Ги де Мопассан
Отрывок из рассказа Ги де Мопассана «Мой дядя Состен»
Дядюшка был франкмасон. Ну, а по мне, масоны глупее старух ханжей. Таково мое мнение, и я на нем стою. Если уж нужна какая-нибудь религия, с меня хватит и старой.
Эти дурни только подражают попам. Они всего лишь заменяют крест треугольником. У них своя церкви, которые называются ложами, и тьма различных культов: здесь и шотландский обряд, и французский, и обряд Великого Востока — уйма бредней, от которых лопнешь со смеху.
Ну, а чего они хотят? Оказывать взаимную помощь, щекоча при этом ладони? Не вижу здесь ничего дурного. Они лишь выполняют христианский завет: "Помогайте друг другу". Единственная особенность только в щекотании. Но стоит ли проделывать столько церемоний, чтобы подать сто су бедняку? Монахи, для которых милостыня и помощь ближнему являются обязанностью и ремеслом, пишут в начале своих посланий три буквы: J. M. Y. Масоны же ставят три точки после своего имени. Одно другого стоит.
Дядюшка заявлял:
– Мы же выдвигаем религию против религии. Из свободной мысли мы куем оружие, которым будет убит клерикализм*. Франкмасонство — это крепость, в которую стягиваются все те, кто хочет свергнуть богов.
Я возражал:
– Но, дорогой дядюшка (а про себя думал: "Ах ты, старый хрыч!"), вот это именно я и ставлю вам в вину. Вместо того, чтобы разрушать, вы устраиваете конкуренцию, а это лишь снижает цены, только и всего. И потом, если бы вы принимали к себе одних вольнодумцев, это еще куда ни шло, но ведь вы принимаете решительно всех. Среди вас найдется немало добрых католиков и даже главарей клерикальной партии. Пий Девятый вышел из вашей среды. Если сообщество, построенное подобным образом, вы называете крепостью, возведенной против клерикализма, то не очень-то она сильна, ваша крепость!
Тогда дядюшка, прищурив глаз, добавлял:
– Настоящая-то наша деятельность, наиболее опасная наша деятельность — в области политики. Мы медленно, но верно подрываем идею монархизма.
Тут уж я не выдерживал:
– О да, вы же такие хитрецы! Скажите мне, что масонство – фабрика предвыборных кампаний, и я соглашусь с вами; что это машина для голосования за кандидатов всех оттенков, и я не буду этого отрицать; что его единственное назначение – дурачить бедный люд, гнать его целыми отрядами к урне, как гонят в огонь солдат, – и я примкну к вашему мнению; скажите, наконец, что масонство полезно и даже необходимо для всех честолюбивых политиканов, ибо превращает каждого своего члена в агента предвыборной кампании, – я и тут воскликну: "Ясно, как день!" Но если вы будете утверждать, что масонство подрывает идею монархизма, я рассмеюсь вам прямо в лицо.
Всмотритесь-ка хорошенько в такую огромную и таинственную демократическую ассоциацию, великим магистром которой во Франции во времена Империи был принц Наполеон, в Германии – наследный принц, в России — брат царя, ассоциацию, членами которой состоят король Гумберт, принц Уэльский и прочие коронованные головы всего света!
Тогда дядюшка шептал мне на ухо:
– Твоя правда, но ведь все эти принцы, сами того не подозревая, служат нашим целям.
– А вы – их целям, не так ли?
И я добавлял в душе: "Стадо ослов!"
ПРИМЕЧАНИЕ В.Ф. НИКОЛАЙЧУКА.
Предложенный отрывок из рассказа Ги де Мопассана «Мой дядя Состен» также является продолжением масонской темы, начатой автором в «Правь, Британия».
Клерикализм – реакционное политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в политической и культурной жизни. Наиболее активен католический клерикализм. Использует в политических целях церковный аппарат, клерикальные политические партии, женские, молодёжные и другие организации.
«Советский энциклопедический словарь», Москва, 1985
На изображении центральный фрагмент картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Свидетельство о публикации №125050705796