оцифрованные варвары
Мы живем в эпоху цифрового информационного шума, когда слова потеряли вес. Они падают в пустоту, как камни в колодец без дна, и даже эхо не возвращается. Сквозь бесконечный поток мемов, кликбейта и алгоритмического бреда пробивается тихий бунт — попытка высечь искру смысла в пещере цифрового хаоса. Мы пишем стихи в твитах, превращая лаконичность в оружие. Рисуем метафоры поверх пиксельных стен, как первобытные люди — углём на скалах. Ищем глубину в ограниченных символах эмодзи, словно пытаемся выкричать молитву в эпицентре урагана. Стихи сетевой поэзии живут ровно до закрытия вкладки, но успевают оставить царапину на мониторе души. Они рождаются в чатах, где смайлы заменяют пунктуацию, а хэштеги становятся рифмой к хаосу. Может быть, нам всем стоило бы сохранить в себе долю варварства — чем больше, тем лучше. Творчество, которое покорно уживается с наступающей цивилизацией, превращается в декоративное ремесло — красивое, но пустое. Это искусство-украшение, где форма важнее трепета, а мастерство заменяет одержимость. Подлинный творец (криэйтор), вынужденный существовать в этой искусственной среде, прямо-таки обречён на бунт. Его долг — отвергнуть притворство, сорваться с цепи и бежать — туда, где творчество дышит дикой свободой, а не задыхается в клетке благоустройства. Настоящее творчество рождается в диком крике («хоть в голос кричи» - да, уж), в топоте копыт по мёрзлой земле. Поэт должен быть зверем, что чует смог цивилизации и мчится к рёву прибоя, к хору деревьев, звучащему как расстроенный инструмент в руках стихии. В своё время футуристы кричали: «Часто только варварство может спасти искусство». В каком-то смысле мы все теперь варвары, новые варвары. Стоим на цифровом пепелище библиотек, держим в руках не уголь, не чернила, а смартфоны. Но если раньше поэт бежал от цивилизации, то сетевой поэт - бежит сквозь неё, пытаясь превратить цифровой шум в партитуру.
Цивилизация. Мы когда-то притворялись, что верим в её сказки. Наша причастность к цивилизации всегда была условной — мы к ней робко тяготели, восхищаясь со стороны. Но известные события нынешнего времени лишили нас этой роскоши. Повседневность обрушилась грузом насущных проблем, отодвинув возвышенные мечтания. В этом — суть перелома, постигшего творческую часть общества - криэйторов. Однако именно такая ломка, а не плавная эволюция, оказалась необходимой. Теперь жизнь ударила нас камнем по виску — и мы прозрели. Мы научились видеть детали там, где раньше скользили взглядом, слышать смыслы за пустотой слов. Видим: поэзия — не сосуд для «содержания», а паутина, где каждая нить дрожит, но не объясняет. В 1876 году Л. Толстой писал Н. Страхову в ответ на его истолкование «Анны Карениной»: «...Ваше суждение о моем романе верно, но не все — то есть все верно, но то, что Вы высказали, выражает не все, что я хотел сказать. Но когда Вы говорите, я знаю, что это одна из правд, которую можно сказать. Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала. Почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения. Для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений». Искусство — «бесконечный лабиринт сцеплений». Криэйтор должен говорить читателю, что «понять» художественное произведение нельзя. Он должен доказывать читателю, что не понимает, что удивлен и запутан,— тогда мы поймем, что он говорит правду, и прислушаемся. Ведь, как известно единственный способ обмануть — перестать притворяться. Слова — это одежда, сшитая из выдыхаемого при дыхании воздуха: 16.3 процента кислорода, также аж 4 процента углекислого газа и 79.7 процентов азота. Настоящий художник раздевается. Он выходит на мороз голым, и его кожа синеет от холода, а дыхание становится паром — белым, как незаполненная страница. Читатель хочет «красоты»? Пусть любуется закатом. Поэзия же — это предрассветный мрак, где очертания деревьев сливаются с тревогой. Скажете — парадокс? О нет — старая истина! Хотите, прочитайте у Карамзина, которого мы все основательно забыли еще в школе (если вообще читали): «Что ж остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения, угадывать лучший выбор слов; давать старым некоторый новый смысл, предлагать их в новой связи, но столь искусно, чтобы обмануть читателей и скрыть от них необыкновенность выражения.»
Господа паэты, критики и пытливые читатели! Давайте признаемся мы бродим по лабиринту, где стены — из зеркал, а выход — в сломе зрения. Поэзия — это обман, но обман священный. Мы, варвары, стоим у края. Художник проклинает искусство, читатель цепляется за иллюзию смысла, а мы? Мы лишь указываем на пустоту с той стороны зеркала. Наша миссия — шептать: «Смотри, как блики лгут. Смотри, как пусто за словами». И в этой пустоте — единственная, правда. И если бы Толстой, чисто гипотетически, был жив и знаком с творчеством Марка Стрэнда то, возможно написал бы: «Исчезновение — это форма существования». Мы исчезаем, когда говорим об искусстве. Слова съедают нас, как черви — плод. Но в этой тленности есть свобода. Обличая читателя, криэйтор обличает самого себя. Он признает: да, мы не понимаем. Мы никогда не поймем. И это — прекрасно. Потому что поэзия живет не в отражённом свете зеркал, а в незаметном зазоре между «было» и «будет», где мерцает вечное «сейчас» — голое, немое, невозможное.
Свидетельство о публикации №125050704092
Ну пожалуй собственные ремарки или мысли что ли?
Варварство - суть необученость. Но тут увы есть проблема, некоторых учи или не учи бесполезно. Иногда и сами учиться не хотят.
Толстой был невероятно образован. И я даже думаю он не актуален для сегодня. Сегодня на дворе смс ный век. Нравится нам или нет, но так и есть .
Или еще его называют алмазным. По сути это типа искать иголку в стогу сена. Так же найти алмаз в россыпи стекляшек. Сложно же?
Далее тот самый уровень , между миров как бы, или между временем. Как стена отчуждения. Но думаю ИИ ее преодолеет. Какие его годы.
Потом у любого автора приходит уровень версификации. Проблема в том, что уровень то приходит. А вот интересной мысли или посыла и не остается. Как в старом анекдоте. Был дурак, а стал старый дурак.
То есть высоты мастерства пришли, а все остальное (особенно мысли, чувства , эмоции) взяли и ушли .
И останется автор с невероятным уровнем .
Скорее тут у вас спор и он вечен. Физиков и лириков. Суть проста. Лирики, то есть реальные поэты, институт горького курсы и так далее ( кстати я ходил на курсы Кушнира ) невероятная тугомутина, как по мне.
И физиков ( любой вам скажет, что лирики не разбираются в свойствах предмета) а вот в наследии есенина или цветаевой очень круто разбираются.
Но воз и ныне там по сути то.
Любой филолог скажет главное форма. Любой математик или физик , содержание. И длится это спор не первый век. Начиная с водсфорта (англичан) продолжая Рембо или Верленом (французам) переходя в золотой и серебряный век наших родимых кушей .
Есть много статей на эту тему.
И реален только один вопрос? Что важно
Форма или содержание.
Но вы не первый кто пытается объяснить. Зато вы пробуете и это похвально. Прочитал с интересом статью.
Как по мне, поэзия вообще абсурд. Игра слов . И кто лучше умеет ими играть и не потерял интереса. Тот и выдает что-то интересное.
Но увы все это утонет в интернете. И хорошие авторы и плохие и Варвары и утонченные римские сенаторы (от поэзии)
Это реальность.
Останется что-то конечно.
Но думаю прав классик (нам не дано предугадать))
Ахматова сероглазого короля считала полным г . А у Вертинского была одна из самых известных песен. С улыбкой.
Размышляйте. Во всяком случае интересно
Алексей Рудов 69 23.06.2025 19:30 Заявить о нарушении
Представим, автор — это источник частицы (невыразимого импульса, "дрожащей нити" по Толстому). Он создает систему — стихотворение — но не контролирует её состояние.
Стихотворение — это суперпозиция смыслов. Оно одновременно и волна (музыка, ритм, ассоциации), и частица (конкретное слово, образ). Пока его не "прочитали" — оно существует во всех возможных интерпретациях сразу. Оно — "предрассветный мрак", где сливаются очертания и тревога.
Читатель — это наблюдатель. Его сознание, опыт, настроение, даже время суток — это "прибор". В момент чтения происходит коллапс волновой функции поэтического текста. Суперпозиция возможных смыслов исчезает, и рождается одно конкретное переживание, одна интерпретация — ваша правда в этот миг. Как писал старина Толстой: "каждая мысль... страшно понижается, когда берется одна из того сцепления". Наблюдатель неизбежно "снижает" бесконечность лабиринта до своей тропы.
"Квантовый скачок" — это акт со-творчества. Энергия невыразимого импульса автора, запертая в сцеплении слов, переносится к читателю, вызывая в нем уникальный отклик — вспышку понимания, дрожь узнавания, боль сопереживания. Это и есть чудо: стих существует полноценно только в момент этого переноса, в "зазоре" между "было" (написанное) и "будет" (прочитанное). Как "исчезновение" по Стрэнду — форма существования смысла.
Поэзия — это взаимодействие, а не объект.
"Форма" (язык, структура) — это устройство для запуска процесса, ускоритель частиц. "Священный обман" Карамзина — настройка этого прибора."Содержание" — это энергия, высвобождаемая при столкновении стиха с читателем. Она рождается здесь и сейчас, в "вечном сейчас" вашего чтения. Настоящий "варвар" (творец) понимает это. Он не служит ни Форме (как "старый дурак"-виртуоз), ни иллюзии Абсолютного Содержания (которое можно "вложить"). Он конструирует "лабиринт сцеплений" — сложную, дрожащую систему, способную при контакте с другим сознанием вызвать мощный квантовый скачок энергии-смысла. Его "варварство" — в отказе от ложного выбора, в готовности выйти "голым на мороз", зная, что истина — не в его словах или чужом "понимании", а в самой возможности этого скачка, в трепете непредсказуемого со-бытия между текстом и душой. ИИ может симулировать форму и угадывать контент, но акт квантового переноса — это территория человеческого "сейчас", где и живет поэзия».
Дмитрий Куваев 23.06.2025 22:02 Заявить о нарушении
Тут на стихиру, был поэт черный Георг, Алексей, жалко умер. Он это объяснял психоделикой. Мы проводили литературные семинары, обсуждали и спорили и воз и ныне там. Симон Слуцкий тоже увлекался этой теорией.
Но дело а том, если человек от природы может вложить в стихотворение пять измерений. То он наверное и есть поэт у которого и происходит это взаимодействие . Бог его знает.
Жарю Санд писала, что наивысший предел сложности - простота.
Но и добиться такой простоты вкупе с скачком, мне кажется невероятно сложно и это или есть или нет - в обиходе это называется просто - талант .
Суть в том , что
Возьмем три примера
Шариков. Преображенский . Бормегтпль .
Кто и как из них поймет одно и тоже произведение?
Думаю все по разному.
Все зависит от читателя тогда уж.
Как не смешно, но еще северянин переживал о потере начитанного читателя.
В том то и проблема, что начитанный читатель, стал писателем.
А по поводу ИИ , вопрос тот же
Кто его будет читать?
И получается , что в любых рассуждениях есть тупик.
Как понимать метафизику?
Какой ваш уровень? Шариков или Преображенский.
С удыбкой.
Я не спора для. Просто мысли вслух
Но Ваше представление мне понятно)
Ну этакая теория взаимодействия. Да
Но и взаимодействия то давно же нет.
Поэты читают поэтов. И каждый из них считает себя лучше очень часто)
Ну как в старом анекдоте про гения.
Я этим наслаждаюсь.
Так что теория квантового скачка понятна. Всегда вопрос как любую теорию применить на практике?
Пардон если что за опечатки. С телефона
Алексей Рудов 69 24.06.2025 08:19 Заявить о нарушении
25
каком-либо естественном языке с помощью электронно-вычислительных устройств))))
Алексей Рудов 69 27.06.2025 12:56 Заявить о нарушении
Вот что понял. Говорить (кодировать) и понимать (декодировать) — разные процессы, требующие отдельных правил (кодов). Человек делает это неосознанно, а для машин это пришлось формально разделить, подтвердив идею Якобсона о двух кодах в языке. Попытка научить ЭВМ, ИИ, нейросеть работать с естественным языком обнажила скрытую сложность: то, что людям кажется единым ечтественным "языком", на деле включает независимые механизмы для производства и расшифровки речи.
Пы. Сы.
Язык — это мост.
Поэзия — трещина в его опоре.
Мост рано или поздно рухнет. Придётся шагать по воздуху. Смысл коллапсирует при чтении. Вспышка. Озарение. Пепел.
И снова — суперпозиция.
Больше пустоты между утверждениями. Смысл должен проваливаться в тишину. Вот и всё.
Дмитрий Куваев 27.06.2025 20:38 Заявить о нарушении
Алексей Рудов 69 28.06.2025 13:01 Заявить о нарушении
Удивительно, но поэзия рождается очень похожим образом – из хаоса слов и смыслов, который поэт и читатель вместе превращают в поразительный порядок.
Подумайте что такое язык сам по себе. Это океан! Миллионы слов, каждое – как камушек со множеством граней-значений, обросший историями, чувствами, звуками. Они сталкиваются, переплетаются, создают бесконечный, шумный и неупорядоченный поток. Это и есть тот самый поэтический "беспорядок", сырая руда, из которой кузнец-поэт будет ковать свое творение.
Но вот поэт берется за виртуальное перо, усаживается за клавиатуру, тычет пальцем в экран смартфона. Почему? Потому что в нем зарождается намерение – мощная, невидимая сила. Желание выразить невыразимое, запечатлеть миг, крикнуть боль или радость, найти гармонию в диссонансе. Это намерение – как первый шаг игрока, решившего начать игру. Оно еще не действие, но уже толчок к порядку. Поэт начинает вылавливать из бурлящего потока нужные "кирпичики": не просто слова, а слова-звуки (чтобы шелестели или гремели), слова-образы (чтобы рисовать картины в уме), слова-эмоции (чтобы били в самое сердце). Он расставляет их не как попало, а в особые узоры – строки, рифмы, ритмы. Это его инструменты для укрощения хаоса. Метафора – не просто сравнение, а мостик, по которому мы переходим от знакомого к неведомому, создавая новый смысловой порядок из разрозненных частиц.
Само стихотворение, его форма – будь то строгий сонет или свободный полет верлибра – тоже несет в себе это стремление к порядку. Оно "хочет", чтобы его прочли, почувствовали, поняли. Оно предлагает читателю свою "игру" – правила восприятия через звук, образ, ритм.
И тут вступает читатель. Он приходит к стихотворению не с пустой головой, а со своим миром, своим опытом и, главное, со своим намерением. Желанием найти отклик, узнать что-то новое, пережить катарсис или просто насладиться красотой слога. Это намерение читателя – вторая невидимая, но могущественная сила. Оно заставляет хаотичный на первый взгляд набор слов вдруг оживать, складываться в понятные картины и чувства. Читатель не пассивно поглощает, а сотворяет смысл, достраивая мосты между образами, наполняя слова своими ассоциациями, следуя за музыкой строк. Читатель – это соавтор. Его восприятие – это постоянное, мгновенное наведение порядка в том "беспорядке", который ему предлагает текст.
Вот где главная магия. Самые важные "инструменты" этого превращения – намерения поэта и читателя, эмоции, дрожь смысла, возникающая между строк – неосязаемы. Их не измеришь и не пощупаешь. Но именно они, эти виртуальные силы, творят чудо еще до того, как мы начнем разбирать стих на запчасти. Они превращают сырой материал языка в пережитый, осмысленный, потрясающий или умиротворяющий опыт – в Поэзию.
Поэзия – это не застывший кристалл совершенного порядка. Это вечное движение, акробатический номер на грани хаоса. Это горнило, где невидимое пламя намерения и встречного внимания сплавляет разрозненную "словесную руду" в звонкое золото смысла и красоты. Она берет необъятный, шумящий океан языка и, не уничтожая его мощи и безбрежности, создает в нем острова потрясающей ясности и гармонии – острова, которые мы зовем стихами. Порядок поэзии рождается не вопреки хаосу, а из него и в диалоге с ним, благодаря той самой искре человеческого духа, что зовется намерением.
Дмитрий Куваев 01.07.2025 21:54 Заявить о нарушении
Мне иногда кажется, что поэзия похожа на физику. Теорию струн во вселеной .
(Квантовые струны вибрируют. Это колебания, похожие на колебания струн балалайки, с равномерными волнами и целым числом минимумов и максимумов. При вибрации квантовая струна не издает звука, она сама становится частицей: вибрирует с одной частотой — кварк, с другой — глюон, с третьей — фотон.) так считал Эйнштейн .
И сродни просто чуду.
Разум выдает звуки, облекает их в форму и добавляет смысла.
А потом уже тот, кто читает, чувствует эти волны, что ли , звуковые . Или нет. Бывает и такое. Например Хлебникова не каждый второй понимает.
А ковать золото из словесной руды, это способ описаный Маяковским.
Бог его знает, что правильно, что нет.
Но поэзии много, и хорошая имеет просто много измерений. Не три, а пять например.
Как то так.
И все равно сначала поэзия звук, потом картинка или философия, наверное так. Словесный гул, как не определял Бродский.
Он живет в голове и выходит наружу все равно.
А вот достигнуть многих измерений, не у каждого получается чтоли . Как то так мне кажется.
Волошин вообще считал , что поэзии игра слов, и типа настоящий поэт, как не наигравшийся ребенок. Вертит их и крутит в разнообразном порядке и экспериментирует.
Может и так.
Но и кристаллы не у всех получаются же.
Так что вашу теорию понимаю.
Но теория и практика очень различны везде. И в науке и в поэзии.
Алексей Рудов 69 03.07.2025 17:46 Заявить о нарушении
А я ответил , вопреки сомнениям и фальши.
Ведь в жизни часто говоришь, приятно, лицемерно,
А здесь уже не утаишь сомнения и веру.
Ведь столбики - веселый крест, любви, мечты и неба.
И вертит, вертит на заре твой разум этот ребус .
Не разгадать зачем нужна ему смешная рифма.
Не одолеть сомнений сна, где бьется вдруг о рифы -
И растворяется в воде , на дно уходит лодка.
Слова живут всегда, везде. Сплошная перемотка.
Как будто жизнь твоя кино. А ты бытописатель -
Все ищешь лунное руно. Все ищешь знаменатель -
Тот, что не делится на ноль, есть малые частицы.
Лошадка жизни пьет вино, а ты подобно птице.
Летишь и ловишь бытия немыслимые ноты.
Симфонии души, огня, и музыку полета.
Полет - больная голова. Кому все это нужно?
Да никому, твои слова - он летят и кружат .
Подобно стае воробьев. Какой-то странный танец .
Они то сядут на белье. То искрами в тумане,
Откроют новый горизонт. Узоры и узоры.
Слова ничьи. Слова твой зонт от капелек и взоров.
Да просто плащ в дождливый день -
Везде гуляют люди, а ты молчишь и видишь тень , тень незаметных будней.
Слова, слова , игра миров, и розовый младенец,
Агукает, что лит герой. Наверное он гений.
Ведь поиск истины в себе, гармонии в пространстве.-
Там где ты есть . Царь и плебей. Пророк в небесном танце.
Жил на земле поэт Шекспир , и он сказал однажды-
Есть роза, роза это мир, и в принципе неважно -
Как ты ее не назови , она благоухает,
А запах розы путь любви.
Она всегда немая.
Алексей Рудов 69 17.07.2025 14:17 Заявить о нарушении
Спасибо)
Роза пахнет розой , хоть розой назови ее, хоть нет
Шекспир
А слова никому не принадлежат (он же)
Мудрый был человек. Хе
Алексей Рудов 69 17.07.2025 15:25 Заявить о нарушении