Березовая роща Заболоцкого

Николай Заболоцкий известен широкой читательской аудитории прежде всего по циклу лирических стихов «Последняя любовь», который увидел свет в 1957 году. Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание» («Очарована, околдована»), посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное и положенное на музыку и исполненное лирично и проникновенно целым рядом музыкантов, в том числе, ленинградским бардом Александром Лобановским. При этом Заболоцкий периода ОБЭРИУ характеризовал себя — «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя».
Русский поэт, переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий (при рождении — Заболотский) родился 24 апреля [7 мая] 1903 в Казанской губернии Российской империи. В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Однако вскоре переехал в Петроград, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена. Служил в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. В 1926 — 1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный узнаваемый поэтический голос, что не помешало участию в литературной группе ОБЭРИУ. Сатирическое изображение обстановки последних лет НЭПа стало темой стихов раннего периода Заболоцкого, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году книга увидела свет, подобно разорвавшейся бомбе, вызвала литературный скандал и негативные отзывы в прессе, обвинявшей автора, не в борьбе с мещанской психологией, а в том числе, выпячиванием недостатков молодого государства:

И всюду сумасшедший бред,
Листами сонными колышим,
Он льется в окна, липнет к крышам,
Вздымает дыбом волоса…
И ночь, подобно самозванке,
Открыв молочные глаза,
Качается в спиртовой банке
И просится на небеса.

При дружеском участии Николая Тихонова поэту удалось завязать отношения с журналом «Звезда», где напечатали около десяти стихотворений, пополнивших «Столбцы» во второй (неопубликованной) редакции сборника.
Результатом творческих поисков стала поэма «Торжество земледелия», написанная в 1929-30 гг. и напечатанная в 1933 г. в «Звезде», — поэма на тему торжества коллективизации, полная утопических мечтаний о золотом веке возрождения природы, руководимой свободным человечеством, уничтожившем не только насилие человека над человеком, но и насилие человека над природой, предложив в качестве альтернативы добровольное и разумное сотрудничество.
«В Москве шум из-за «Торжества земледелия». — Писал Заболоцкий жене. — Говорят, что «Звезда» впервые за все время ее существования на столах у всех москвичей; одни хвалят и очень, другие в бешенстве, третьи злорадствуют — мол, до чего докатились» Не удивительно, что в разгар коллективизации критики сочли «Торжество земледелия» «злобной сатирой на социализм» и «пасквилем на коллективизацию» (например, Елена Усиевич в журнале «Литературный критик» №1 за 1933 год), «пасквилем на социализм»:
 
Шесты таинственные зыбок
Хрипели, как пустая кость,
Младенцы спали без улыбок,
Блохами съедены насквозь.

Кулак, владыка батраков,
Сидел, богатством возвеличен,
И мир его, эгоцентричен,
Был выше многих облаков.

Яркая индивидуальность Заболоцкого привела его к жанру художественно-интеллектуальной пародии, столь неуместной и неудобной в общественно-политической в 1930-ых годах.   
19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества.
Поэт отбывал срок с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях. С марта 1944 года после освобождения жил в Караганде. В 1946 с колоссальным трудом удалось добиться разрешения жить в Москве и восстановиться в Союзе писателей. Период возвращения к поэзии был не столько радостным, сколько трудным. Большинство стихотворений 1946 — 1948 годов тем не менее получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенные на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и ощущения смерти, стихи несут в себе грустный отзвук пережитого, намек на трагическую личную судьбу и предчувствие беды. Песня впервые прозвучала в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Доживем до понедельника». В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта. В 1949 — 1952 годах, годах в период ужесточения идеологического и цензурного гнёта, творческий подъём сменился спадом, и поэт переключился на художественные переводы, сдерживая желание высказаться. Положение изменилось только с началом хрущёвской оттепели. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный прижизненный сборник стихотворений Заболоцкого.
Однако ненасытная бюрократическая система совершила свое гнусное дело: в 1955 году у Николая Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года поэт ушел из жизни:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Заболоцкий реабилитирован благодаря усилиям жены посмертно, 24 апреля 1963 года. 

На фотоснимке Заболоцкий Н.А. с женой Екатериной Васильевной, сыном Никитой и сестрой жены Клыковой Л.В. Конец 1948 - начало 1949 г. г. Номер в Госкаталоге: 45089046. МОС ГИК. Сочи. Литературно-мемориальный музей Н.А. Островского.

[id424158046|Александр Костерев]


Рецензии