Стихи Чемпионата. Четвёртая десятка

№31 возвращение

Полжизни блужданий по странам и весям.
Гребу против ветра, гребу что есть сил.
К себе? От себя? И не хмур, и не весел.
Гордыню мятежную дух усмирил.
 
Ландшафты локаций сменяются быстро.
Мелькает случайных событий чреда.
Во мраке тревог вспыхнет свет, божья искра —
проявит сомнения, страхи… Тверда,
 
тверда моя воля, коль слышу: «В атаку!»
На дне синей бездны ржавеют мечи.
К тебе, гордый остров, родная Итака,
к тебе рвётся сердце, хоть в голос кричи.
 
Где долго скитался по морю и суше,
не зная врагов убиенных имён, —
там гимны войны, там стенания глуше,
там саван мне сшит из трофейных знамён.
 
К тебе через годы разлук, Пенелопа,
гребу сквозь кровавую пенную муть,
сквозь яростный шторм мирового потопа.
Привыкшая к тяжести воздуха грудь
 
вздымается часто. Прорвётся наружу
из глотки не стон — завыванье сирен.
Мой враг обезглавлен и обезоружен.
Корабль ложится на борт, левый крен.
 
Увижу не скоро я небо Итаки.
Мой идол - война, мой алтарь - океан.
Пока мне судьба шлёт пророчества знаки,
я сам себе жрец, и судья, и тиран…


№32 Когда я был Т.Э.

Когда я в позапрошлый раз
пришёл на Землю эту,
кругом кромешный ренессанс
вздымался на дыбы,
но маляром быть западло —
пришлось мне стать поэтом,
простым писакой аристо-
кратической судьбы.

Средневековье позади,
и сил у всех излишек,
смешались в кучу люди, львы,
синьоры и месьё:
Димон укрылся под Москвой
и мнёт Марину Мнишек,
пока гасконский хулиган
бесчестит Бонасьё.

А на шотландских берегах
дворяне крутят сальто,
ползут под Кромвеля ужом,
от Карла мчатся вскачь.
Куда деваться: каждый — скот,
но до сих пор не Вальтер,
а голова у всех одна,
куда её ни прячь.

И я писал про них стишки,
один другого злее,
готовый всех отправить в путь
в дурацком корабле.
Но вот вернулся мой король…
Мне не висеть на рее!
Меня от смеха разнесло
по всей родной земле.


№33 Стихотворение снято с конкурса из-за нарушения анонимности


№34 Закрытые дачи 

Последний лист на ветке бьется,
Вертясь на ножке так и сяк.
От черных дней сбегает солнце,
И с гулом движется сосняк.
 
Береза с кроной, словно сито,
К пяти промокшая насквозь,
В окошко дачи позабытой
Стучит от нервов, на авось.
 
И тень внутри скользит по стенам…
Роняет с тумбочки клубок…
И ищет тот, по старым ценам,
Индийский чай и сахарок.
 
На застекленную веранду
Зовет друзей, как прежде, в шесть.
Иду одна, и сердце радо,
Что привиденья в мире есть.


№35 *** (И всплывает - хоть и забыт, задвинут...)

И всплывает - хоть и забыт, задвинут,
Утрамбован временем в гиппокампе -
Персональный мой меловой период:
Стены бежевым, лестницы, стулья, парты.
 
Было время вовсе не золотое:
В гардеробе давка, под партой жвачка,
И невкусный слипшийся плов в столовой,
И сосед мне размалевал задачник.
 
Но порой проснёшься, ещё не вспомнив,
Сколько лет и осеней насчитало,
А уже развёртывая двухтомник
Дел и слов, что вот бы начать сначала,
 
Задохнёшься: может, осталось время,
Может, двойка карандашом в журнале,
Может, можно заново эту тему,
Я исправлю, правда же, я исправлю.


№36 Сентябрьское
 
В осеннем парке дремлет тишина,
Волшебник-ветер шепчет дотемна
О днях, когда листва была зелёной.
И слышно, как шуршит опавший лист,
И как доносит эхо птичий свист...
Над головой – небесный свод бездонный.
Внизу – листвы янтарные огни,
Их осень щедро сыплет в эти дни,
Напомнив о тепле ушедшей сказки.
Не всё то злато, помни, путник мой,
Что блещет, взгляды радует красой –
Порой обман таится даже в ласке.
И ты продолжишь свой неспешный путь...
Вдали мерцает старый чёрный пруд,
Где камыши качаются лениво;
Их стебли, будто тусклый лунный свет,
Хранят в себе печаль минувших лет,
Историю любви и образ милый.
Так и душа – как тихий этот пруд,
Где отраженья прошлого живут,
И память в закромах хранит былое.
Но если в омут бросить камень лжи,
Из ряби прошлой жизни миражи
Проявятся, и ты не жди покоя. 


№37 Зазеркалье
 
Льют дожди, истончается ткань времён –
У ненастья любого унылы краски.
Рассыпает листву пожелтевший клён,
И луна в небесах серебристой маской
 
Одиноко мерцает в тиши миров…
Воют псы полуночные злые песни;
Средь туманов и пепла былых костров
Бродят тени, что были когда-то вместе.
 
Из колодца глубокого, словно ртуть
Появляется образ, почти забытый.
В лабиринтах мечтаний найдёт ли путь…
В Зазеркалье дорога навек закрыта.


№38 Меж гранями

Прошлая жизнь - это залежь сокровища,
Всё драгоценное - родом из прошлого,
Но каравай обязательно крошится,
А интерфейс серебром запорошило.
 
Вдруг понимаешь - всё вновь не содеется,
Будешь задушен в новейшей ментальности,
Ты не мальчишка, не юная дЕвица,
Счастье в грядущем - за гранью реальности.
 
Истово ищешь в прошедшем спасение,
Но зависаешь нездешней эпохой ты,
Разве бывает, что капли осенние,
Могут звучать словно вешние грохоты?
 
Ищешь опору - жжет чуждость весенняя,
Ветхих заветов - без толку грааль нести.
И безответна надежда везения:
Точка возврата - за гранью реальности.


№39 *** (Не уходи. Давай поговорим)

Не уходи. Давай поговорим. Боль умерла. Обида стала тленом,
а колдовство твоих тугих колен теперь другому служит сладким пленом.     
Жизнь - состоялась. Даже, говорят, что седина и шрамы украшают;
конечно – врут, но пусть себе галдят, они шагать верблюдам не мешают.    

Так и живём. «Всем сестрам по серьгам», да «аз воздам» - забытые скрижали,
Харон гребёт. Календари шалят. Рыдает «Утоли моя печали».

Всё изменилось. Кончился пацан, влюблённый в медь волос и малахиты
глаз неземных, но помнивший всегда; через губу ленивое: - Иди ты…                  
Он и ушёл. На долгих…(много) лет. Был даже там, где тёлок не гоняют,
где раки с гор крутых, свистя, съезжают, а дятлы долбят матерно им в след.

Жизнь – бумеранг. Сансары колесо. «Круги своя» никем не отменялись,
(как в фильмах про…) случайно повстречались - аэропорты снегом замело.

Не уходи. Давай поговорим. Я стал другим. Я научился верить.
Я научился слушать и прощать, одним аршином всех подряд не мерить.    
Я научился слёзы вытирать чужому горю, и болеть душою.
Я много сделал, только не сумел, закончить давний разговор с тобою…

…поговорим.?


№40 Моё прошлое

Я мчалась в степи, расскажу без прикрас,
На красноармейской тачанке.
Горела, истратив весь боезапас,
В подбитом фашистами танке.

Висела, как Зоя, качаясь в петле,
Не сдавшись безжалостной стыни.
Искала своих, ковыряясь в золе,
Оставшейся после Хатыни.

Делилась в блокаду, про голод забыв,
Последними крошками хлеба.
Смотрела с надеждой на Финский залив
И верила в чистое небо.

Сдавала, а после брала Сталинград,
Была в Будапеште и Вене.
Смотрела, как воины шли на парад,
С историей слившись мгновенно.

Я выросла вместе с великой страной,
Как птицы, деревья и травы.
Кто скажет, что было всё то не со мной,
Наверное, будут неправы.
 


Рецензии
Друзья, времени до конца приёма заявок на Чемпионат остаётся немного, поэтому я начну, пожалуй, делёжку своими впечатлениями, не дожидаясь, когда четвёртая десятка будет сформирована, чтобы успеть прокомментировать все конкурсные стихи. Прошу не забывать, что это – лишь моё сугубо частное мнение, не претендующее на истину. Приглашаю всех желающих присоединиться к обсуждению.

№31 возвращение
Стихотворение написано от лица Одиссея, о чём мы догадываемся ближе к середине текста, когда упоминается остров Итака, а затем и Пенелопа. Тема Одиссея затёртая, конечно, но подходит к «Точке возврата»: Итака и есть та точка, куда стремится вернуться ЛГ. Вот только вряд ли в лексиконе древнего царя были выражения, типа «ландшафты локаций». Непонятно также, кто убиенные – враги или их имена. Из замечаний ещё добавлю, что автор явно не поработал над звучанием с/т: есть скопления согласных и их стык («шторм мирового»), что с/т не украшает.

№32 Когда я был Т.Э.
Тема реинкарнации вписывается в рамки конкурсной темы «Моя прошлая жизнь», как влитая. А уж сколько фантазии тут можно проявить, представив себя в прошлом кем угодно – от червячка до короля Франции. И я даже удивлена, что это – первое с/т на эту тему в Чемпионате. Здесь автор представил себя в прошлой жизни поэтом эпохи возрождения Томасом Эркартом (английский поэт шотландского происхождения), о чём красноречиво говорят инициалы в названии и финал стихотворения – Томас Эркарт был в таком восторге, услышав новость о восстановлении Карла II в 1660 году, что, как говорят, он расхохотался и умер (есть такая легенда). Стихотворение написано с юмором, живое.

№33 моя прошлая
Это творение на тему «Моя прошлая жизнь», где прошлая жизнь – с бывшей женой, которая так и не научилась сострадать бедному ЛГ и постоянно мучила несчастного своими капризами. Особенно его раздражала Её мать (с ударением на первый слог, согласно версии автора), которая квохчет, что сын ЛГ похож на соседа. Загадкой для читателя осталась «надменная льстивая фальшь», которой супругам не удаётся избежать, и которой не было в не менее загадочном «тогда», а также расчерченная на геометрические фигуры старая тетрадь. Подозреваю, что это – намёк автора на подготовку к расчленёнке, не иначе. Но в результате до расчленёнки дело не дошло, видимо, а дошло до утопления тела (о частях ничего не сказано) под лёд багром, причём тело почему-то нагое – неужели ЛГ решил напоследок насладиться женской красотой, которая ему не досталась «добром»? Ужасная история, короче, которую делают ещё ужаснее многочисленные ошибки пунктуации.

№34 Закрытые дачи
В этом стихотворении автор затрагивает сразу две темы. Первая – «Точка возврата». Такой точкой является для лир. героини опустевшая дача, где жил раньше дорогой для неё человек. Возможно, что это её мама или бабушка, а может другая родственница или близкая подруга. В шесть часов вечера было принято собираться на веранде пить чай. В финале вступает вторая тема – «За гранью реальности», так как лир. героине кажется, что бывшая хозяйка дачи появляется в ней в качестве приведения, что лир. героиню нисколько не пугает, а радует. Посещение дачи для неё – возможность вернуться в счастливое прошлое. Стихотворение лиричное, наполненное грустью по ушедшему дорогому человеку. Как говорится, простое, но хорошее. Выдержанный 4-х стопный ямб.

№35 *** (И всплывает - хоть и забыт, задвинут...)
Автор раскрывает тему «Моя прошлая жизнь», вспоминая свои школьные годы, которые кажутся совсем не золотыми, скорее трудными – хорошее раскрытие темы. Мне понравилось то, как автор называет это время – «персональный мой меловой период» – интересная находка. И отличный финал, вся последняя строфа понравилась: двойка карандашом в журнале – это значит, что ещё можно исправить, и время на это ещё есть. Из замечаний (моих личных) отмечу нестабильный ритм: первые три строки вроде вполне чёткий логаэд задают, а затем идёт сбой, и т.д. И на дольник ритм не тянет, так как для дольника слишком мало вариативности в ритме. Что-то среднее между дольником и логаэдом, кмк. Но посмотрим, что решат судьи.

№36 Сентябрьское
Думаю, что не ошибусь, что автор этого стихотворения опирался на тему «Моя прошлая жизнь». Он описывает, как двое идут по осеннему парку к старому чёрному пруду и наблюдают осеннюю природу. Автор (ЛГ) сравнивает душу с этим прудом, где живут отражения прошлого, и вспоминает, что была ложь, как брошенный в пруд камень, который вызывает рябь и миражи, не дающие покоя. Написано поэтично, но не вполне понятно, кто эти путники, и о каком обмане, о какой лжи идёт речь в с/т. Автор заинтриговал читателя, а разгадку не дал. И ещё пара небольших замечаний, скорее придирок. Многовато «лиственных» слов в начале с/т. И бывает ли омут в тихом пруду? Думаю, что нет, так как для создания омута нужно течение. По ритму – хороший 5-ти стопный ямб.

№37 Зазеркалье
В стихотворении на тему «За гранью реальности» говорится о бродящих ночью при луне тенях, что были когда-то вместе. Не очень понятно, что это за тени, видимо, речь о каких-то неуспокоенных душах. В строке «Из колодца глубокого, словно ртуть» - неудачное сравнение, на мой взгляд. Жутковатое с/т. По ритму – логаэд.

№38 Меж гранями
Стихотворение, скорее всего, написано на тему «За гранью реальности», хотя могу и ошибаться, так как названия всех трёх тем присутствуют почти дословно в тексте стихотворения – автор словно зачем-то поставил себе задачу использовать в тексте слова из всех трёх тем и с задачей справился. Автор (ЛГ) считает, что всё хорошее осталось у него в прошлой жизни, а в грядущем счастье – «за гранью реальности». И в прошлое уже не вернёшься – точка возврата тоже «за гранью реальности». Короче, всё хорошее теперь за гранью – очень пессимистический взгляд на жизнь у ЛГ, жаль его. Не зря считается, что жить надо сегодняшним днём, о прошлом вспоминать пореже, будущего не бояться, тогда будешь счастливым. По технике – вполне хороший 4-х стопный дактиль с дактилическими рифмами на концах строк, что даёт автору возможности для придумывания интересных авторских рифм. Правда, некоторые из которых кажутся не вполне естественными.

№39 *** (Не уходи. Давай поговорим)
А вот это стихотворение, в отличие от предыдущего, немного суховатого, буквально наполнено до краёв чувствами ЛГ. Здесь тоже говорится о прошлом потерянном счастье, о любимой женщине, с которой ЛГ расстался, но не сухим языком, а эмоционально, взахлёб, от чего с/т явно выигрывает. Тема, видимо, «Точка возврата»: ЛГ случайно встретил свою старую любовь, которая, как известно, не ржавеет, и хочет начать отношения заново. Есть немного замечаний. «Всем сестрам по серьгам» - фразеологизм с правильным ударением «сестрАм», что ломает ритм ямба. Кстати, такую длинную строку ямба (аж на 10 стоп) тоже отношу к недостаткам с/т. Не понравилось также про «тёлок» и матерящихся дятлов.

№40 Моё прошлое
Здесь автор раскрывает тему «Моя прошлая жизнь». Лир. героиня не отделяет свою жизнь от жизни страны, переживая вместе с ней все беды и трудности, воспринимая её историю как свою собственную. Хорошее раскрытие темы. По ритму – чёткий амфибрахий 4-х и 3-х стопный.

Сетевой Клуб Поэтов   12.05.2025 19:30     Заявить о нарушении
По 33 добавлю, что ошибки не только в пунктуации:
"гоняет в фитнес"- на фитнес, кмк.
И с т.зр. фонетики ТВФ - ужос.
"твОю мать"- смещение ударения.
"Надменной льстивой фальши"- это нечто. Что-нибудь одно: либо "надменной" , либо "льстивой".
Продолжать дальше не имеет смысла, ибо достаточно.

Александр Веселов   08.05.2025 20:03   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за ваше мнение. Про смещение ударения и фонетику я уже написала - это ошибки. Остальное, что вы пишете - скорее придирки, чем ошибки. «Надменная льстивая фальшь» - оксюморон, приём, который украшает стихи. А если под фитнесом понимать какой-то конкретный фитнес-клуб, то так написать допустимо в данном контексте (с учётом личности ЛГ, явно недалёкой). Давайте всё же различать ошибки и недочёты и зря не придираться.
С наступающим праздником!
ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   08.05.2025 20:55   Заявить о нарушении
Елена,я не согласен с вами. "Надменная льстивая речь" - это не оксюморон.Оксюморон обычно состоит из существительного и прилагательного: звенящая тишина, живой труп и т.д.
А здесь в лучшем случае - неудачная попытка создания оксюморона. Мы имеем два прилагательных, которые не обрают новый яркий смысл.
Как-то так. И это не придирки.

Александр Веселов   08.05.2025 22:53   Заявить о нарушении
Александр, доброе утро!
Давайте договоримся так: если вы вступаете здесь в спор, то аргументируйте не только своим личным мнением, а подтверждайте его цитатами из источников, которым можно доверять. Вот Словарь литературоведческих терминов даёт оксюморону такое определение:

«словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" (А. Ахматова); "Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)»

Как видите, здесь не сказано, что оксюморон состоит из существительного и прилагательного. И некоторые приведённые примеры это тоже подтверждают. Так что не надо выдумывать. Кроме того, цель использования оксюморона - привлечь внимание читателя парадоксом. Ваше внимание автор №33 точно привлёк - вспомните, что вы написали: "Надменной льстивой фальши"- это нечто". Так что цель этого оксюморона точно достигнута.
Ещё раз прошу вас - не придирайтесь по мелочам: есть ошибки (они объективны, и с ними не поспоришь), а есть придирки (они субъективны, и их всегда можно оспорить). Давайте здесь писать именно об ошибках. А уж если хотите о субъективном мнении написать, то делайте пометку, что это ваше личное мнение, не надо так уж безапелляционно. Надеюсь на ваше понимание.
ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   09.05.2025 08:48   Заявить о нарушении
Всех с Днём Победы!
"надменной льстивой фальши" это очень хорошо, автор молодец.
но "твОю мать" плохо.

Павел Сабинский   09.05.2025 10:51   Заявить о нарушении
Присоединяюсь. С Днём Победы!

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   09.05.2025 11:42   Заявить о нарушении
Предполагаю, что эти стихи будут в лидерах:
№30 Капремонт
№27 Её портрет
№32 Когда я был Т.Э.
№14 Путники

Павел Сабинский   11.05.2025 12:21   Заявить о нарушении
Соглашусь с тем, что все перечисленные вами стихи сильные, но не только эти: в лонге много хороших стихов и на любой вкус. Спасибо авторам, постарались. А члены жюри специально приглашены с различными вкусами и требованиями. Многое зависит от удачи.

Сетевой Клуб Поэтов   11.05.2025 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.