Слово пастыря. Жёны-мироносицы

По мотивам проповеди протоиерея Сергия Яценко, настоятеля Свято-Михайловского храма. Пос. Каменоломни, 4 мая 2025 года.

Возлюбленные во Христе братья и сестры! Сегодня Православная Церковь в неизреченной духовной радости празднует день святых Жёны мироносиц. Их житие можно, при желании, найти в евангельских отрывках и прочих источниках, широко доступных в наши дни. В данной проповеди хотелось бы коснуться некоторых аспектов, на которые мало кто обращает внимание.
Во-первых, очевиден факт, что эти женщины мало упоминаются в Новом Завете. Дело здесь в общественном устройстве того времени. Женщина занималась исключительно домашними делами и воспитанием детей. У мужчины было иное поле деятельности: зарабатывать деньги на семью. Его положение в обществе являлось более заметным, чем у матери, жены или сестры.
С другой стороны, кем же были жёны-мироносицы? Разумеется, они не случайно появились в окружении Спасителя. Например, Мария Магдалина: вы можете представить себе, насколько тяжело человеку, которого мучают семь бесов? Тут голова слегка закружилась, в боку кольнуло, ногу свело- уже ох и ах; а каково было Марии? И, между прочим, нигде в Евангелии не сказано, что она была блудницей. Напротив, она занимала высокое положение в обществе. Вот задумайтесь: кто из простых граждан сможет пройти к главе современного государства, чтобы сказать ему: "Христос воскрес!" Да его охрана дальше шлагбаума не пустит! А Мария Магдалина спокойно прошла в покои к императору Тиверию (поскольку стражники знали её и пропустили) и сказала, протянув яйцо: "Христос воскрес!" Тиверий ответил, что поверит в эту басню, если только яйцо покраснеет, что и произошло на глазах у присутствующих. Кто не верит-пусть криво усмехается, считая рассказы о таких чудесах бредом, поповским вымыслом- ваше право, господа! Но император поверил и воскликнул: "Воистину воскрес!"
Также стоит сказать о Марии, сестре воскрешённого Лазаря, и о Марии Клеопове, чей муж, апостол Клеопа, видел Христа вместе с евангелистом Лукой по дороге в Эммаус. А ещё была Саломея, жена Заведея, воспитавшая двух сыновей-апостолов, один из которых- Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. Кстати, единственный из мужчин, оставшийся у Креста вместе с Его Матерью.
А дальше что? Ведь в погребении мёртвых женщины не могли участвовать: этим должны заниматься мужчины. Поэтому снятие Иисуса с Креста совершили два немощных старца: Никодим и Иосиф. А женщины собрались омыть Тело Сына Божьего. И по пути к пещере они думали не о том, что их стража прогонит, но о тяжёлом камне у входа в пещеру, сдвинуть который им не под силу. Но Бог всё управил: и Ангел отвалил камень, и охранники в страхе разбежались; вот только Господа внутри уже не было. О дальнейших событиях вы знаете, а кто не знает- читайте Евангелие, там написано.
Я же хочу сказать следующее. Зачинщиком социального служения- так сейчас модно называть дела милосердия- стало именно христианство. В языческом мире подобного служения не было. Зато были дома терпимости, чей род деятельности общеизвестен. А теперь на государственном уровне есть социальные службы, только их сотрудники не служат, а работают. За деньги. Нет, я не осуждаю: в нашем материальном мире надо как-то жить. Но вдумайтесь: служение Господу и работа за деньги... Воздаяние различно! Конечно, кесарю надо воздать кесарево; а про Божье многие забывают.
Кстати, обратите внимание: вы читали когда-нибудь труды святых жён? Труды святых отцов- да, сколько угодно; но женщины вплоть до середины 19 века к бумаге и перу не прикасались. Зачем? По тогдашнему мнению, литература, живопись, философия и т.п.- исключительно мужское дело. А женщина, мол, пусть занимается хозяйством и воспитанием детей. Ну, они и воспитали: Саломея- Иоанна Богослова, Моника- блаженного Августина; и таких примеров- множество. Что ж, деревья познаются по их плодам.
И в заключение- да, понимаю, я длинную проповедь говорю; но слово- это моё служение. Вот часть моего священнического одеяния- фелонь, а я тут стою перед вами, фелоню: якобы бездельничаю, по мнению многих. Ладно, сейчас договорю, закрою Царские Врата- и вы наконец-то пойдёте в огород, работу работать. Что ж, трудитесь во славу Божию, и о делах милосердия не забывайте, и слова молитвы помните. Да поможет нам Господь! Аминь


Рецензии
"Вплоть до середины 19 века не прикасались к перу и бумаге" - это ошибка. Императрица Евдокия (5 век) - христианская поэтесса; её литературные труды частично сохранились. А некоторые песнопения, сочиненные блаженной Кассией, и по сей день читаются (поются) на в церкви.
Но в целом проповедь хорошая - тёплая, воодушевляющая.

Мария Климович Богданович   18.05.2025 18:44     Заявить о нарушении
Да, согласен, это неточность, и я подумаю, как исправить. Вспомним также Жорж Санд- хотя и под мужским псевдонимом. Но это редкость. Массово женщины - учёные и писательницы появились после Жорж Санд и Софьи Ковалевской, воодушевлённые их примером. А может, в тексте ничего не менять? Пусть читают вашу рецензию и делают выводы. В любом случае, спасибо!

Геннадий Нищенко   18.05.2025 19:52   Заявить о нарушении
А может, написать, что раньше женщины РЕДКО брались за перо? Но даже если так оставите, ничего страшного: ведь по проповеди чувствуется, что её сказал простой батюшка, с искренней, тёплой верой и любовью к прихожанам. Ну, ошибся малость - с кем не бывает.

Мария Климович Богданович   18.05.2025 20:38   Заявить о нарушении
Поэтому я и пишу в предисловии: "по мотивам проповеди". По опыту понял: устная проповедь и рассказ- разные жанры искусства. Как бы тщательно священник ни готовился накануне, он может ошибиться в датах и именах. Рассказ предусматривает ( особенно на исторические темы) работу с достоверным материалом; ну, ещё и другие нюансы. Прежде чем изложить проповедь отца Сергия, я залез в интернет и уточнил некоторые цитаты; знаю, что настоятель делает то же самое. Ваше замечание я учту и в будущем постараюсь готовиться более скрупулёзно. Вдохновения и милости Божией!

Геннадий Нищенко   18.05.2025 21:04   Заявить о нарушении