Это моя правда...

...кому не нравится — не читайте...
Семнадцать лет назад мама покинула нас. Но дня не прошло, чтобы не вспоминались её  рассказы о жизни.
9 мая...
Как мама проживала этот день. Всегда слёзы на глазах. Для меня молодой и позже это было непонятно: чего плакать, радоваться надо, мы победили. И только много позже стала осознавать — а какой ценой...
Мама в последние годы жизни поделилась причиной своих слёз. Война закончилась, когда ей  было 14 лет, её младшей сестре — восемь, а их матери  Марьи Кузьмовне — 45 лет.
На фронт из их семьи ушли все мужчины: мамин отец и два её брата.
Никто не вернулся домой.
Были ранения, был плен, смерть отца в концлагере. Братья в прямом бою погибли.
Мама в колхозе работала официально с 12 лет. А с момента начала войны, как умеющая читать, два года была почтальоном.
Почему ей доверили это дело?
А что с девчонки возьмёшь, если принесёт похоронку... А вот на взрослого почтальона и накидывались с кулаками, и проклятья кричали вслед, считая его главным виновником случившегося. Так и шло время. Количество вдов и сирот в селе Свобода всё увеличивалось. Но, пока шла война, большой разницы среди живущих в Свободе не чувствовалось.
А вот с момента объявления завершения войны стало заметно разделение всех жителей села на две категории. Счастливчики, у которых солдаты живы, пусть и ранены,  И вдовы и сироты. Дело доходило до того, что и здоровались с ними, как с людьми второго сорта. Подружки, дождавшиеся своих отцов, братьев, раздружились с подружками-сиротами.
Сестра мамина жаловалась на такую дискредитацию. А маме некогда было играть: с утра школа, после обеда — работа в колхозе за себя и за свою маму надо было трудодни зарабатывать, так как она, Марья Кузьмовна к тому времени с трудом передвигалась на костылях по дому, и зрение катастрофически падало. А вечером, при свечке мама учила уроки так: на столе учебник, заучивает стихотворение или читает, а под столом пряжа  из которой вязала спицами носки, чулки, платки, всё, что носили в то время. Сколько помню. мама никогда не сидела без дела, и если вязала, то  «вслепую», не глядя. Столько навязала носков моим мужчинам, что и сегодня у них ещё есть они, как сын говорит «хранят тепло бабулиных рук».

Ох, как я сейчас понимаю тех, кто был против песни «День победы» в год её премьеры. Сегодня и я не могу её  слушать...


9 мая 2025


Рецензии