Спор в тени собора
(драматическая пьесса)
Акт I.
Сумерки веры
[Соборная площадь. Сумерки. Трое у статуи святого, покрытой голубиным помётом. Четвёртый — атеист — курит у фонаря.]
Сомневающийся (подбирая опавшие листья):
"Эти листья — как страницы молитвенника,
исписанные невидимыми чернилами времени...
Кто даст мне лупу, чтобы прочесть
последнюю заповедь, стёртую дождями?
Я верю, но моя вера дрожит,
как пламя свечи в руке эпилептика."
Догматик (стуча тростью по плитам):
"Глупец! Истина — это гранитный пол,
где каждый узор высечен раз и навсегда!
Ваши сомнения — плесень на витражах,
ваши вопросы — дым от плохого ладана!
Закройте глаза и следуйте — вот весь путь.
Слепой достигает рая быстрее зрячего!"
Философ (поправляя пенсне):
"Любопытно... Если Бог — это свет,
почему он создал так много теней?
Вон те голуби — они святее нас,
ибо не спорят о природе крошек.
Может, рай — это просто состояние ума,
где все противоречия становятся... мёдом?"
Атеист (выпуская дым кольцами):
"Ваш собор — красивая гробница,
где хороните страх перед пустотой.
Я предпочитаю мой чёрный кофе
вашему вину, что вы называете кровью.
Комфорт? Да — я выбираю диван,
где можно любить без мыслей о грехе."
Сомневающийся (к небу):
"Но как вы объясните этот закат,
это пурпурное безумие над крышами?
Разве может слепая физика создать
такую боль, такую... музыку?
Я верю, но хочу верить иначе —
не по учебнику, не по приказу..."
Догматик (разрывая книгу):
"Ересь! Каждый закат описан
в 34-м послании к Коринфянам!
Вы, как та бабочка у фонаря,
сжигаете крылья на моих истинах!
Бог — не поэзия! Он — приговор!
И рай — лишь для тех, кто не задаёт вопросов!"
Философ (задумчиво):
"Интересно... Если в раю нет вопросов,
то чем там занимаются вечностью?
Может, наш спор и есть тот самый рай —
пылающий сад противоречий?
А ад — это где все кивают в такт
и пьют чай с одинаковыми печеньями..."
Атеист (смеётся):
"Рай — это где нет ваших проповедей!
Мой ад — это вечная воскресная месса.
Я выбираю реальность: вот этот запах
жареных каштанов и женской шеи.
Ваш духовный комфорт — подушка
для тех, кто боится спать без ночника."
[Где-то бьют часы. Голуби взлетают, обсыпая спорщиков перьями и помётом.]
Сомневающийся (вытирая лицо):
"Посмотрите — даже птицы смеются
над нашими претензиями на истину...
Может, Бог — это просто голубь,
который гадит на все наши системы?
Я верю, но моя вера теперь
пахнет голубиным помётом и ладаном..."
Акт II.
Музыка сомнений
[Тот же соборный двор. Вечерние тени сплетаются в кружево на плитах. Из кабачка доносится шарманки плач.]
Сомневающийся(гладит корявый ствол липы):
"Дерево, скажи мне — твои корни пьют
тьму или свет? Ты так молчаливо растёшь
вверх, будто знаешь ответ...
А может, ты просто забыло вопрос?
О, как хочется верить без мук,
как тебе, зелёный каторжник двора,
чьи листья шепчут молитвы ветру..."
Догматик (ломая сучок):
"Молчи, романтик! Дерево — это столб
для бича еретиков! Видишь эти кольца?
Каждое — год, прожитый в послушании!
Ваши сомнения — черви в его коре!
Бог дал корни — ползи, дал ветви — кайся!
А эти... (машет на листья) — всего лишь
шум для прикрытия дьявольских шёпотов!"
Философ (ловя падающий лист):
"Странно... Этот жёлтый треугольник
с дырками от дождей — точь-в-точь
карта наших споров. Видишь —
здесь река "Почему", здесь горы "Но",
а это пятно... (смеётся) — вероятно,
тот самый рай, где мы все
перестанем жестикулировать как марионетки..."
Атеист (прикуривая от фонаря):
"Ваш Бог — старый шарманщик,
что играет один и тот же вальс
для голубей и пьяных девок.
Я предпочитаю тиканье часов
в борделе — там хоть честно
говорят, за что платят. Духовность?
Хорошее вино в подвале у священника!"
[Где-то за стеной девушка поет похабную песню. Догматик крестится.]
Сомневающийся (прислушиваясь):
"Слышите? Её голос дрожит
между "грешно" и "ах, как нежно"...
Разве может грех звучать так,
будто ангел забыл слова молитвы?
Я верю, но моя вера теперь
поёт похабные куплеты
с разбитым сердцем в припевe..."
Догматик (рвёт воротник):
"Молчать! Каждое "ах" — гвоздь
в ладони Спасителя! Эти ноты —
змейки из ада в юбках!
Покайтесь! (бьёт тростью по плитам)
Рай — это тишина! Ад —
это ваши дурацкие песенки
и эти... (задыхается) вечные вопросы!"
Философ (напевая):
"Любопытно... Если ад — это шум,
почему в монастырях звонят колокола?
А райская тишина — не она ли
виновата, что мы изобрели
столько слов для пустоты?
Может, Бог устал от молчания
и создал джаз из наших грехов?"
[Ночь. Фонарь коптит, освещая только лица. Где-то падает яблоко.]
Атеист (поднимая яблоко):
"Вот ваш символ — червив и сладок.
Ешьте — зубы сгниют, не ешьте —
сгниёт в траве. Ваш выбор!
Я выбираю сидр — пусть бродит
в бочке моего безверия.
Рай — это когда не болит голова
после всех этих разговоров о вечном..."
Акт III.
Последний аккорд мессира
[Полночь. Бар «У Падшего Ангела». На рояле — следы копыт. В углу дремлет жираф в подтяжках. За барной стойкой мессир Баэль, принявший облик поручика Ржевского]
Сомневающийся(крутя стакан):
"Я так устал делить мир на чёрное и белое...
Может, правда — это просто аккорд,
который мы слышим по-разному?
Поручик, налейте мне вашего самого
тёмного вина — того, что пахнет
первой любовью и последним
днём осени... Я готов продать
душу за один ответ, который не жжёт!"
Догматик (швыряя четки в пианиста):
"Молчи, Иуда! Это же сам Баэль!
Видишь его тень — она жрёт
свет от лампы! (крестится дрожащей рукой)
Он... он играет фокстрот на костях
святых! Вон там — в углу —
его любовница Правда пьёт абсент
с твоей мамзелькой! Это ад!
Нет, это хуже — это Париж!"
Философ (поправляя галстук-бабочку):
"Забавно... Если Баэль — князь лжи,
почему он единственный, кто называет
вещи своими именами? Послушайте —
его шансон честнее наших молитв!
Мессир, спойте нам про то, как ангелы
падают не вниз, а вбок —
в кровать к стриптизёрше по имени
Вечность... Ха! Вот это теология!"
Атеист (заказывая ещё виски):
"Наконец-то адекватный собеседник!
Мессир, вы подтвердите — рай
это просто невкусный мармелад
для взрослых детей? Я готов купить
ваш самый дорогой адский коктейль —
«Расстрелянная совесть» с оливкой
в виде черепа... Только без этой
вашей демонской сентиментальности!"
[Мессир Баэль вытирает бокал крылом и начинает петь хриплым баритоном]
Баэль(играя на расстроенном рояле):
"О, мои дорогие дурачки...
Вы спорите, как слепые котята
у миски с молоком вселенной!
(достаёт из кармана череп Будды)
Вот ваш Бог — он отлично служит
пепельницей! Ха-ха!
Рай? Это VIP-ложа для тех,
кто вовремя подписал контракт.
Ад? Обычный бар для поэтов..."
Сомневающийся (в слезах):
"Но... но где же любовь? Где..."
Баэль (задувая пламя на коктейле):
"Любовь, дитя моё — это когда
двое делят один стриптиз
в зеркальном зале времени!
(подмигивает жирафу)
Ваши мамзельки — просто тени
от моих крыльев на стене!
Поручик Ржевский? Ха! Он сейчас
целует ваших жен в раю!"
Догматик (в истерике):
"Я знал! Всё это тест! Господь..."
Баэль (взрываясь смехом):
"Ваш «Господь» — мой старый
партнёр по покеру! Мы играем
на души уже 12 тысяч лет!
(показывает фотографию: Иова в солярии)
Видите? Он проиграл даже
свою историю! А этот огрызок
в бокале — последний поэт,
который верил в слова..."
[Философ вдруг начинает танцевать танго с тенью]
Философ (кружась):
"Восхитительно! Значит, истина —
это просто... (спотыкается)
минорная гамма на разбитых
клавишах мироздания? Мессир,
дайте мне ваш автограф
на салфетке — я опубликую
это как «Апокриф от...»
Ой, вы же не подпишетесь, да?"
Атеист (разбивая бокал):
"Наконец-то кто-то сказал правду!
Мессир, я готов стать вашим
рекламным агентом! «Ад — это весело!»
«Грех — это новые ощущения!»
(достаёт блокнот) Мы сделаем
из вашего бара сеть по всему миру —
«McBaal» с игрушками-грехами
в детских наборах! Гениально?"
[Баэль вдруг становится серьёзен. Наливает всем по бокалу чёрного вина.]
БАЭЛЬ(монолог под аккомпанемент саксофона):
"Слушайте, червяки... Я устал.
Устал от ваших глупых споров.
(показывает на каждого пальцем с когтем)
Ты ищешь Бога в щелях паркета,
ты — в пыльном фолианте,
ты — в пустом бокале,
а ты... (смеётся) ты вообще ищешь
только своё отражение в витринах.
Знаете, в чём ваша проблема?
Вы думаете, что я — зло.
Но я всего лишь зеркало,
которое не лжёт. (поправляет галстук)
Рай — это скучно. Ад — клише.
Настоящая тьма — это когда
вы сами гасите в себе свет
ради комфортной лжи.
Я мог бы забрать ваши души
прямо сейчас. Но зачем?
(достаёт визитку с номером 666)
Вы уже сами продали их
за лайки, за квартиры,
за эту вашу жалкую «духовность»
в удобной упаковке.
Так выпьем же за вас, идиоты!
За то, что вы верите в слова,
которые ничего не значат!
За то, что целуете кресты,
пока ваши жены целуют
почтальонов! Ха!
За то, что даже сейчас
вы слушаете меня
и думаете: «А вдруг он шутит?»
Нет, я не шучу.
Но и не грущу.
Просто... (пишет что-то на салфетке)
Мне надоело быть вашим кошмаром,
когда вы сами — кошмар
для всего живого.
Так что — до свидания.
Оплатите счёт.
И передайте привет
тому, кого вы называете
Богом... когда никто не видит.
[Занавес. На сцене остаётся только гитара с одной струной и пустой бокал с огрызком.]
Акт IV.
Танец пыльных ангелов
[Полуразрушенная часовня«У Последней Истины». Кладбище. Надгробия, кресты. Мессир Баэль жонглирует черепами, напевая отрывки мессы]
Баэль (Сомневающемуся, протягивая зеркало):
"Вот твоя душа — треснутое стекло,
где лицо распадается на семь «почему».
Ты ищешь Бога? Посмотри в него —
он сейчас чихает от твоих слез.
Дух? Это пар от супа, который
никогда не сварится! Ха!
Ты — дитя, потерявшее соску-веру
в метро между станциями «Да» и «Нет».
Возьми мой совет: выпей луну из стакана,
и она станет твоим единственным
светильником в этом тупике.
Но не плачь — даже трещины поют,
если в них дует ветер отчаяния."
Сомневающийся (разбивает зеркало):
"Я... я не хочу быть осколком!
Дайте мне целое небо, даже если оно вранье!
Но как собрать пазл из дождя и воплей?
Может, душа — это просто привычка
к страданию? Мессир, вы же знаете...
Нет, не говорите! Я сам —
слепой щенок под диваном мироздания.
Но даже щенки верят в солнце...
Хотя лижут только лужи.
Где ответ? В вине? В псалмах?
В глазах прохожего, который
сплюнул в мою разбитую душу?"
Баэль (Догматику, надевая ему на голову горшок с геранью):
"Ты — садовник абсурда! Твои догмы
цветут, как грибы после лживого дождя.
«Бог сказал!» — кричишь ты, но это
твой желудок урчит от страха.
Рай? Ха! Это твой чердак,
где ты прячешь нагую святость!
Смотри — твой «абсолют» протекает,
как дырявая крыша над нищим.
Ты бьешь тростью по лужам,
но это твое отражение бьет тебя
по морде истории. Умри тихо —
твои кости станут удобрением
для моих новых анекдотов о вере."
Догматик (рвет на себе молитвенный пояс):
"Я... я не... (задыхается) Это провокация!
Сатана в костюме Арлекина! Ваши слова —
гвозди в крышке моего гроба!
Но я воскресну! Я... (падает на колени)
Господи, почему Ты молчишь?
Или это Ты смеешься в трубку
старого телефона исповеди?
Я больше не слышу гудков...
Только шум крови в висках...
Баэль (Атеисту, вручая пустую рамку):
"Вот твой портрет — идеально пуст!
Ты гордишься этим? «Я — разум! Я — плоть!»
Но твоя плоть пахнет страхом, как тухлая рыба.
Ты отрицаешь ад? Тогда почему дрожишь,
когда лифт застревает между этажами?
Твоя «реальность» — это шкаф,
где висят только твои костюмы-маски.
Умри — станешь удобным аргументом
для тех, кто верит в «ничто».
Но даже смерть тебя обманет —
ты проснешься в сне, который
не сможешь объяснить. Ха!
Прими мой тост: «За ничто!»
Но не плачь — даже ничто плачет."
Атеист (роняет рамку):
"Я... я не боюсь! Ваши сказки —
детский лепет вселенной.
Да, я умру — как лампа гаснет,
без аплодисментов. Но вы...
вы — пыль на моих часах!
Мессир, вы — клоун без цирка,
ваш ад — декорация для тех,
кто любит жевать трагедию.
Но я... (смеется) Я выпью вашу тьму
как кофе! Горько? Зато бодрит!
А после умру — и даже
не оставлю вам на память огурец."
Баэль (Философу, рисуя в воздухе шахматную доску):
"Ты — пешка, которая думает, что ферзь!
Твои парадоксы — детские каракули
на полях великой книги, которую
никто не читает. «В чем смысл?»
Ха! Это игра для крыс!
Ты смеешься? Смейся громче —
твой смех — лучшая музыка
для моего ресторана абсурда!
Сыграем? Ты — конь, я — смерть,
но мы оба знаем: партия
предрешена. Шах!
Но не грусти — даже мат
может быть красивым,
если поставить его с улыбкой."
Философ (переворачивает доску):
"Прекрасно! Я обожаю проигрывать —
это единственный честный итог.
Мессир, вы — гениальный клоун
в цирке без зрителей. Ваша тьма —
просто отсутствие фонаря.
Но знаете, что смешнее всего?
Даже вы — часть вопроса,
на который нет ответа.
Давайте выпьем за это!
За то, что мы все —
рифмы в плохом стихотворении,
которое пишет пьяный мессир.
[Все замирают. Внезапно гаснет свет. Когда он вспыхивает вновь, Баэль исчезает. Остаются только пустые бокалы и четыре тени на стене.]
Сомневающийся (подбирая осколки зеркала):
"Я — пазл из вопросительных знаков.
Каждый осколок режет, но в крови
я ищу свое отражение. Может, Бог —
это тот, кто плачет, глядя на мои руки,
истекающие «почему». Но я все еще верю —
даже в трещинах живет свет.
Я буду собирать себя, пока пальцы
не сотрутся в пыль. А потом —
начну сначала."
Догматик (разглядывая разорванную книгу):
"Страницы стали крыльями моли.
Я больше не вижу букв — только дыры,
где раньше жили истины. Мой Бог...
Он теперь молчит, как телефонная будка
на краю мертвого города. Я стучу —
но эхо возвращается пустотой.
Может, я стал этой пустотой?
Нет, я... я буду молчать.
Потому что в тишине
даже ложь звучит как молитва."
Атеист (разглядывая пустую рамку):
"Я — портрет, который стер сам себя.
Но разве это плохо? Пустота —
лучший холст. Я буду рисовать ветром,
пить дождь из лужиц, смеяться
над вашими «душами», как над старыми анекдотами.
Смерть? Она — мой последний эксперимент.
Если я исчезну — значит, я был прав.
Если нет... Ха! Тогда я научусь
танцевать на ваших алтарях."
Философ (поднимая опрокинутую доску):
"Шахматы? Нет, мы играли в прятки
с собственными тенями. Мессир проиграл —
он забыл, что смех тоже часть уравнения.
Я буду писать трактаты на салфетках,
пить вино с призраками и искать
красоту в трещинах. Бог? Возможно,
он — наш общий псевдоним.
Но это неважно. Важно, что
пешка, превратившаяся в ферзя,
все равно в конце попадает в коробку.
А я... я просто переставлю фигуры
и начну новую партию с ветром."
[Занавес. На полу — осколки, пустая рамка и пятно вина в форме вопросительного знака.
Яркая вспышка и прямо над ними появляется небольшая площадка, вся окутанная дымом ладана]
Акт V.
Монолог Баэля
(возникает в клубах ладана, поправляя перстень с печатью завета)
«О, слепые путники на мосту из паутины!
Вы — тени, пляшущие у костра, что сами же и разожгли.
(обращаясь к Догматику, с лёгким поклоном)
Ты — утёс в океане безумия. Твои догмы
крепче адаманта, и даже ветер времён
лишь полирует их грани. Твой Бог — меч,
отточенный веками, и ты держишь его
как последний страж в падшей крепости.
Уважаю. Не за истину — за упорство раба,
цепляющегося за оковы как за святыню.»
(к Сомневающемуся, холодно улыбаясь)
«Ты же — дождь без тучи. Пляшешь между «да» и «нет»,
придумывая лужи, чтобы увидеть в них звёзды.
Твоя душа? Переливание пустоты в пустоту.
Ты веришь в вопросы, как ребёнок верит
в монстры под кроватью. Но вопросы — это щели,
где прозябает страх. Ты не достоин даже ереси —
ты просто шёпот в библиотеке, которую уже сожгли.»
(к Атеисту, щелкая пальцами — в воздухе вспыхивает чёрное пламя)
«Ты — пустой алтарь, где пауки плетут гимны ничтожеству.
Гордишься? «Я свободен!» — кричишь, запертый в клетке
своих органов чувств. Твоё «ничто» — это крик
в утробе небытия, где даже эхо стыдится ответить.
Ты умрёшь как песчинка в песочных часах —
не замедляя падения, не оставив царапины на стекле.
Даже ад не примет тебя — ты уже вычеркнут из книги,
где чернила — это боль, а буквы — вздохи грешников.»
(к Философу, перебирая чётки из черепов)
«Ты — попугай в лавке древних. Твои парадоксы —
плесень на хлебе мудрецов. Ты жуёшь слова,
как нищий жуёт корки, выдавая это за пир.
«Всё относительно!» — бормочешь, но сам дрожишь,
когда ночью слышишь шаги в коридорах разума.
Твоя философия — это блуждание по лабиринту
с зажмуренными глазами. Ты умрёшь на пороге,
так и не решив, стоит ли войти.»
(обводит всех взглядом, и вдруг в его руках появляется чаша с кровью)
«Но вы все — листья на ветру моей воли.
Догмы? Они переживут вас. Станут пылью
в шкатулке вечности. Вера, сомнения, гордыня —
это просто тени на стенах пещеры, где пляшет огонь,
зажжённый не вами и не для вас.
(поднимает чашу)
Пейте. Догматик — свою слепую стойкость,
Сомневающийся — вечное «может быть»,
Атеист — прах собственной значимости,
Философ — вино из пустых слов.
Завтра вы умрёте. Послезавтра — забудетесь.
Но догмы останутся. Как остаются шрамы
на теле истории. Как остаётся эхо
от ударов молота по наковальне,
где куётся ваша участь.»
(исчезает, оставив чашу, в которой кровь превращается в ржавые шестерни часов)
Финал. На полу: раскрытый молитвенник с вырванными страницами, разбитые очки философа и песочные часы с застывшим песком. Из темноты доносится звон колокола.
( Баэль здесь — не шут, а вечный архивариус, констатирующий тщету. Финальный образ с шестернями подчёркивает: даже догмы — лишь детали в механизме, чьи шестерни вращает неведомая сила.)
Акт VI.
Небесный кабачок
[Небо рвётся, как бумажный пакет. Архангел-женщина спускается, поправляя крылья из газетных заголовков. Мужчина лет сорока, блондин с длинными волосами и бородой в плаще из трамвайных билетов ведёт её под руку. Баэль, склонив колено, чистит ногти кинжалом.]
Архангел (доставая кофе из складок тучи):
"Дети мои, не спорьте так громко —
на небесах думают, что это гроза!
(кивает Богу, тот достаёт из кармана
семена подсолнухов и сеет их в трещины плит)
Смотрите — ваш спор пророс сорняками
между «да» и «нет». Мессир, встань —
ты же знаешь, мы все здесь актёры
в пьесе, где автор давно потерял рукопись..."
Баэль (вставая, щурясь на свет):
"Мадемуазель Архангел, вы прекрасны,
как забастовка ангелов в час пик!
А вы, Старина... (кланяется Богу)
Ваш плащ пахнет дождём и бензином —
это новая мода в раю? Или просто
вы опять потеряли ключи от вечности
в трамвае №7?"
Архангел (разливая кофе по треснутым чашкам):
"Сомневающийся! Твои вопросики —
это птенцы, выпавшие из гнезда веры.
Догматик! Твои стены — бумажны,
но ты рисуешь на них фрески страха.
Атеист! Твоё «ничто» — это лужа,
где я стираю свои крылья по воскресеньям.
Философ! Твои мысли — пуговицы
на пальто времени — красивы, но всегда
не на той петле..."
Бог (молча раздаёт семена. Они прорастают
в слова: «Мир», «Любовь», «Устал»).
Один росток — «Ад» — он отдаёт Баэлю
со взглядом: «Вырастишь как хочешь».
Архангел(подмигивая Сомневающемуся):
"Ты ищешь ответ? Он в пятне кофе
на моей салфетке. Видишь —
это лицо, или клякса, или карта
страны, которой нет. Верь в кляксу —
иногда это единственное, что остаётся
после грозы вопросов. А если нет —
купи себе попугая. Он будет кричать
«Почему?» каждое утро вместо тебя."
Догматик(роняя чётки):
"Но... но где же истина? Где..."
Архангел (поправляя ему галстук из тумана):
"Истина — это старый сапожник,
который чинит облака. Он глух,
но зато у него золотые гвозди.
(указывает на Бога, который
чинит дырявый ботинок века)
Видишь? Он даже не смотрит на нас —
занят работой. Истина в том,
чтобы подошва не отвалилась
по дороге в магазин за молоком."
Атеист (вертя в руках семечко «Ад»):
"А что мне с этим делать? Посадить
в горшок с цитатами Ницше?"
Архангел (смеётся, как звон разбитой люстры):
"Прорасти его под кроватью!
Когда вырастет — пригласи на ужин.
Ад — это когда ты ешь в одиночестве
свой собственный страх, приправленный
гордостью. Но можешь добавить
лимон — вдруг станет легче..."
Философ (разглядывая свой росток «Устал»):
"А это... метафора? Или просто
Бог устал от наших споров?"
Архангел(укутыыая шею белым шарфом):
"Нет, это совет. Посади его у окна,
поливай вином по пятницам. Когда зацветёт —
принеси мне букет. Мы украсим им
небесный кабачок, где пьют звёзды
и спят ангелы-неудачники."
Баэль (садясь на плечо Богу, как попугай):
"Слушай, Старина, может, хватит?
Они даже рай испортят! Давай
устроим потоп? Или я разолью
шампанское по всем этажам..."
Архангел (беря всех за руки):
"Довольно. Занавес.
(указывает на ростки)
Ваши слова уже цветут.
Догматик — пусть твой «Мир»
станет скамейкой для усталых.
Сомневающийся — пусть «Любовь»
даст тебе пчелиные крылья.
Атеист — сажай «Ад» в туалете —
пусть корни прорастут в канализацию.
Философ — нюхай «Устал» и смейся.
А мы... (смотрит на Бога, который
уже выражает нетерпение)
Мы пойдём чинить луну —
там опять дети стреляли из рогаток."
[Исчезают. На земле остаются цветы из слов. Догматик поливает «Мир», атеист кормит «Ад» сигаретным пеплом. Философ смеётся. Сомневающийся целует пчелу. Баэль машет из дыры в небе, роняя пустую бутылку.]
Акт VII.
Монолог Бога в перерыве
Мессир Баэль, старый мой партнёр по бриджу,
ты проиграл, поставив на их гордыню.
Люди, вы — рассыпанный пазл в трамвае.
Догматик! Твои скрижали — мел на асфальте.
Сомневающийся! Твой вопль — лучшая молитва.
Атеист! Твой бунт — детский плач
за брошенной маской. Философ…
Хватит жевать мои цитаты!
Баэль, видишь — они рисуют меня то грозой,
то кошкой, спящей на диване вечности.
Пусть. Я устал шить миры из их снов.
Сегодня я буду бродягой с гармошкой —
пусть догадаются, что в каждой ноте
спрятан ключ от сломанного рая.
Люди, ваш спор — детский кулич в песочнице.
Догматик лепит башни, Атеист топчет,
Сомневающийся плачет над формочкой «Почему?».
А я? Я поливаю это всё из лейки
с надписью «Случай», пока Баэль
ворует совочки для своего сада.
Мессир, хватит ржать за кулисами!
Ты же знаешь — я давно не автор,
а зритель с дешёвым биноклем.
Рай и ад — два билета на трамвай,
что везёт нас в никуда под грохот
их сердец, стучащих как колёса.
А теперь — тишина. Или нет…
Пусть философ допьёт свой кофе,
сомневающийся найдёт под столом пепел письма про веру,
атеист украдёт часы у вечности,
догматик заснёт, как ребёнок.
Баэль, идём — пора чинить луну.
Акт VIII.
Баэль, собираясь за Богом, вставляет пять копеек:
Догматик, твои стены — бумажные замки.
Страх склеил их слюной святой воды.
Рай? Пустой альбом для ваших каракуль.
Вы молитесь, а Бог устал от ваших воплей.
Истина — это яма, где гниют
ваши мечты, обёрнутые в цитаты.
Сомневающийся! Твой вопль — детский фейерверк.
Ты ловишь ответы ситом из дыр.
Душа? Старая кукла с выпавшим глазом.
Веришь в закат, но боишься рассвета.
Спроси у голубей — они смеются,
клюя крошки ваших «вечных вопросов».
Атеист, твой бунт — плевок в лужу.
«Ничто» — просто дырка в кармане времени.
Ты отрицаешь ад, но дрожишь ночью,
когда ветер стучит стихами Екклесиаста.
Смерть? Билет в кино, где экран
заполнен вашими же фантазиями о вечности.
Философ, ты жуёшь слова безвкусно.
Истина? Девушка, что смеётся за углом.
Ты гонишься, спотыкаясь о собственные тени.
Рай — это диван, где ты
задыхаешься от «воздуха» своих теорий.
Архангел! Ты — бармен в кабачке.
Разливаешь свет, но пьёшь за стойкой.
Бог? Это ответ для ваших иллюзий.
Ваши — танаха вчерашних сенсаций.
Вам больно? Но это ваше лицо.
Играйте дальше в прятки с вечностью.
Ад — ваш смех за спиной.
Рай — тишина, когда вы
наконец заткнётесь. Ха! Вот и всё.
Акт IX.
Почти финал
Сомневающийся:
Слова рассыпались, как бисер в грязи.
Где тот мост между «да» и «нет»?
Может, Бог — это шрам от детства?
А душа — синяк, который не проходит?
Зачем небо, если дверь в него
заколочена нашими же вопросами без ответа?
Догматик:
Истина — это гвоздь в стене времени.
Вы, черви, грызёте корни Его башни!
Рай — крепость, ад — ваша лень.
Каждое «почему» — плевок в лицо вечности.
Сомнения сожгут вас, как солома в огне.
Молчите и следуйте — здесь нет дверей.
Атеист:
Ваш Бог — детская сказка про каши горшок.
Душа — это газ, выходящий из трупа.
Рай? Скамейка для идиотов с гитарой.
Я выбираю виски и тлен на губах.
Смерть — лучший аргумент против неба.
Дайте мне факел — спалю ваши мифы.
Философ:
Истина — это женщина без нижнего белья.
Мы все — статисты в театре абсурда.
Бог — то чего нет в учебнике физики.
Ад — очередь в кассу метро.
Сомнения — единственная валюта бессмертных душ.
Дайте мне кофе и тишину библиотеки.
Баэль:
Ваши молитвы — фальшивые купюры в моём казино.
Бог? Страж с ключами от пустоты.
Смерть — дешёвый фокус для детей.
Я смеюсь над вашими крестами и атеизмом.
Ад — это вы, когда снимаете маски.
Архангел:
Крылья — это бремя, которое вы называете светом.
Бог шьёт миры из ваших кошмаров.
Рай — пустая рама для ваших снов.
Сомнения — гвозди, на которых висит вечность.
Я раздаю надежду, как флаеры у метро.
Любите боль — она последняя, искренняя.
Бог:
Я устал чинить часы ваших вселенных.
Догмы — это пыль на моих инструментах.
Ад — ваш смех за моей спиной.
Рай — детский рисунок на холодильнике.
Вы все — опечатки в чужом стихе.
Баэль, хватит воровать души из рая!
Акт X.
Финал
Сомнения вросли в плиты, как мох.
Догмы заржавели, как гвозди в осеннем дожде.
Атеист спит, обняв пустую бутылку вечности.
Философ рисует усы на портрете Баэля.
Архангел роняет перо в лужу крови.
Бог чинит луну, проклиная свою работу.
Голуби клюют крошки слов на площади.
«Рай» и «ад» слились в граффити.
Кто-то плачет, читая объявление о потерянной душе.
Баэль продаёт билеты в никуда за поцелуй.
Архангел пишет смс: «Приходи, обсудим вечность».
Бог ставит чайник на галактическую плиту.
Философ нашёл ответ в трещине известняка.
Догматик заперся в шкафу с пустыми скрижалями.
Атеист целует тень, думая, что это истина.
Сомневающийся разбил зеркало — теперь их двое.
Баэль танцует танго с чёрной дырой.
Архангел стирает крылья в автомате за углом.
Бог уснул, и время остановилось.
Догмы растаяли, как сахар в холодном кофе.
Атеист вдруг вспомнил молитву из детства.
Философ прибил парадокс к двери собора.
Сомневающийся нашёл ключ — но потерял дверь.
Баэль смеётся, роняя семена нового апокалипсиса.
Архангел купил кроссворд и газету «Вечность».
Бог слушает мольбы, заполненные чьими-то страхами.
Догматик рисует мелом рай на асфальте.
Атеист пишет письмо: «Ад, приходи. Будет весело».
Философ сжёг все книги — греется у костра.
Сомневающийся зашивает рот нитками из тишины.
Финал — это дырка в кармане неба.
Баэль машет рукой: «Спектакль окончен, идите домой».
Архангел дарит всем по перу из своих крыльев.
Бог выключает свет — остаются тени.
Остаются тени, как
огрызки яблока, забытые на краю стола.
Danise Lapkin
2025
Свидетельство о публикации №125050805849