Приключения Польского Коня
11:00 21 Октября 2021 Историческое расследование: тайный план архитектора Гомельского дворца [прим.1]
1837 год – начало реконструкции дворца.
1840-й – Паскевичу подарена статуя Юзефа Антония Понятовского.
1842-й – статуя установлена на площадке перед башней дворца. 80 лет простоял в Гомеле памятник Юзефу ПОНЯТОВСКОМУ, польскому полководцу и маршалу Франции.
Итак, в самом разгаре ремонтно-строительных работ у Паскевича появляется конная статуя покойного князя Юзефа Понятовского, племянника последнего польского короля Станислава Августа Понятовского.
В 1812 году Наполеон Бонапарт назначил Юзефа командующим польскими войсками, а позже генерал-губернатором Варшавы.
В 1813 году Юзеф получил звание маршала Франции. А через два дня погиб, утонул в реке Ольстере при отступлении после поражения в битве под Лейпцигом.
Кстати, в этом бою среди русских войск сражался пехотный корпус под командованием генерала Ивана Паскевича.
Поляки считали Юзефа Понятовского своим национальным героем и на средства, собранные с военных (по пять грошей), заказали у датского скульптора Торвальдсена памятник полководцу.
Торвальдсен изобразил Понятовского в виде римского легионера. Памятник предназначался для Варшавы. Но работа над ним была закончена после польского восстания 1830–1831 годов. Кстати, и подавленного графом Иваном Паскевичем, за что он и получил титул светлейшего князя Варшавского и был назначен наместником Царства Польского.
Рассерженный на поляков российский император Николай I хотел дать указание разбить статую «в лом». Но Паскевичу удалось убедить Императора Российского этого не делать. В результате российский фельдмаршал Иван Паскевич получает в подарок от императора прекрасной работы статую покойного маршала Франции Понятовского.
1. Читать полностью:
При любом использовании материалов активная гиперссылка на newsgomel.by обязательна.
Далее версия редакции следующая: польский архитектор Адам Идзяковский строит массу козней (вычерчивая архитектурные планы для представления заказчику реконструкции дворца), чтобы убедить Паскевича отказаться от мысли установить на площадке перед башней дворца статую Юзефа Понятовского.
Если у моего читателя есть время - стоит его потратить на небольшую историческую зарисовку.
Если у дорого читателя есть воображение, то возможно он даже примет за истину утверждение, что сильнейшее желание Князя Варшавского иметь у себя под окнами Монументального Римского Легата - продиктовано исключительно любовью к прекрасному - не пропадать же такому добру в плавильной печи?
Примерно, Рокоссовский бы привез к себе в СССР после победы статую генерал-полковника Фердинанда Шёрнера. Почему бы и нет. Фердинад Поверженный!
Статуя через 80 лет убыла из тенистых аллей парка на Родину, стоит сегодня в Центре Варшавы перед Президентским Дворцом - поскольку Дворец Дворцу рознь!
В целом все это чудно и написано мною совсем не для подтрунивания над прозападными поклонникам Российской Империи.
Задача стоит другая.
Приведена на иллюстрации картина Мартина Залеского «Дворец в Гомеле». В сём живописном полотне лично меня все время смущал уровень земли. Поскольку здесь зарисовка с натуры трехэтажного замка. А в наше время - это двухэтажное здание с цокольным этажом. В свете исследований: откуда вдруг в 19-м веке возник глиняный культурный слой, похоронивший первые этажи задний во многих городах по всему миру (и белорусские города не исключение) - долго искала объяснение феномену в том числе с замком Румянцева-Паскевича, стоящим на нормальном таком возвышении, по крутому правому берегу Сожа.
Они его нашли! Всему виной - Конь. То есть Всадник - маршал Франции.
Коварный пшек Адам (если все же читатель прочел статью-расследование), пытавшийся зачем-то не допустить установки Памятника возле реконструируемого замка, убедил сделать башню (справа на картине) не 3-хэтажной, а 4-х. Замысел следующий: на фоне величественного размера башни с будущими курантами, Римский Прелат будет смотреться как карикатура на величие.
О как!
Это еще пол-беды.
Вторая проблема, надстройка башни требовала укрепления высотки! И тогда (внимание):
"Эта четырёхметровая стена – стена подвала башни. Она должна быть под землёй. Чтобы выйти на проектный уровень, при котором площадка на одном уровне с землёй, требуется значительная подсыпка грунта.
Затем досыпанный грунт должен быть равномерно распределён по всей видимой на рисунке площади будущего парка. И только потом будут распланированы газоны и дорожки, как у Залеского [это финишный рисунок завершения реконструкции замка, сделанный специально для Паскевича- прим. моё] или иначе. Только тогда понадобится и будет сделана дорожка, ведущая от нижнего арочного входа на возвышенную насыпанную часть парка. На картине Залеского по ней поднимается человек."
Вот и всё. Так Римский Легионер Юзеф заставил засыпать целый этаж замка.
1. Читать полностью:
При любом использовании материалов активная гиперссылка на newsgomel.by обязательна.
Свидетельство о публикации №125050902374
archive_news/society/istoricheskoe-rassledovanie-taynyy-plan-arkhitektora-gomelskogo-dvortsa-_70177.html
Татьяна Ульянина-Васта 09.05.2025 09:52 Заявить о нарушении