ стихотворения «Со мною вот что происходит...» на макроуровне доказывает отличную продуманность применения «местных» художественных средств выразительности, в особенности умении работать со сложными преложениями и рифмой.


...

Таким образом, «Со мною вот что происходит...» - замечательный пример того, как умение поэта работать со словосочетаниями и композиционными элементами может сделать из стихотворения шлягер при отсутствии сложных образов.



7-11.05.2025г.


Рецензии