Каллиграммы для детей - предисловие

КАЛЛИГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 
   Дорогие ребята, вы уже знакомы с азбукой-алфавитом, умеете читать. И, наверное, обратили внимание на то, что надписи бывают разные и буквы можно написать по-разному – разной толщины и высоты, узко или широко, строго или с завитушками.
   Буквы также бывают печатные и прописные, строчные и заглавные, буквы имеют разный рисунок.
  Букву, например, «А» можно написать так – и это всё одна и та же буква: …
  Букву «Р» можно написать так: …
  Буквы «О» и «М» так: … См. рис.1.
  И так далее…
  Написанием букв занимается искусство шрифта или каллиграфия. Мы видим, что надписи на вывесках, плакатах, названия газет, журналов и книг, а также и тексты в них выполнены разными шрифтами – толстыми и тонкими, крупными и мелкими, строгими и декоративными.
   А из букв составляются слова. Слово – это единица речи, имеющая своё значение или понятие. Слово имеет смысл. Слово может состоять и из одной буквы – например, предлог И, из двух – например слово УС, из трёх – СОН и так далее. Слово ЗЕМЛЯНИКА состоит из девяти букв.
   Мы пользуемся алфавитным письмом, состоящим из букв. Но существуют и другие виды письма – например, иероглифическое. Таким письмом пользуются люди в Китае, Вьетнаме, Корее.
  Иероглиф – это знак, состоящий из чёрточек, черт, точек и обозначающий слово, понятие. Иероглиф может быть и схематичным, минимизированным рисунком предмета или понятия – тогда он называется пиктограммой, а письмо, составленное из рисунков – пиктографическим. Такое письмо использовалось в Древнем Египте, Древнем Китае – весь текст, сообщение передавалось рисунками. Вот примеры древних китайских иероглифов-пиктограмм и их современных начертаний – см. рис. 2, 3.
   Пиктограммы-иероглифы есть и в нашем обиходе: это, например, всем вам знакомые дорожные знаки – см. рис. 4. Пиктограммы используются на коробках с товарами: например, рисунок зонтика означает, что товар боится влаги и дождя – см. рис. 5.
То есть, текст, письмо можно передать не только словами, состоящими из букв, но и рисунками или значками-иероглифами, состоящими из чёрточек.
  У буквенного письма, которым пользуемся мы, есть интересная особенность: если потерять в нём третью часть букв, а то и половину, то текст всё равно удастся прочитать, если немножко подумать и сосредоточиться. Например, если написано МЛК, то можно догадаться, что это, скорее всего, МОЛОКО. Если напишем ВЛСПД, то это явно ВЕЛОСИПЕД, МЛТК – МОЛОТОК, СЛНЦ – СОЛНЦЕ.
   Когда к нам попадает старое, потертое письмо, да ещё написанное неразборчивым почерком, в котором половину букв трудно узнать, мы всё-таки, внимательно присмотревшись, хотя и с трудом и не с первого раза, можем прочитать его по оставшимся буквам довольно точно – какие-то стёршиеся буквы и слова угадываются по смыслу или, как говорят, из контекста.
  Вообще, из всех живых существ на земле, только у человека есть дар слова, дар речи.  Хотя свой язык имеют и другие существа. Есть язык птиц, зверей, который мы можем слышать и отчасти понимать. Но даже и рыбы переговариваются между собой неслышным нам языком, который можно уловить чуткими приборами. Летучие мыши издают неслышный нам ультразвук. Даже насекомые общаются между собой и передают сообщения при помощи запахов, движений или тоже звуков. У коллективных насекомых, пчёл и муравьёв, существует сложный и развитый язык. Некоторые бабочки способны чувствовать друг друга по запаху, то есть, сообщать друг о друге за километры! Есть мнение, что и растения общаются между собой.
   Но слово есть только у человека. И слово – это великий дар и великая сила. Вы сами, ребята, знаете, что словом, сообщением можно человека сильно обрадовать, даже больше, чем каким-нибудь вкусным подарком, можно и ударить сильнее и больнее, чем рукой. Словами можно успокоить, утешить или вдохновить на какой-то поступок, какое-то дело.
   А для чего существует человек на земле? На это отвечает Библия в Книге Бытия. Человек призван быть царём земли, возделывать и хранить её, дать названия всем другим созданиям и мудро управлять ими. Вот как об этом сказано в Книге Бытия: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл их к человеку, чтобы видеть как он назовёт их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя её…»  (Быт 2, 19-20) То есть, слово дано человеку ещё и для того, чтобы дать имена всему живому, олицетворить его и тем самым приблизить к Творцу.
  И видим: все живые существа имеют имена и названия. Взрослые люди знают и помнят все эти названия, пользуются ими в разговоре или письме. А дети должны познакомиться с ними – научиться определять животных, называть и писать их имена.
   В этой книжке предлагаем вам, ребята, познакомиться с рисунками животных – зверей, птиц, рыб, а также растений и предметов. Эти рисунки составлены из букв. Попробуйте их узнать и прочитать, определить буквы, из которых состоят рисунки. Есть среди них названия-рисунки простые, которые вы узнаете, прочитаете сразу – названия известных вам животных. А есть рисунки потрудней, над которыми надо подумать, внимательно всмотреться в них, разгадать.
Чтобы убедиться в правильности, в конце книжки приведены ответы.
   В этих рисунках соединены два способа письма – алфавитный, буквенный и рисуночный, пиктографический, о котором говорили выше.
  Такие рисунки можно назвать КАЛЛИГРАММАМИ. Это название придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворения. Одна из каллиграмм Гийома Аполлинера показана на рисунке 6.
   А вообще, этот жанр графического искусства, называемый в общем виде ИДЕОГРАММОЙ, имеет глубокие традиции – такие надписи-рисунки составляли ещё древние кельты – народ, живший на территории Европы.
   Были такие традиции и в древнерусской письменности: достаточно вспомнить БУКВИЦЫ – яркие, сияющие красками заглавные буквы в русских летописях. Эти буквы представляют собой рисунки зверей, птиц, рыб, растений, человечков, дополненные орнаментом и соединительными элементами. Несколько таких буквиц представлены на рис. 7.
  Замечательный образец каллиграфии и древнерусское письмо ВЯЗЬ. Вязь применялась в заглавиях, в настенных росписях, надписях на иконах, прикладном искусстве, ЭКСЛИБРИСАХ – знаках владельцев книг. Образцы древнерусской вязи показаны на рисунках 8, 9, а на рисунке 10 – старинный экслибрис, выполненный вязью.
   В предлагаемых вам, ребята, графических загадках-каллиграммах буквы частично заслоняют одна другую или переплетаются, но так, чтобы при сосредоточении внимания их можно было узнать, выделить, прочитать, угадать.
   Идею таких каллиграмм можно обнаружить и в самой природе: таким же образом располагаются листочки у молодых деревьев - один закрывает только часть другого, чтобы и другой был различим, чтобы и ему досталось солнечного света. Листья на деревьях располагаются очень гармонично. Особенно это ясно видно на молодых деревцах клёна – см. рис. 11. Или другой пример: компактное без зазоров расположение чешуек на рыбе – см. рис. 12.
   При чтении-разгадывании таких рисунков-каллиграмм развиваются и тренируются внимательность, наблюдательность, умение сосредоточиться, упорство и терпеливость, а также интуиция и образное мышление – эти качества очень пригодятся в учёбе и потом в профессиональной работе.
  Успехов, ребята, в чтении каллиграмм!
  Вы также можете раскрасить буквы, из которых состоят рисунки, в соответствующий цвет – тогда звери, птицы, рыбы, растения и предметы как бы оживут и ещё порадуют вас.

КАЛЛИГРАММЫ-ГРАФОСЛОВИЦЫ
   Для составления графических загадок-каллиграмм можно использовать и различные фразы, имеющие смысловую ценность: пословицы и поговорки, изречения и афоризмы,  названия художественных произведений и цитаты из них, стихотворные строки и тому подобное. Такие фразы, в отличие от простого набора слов, интереснее разгадывать, узнавать их. Они имеют и познавательное значение.
   Эти каллиграммы-графословицы, конечно, труднее разгадать, чем рисунки буквами, но при этом ещё больше требуется умение сосредоточиться, внимание и интуиция.
   После разгадывания таких каллиграмм вам, ребята легче будет сосредоточиться, включить своё внимание и в школе на уроках, и дома при подготовке заданий, и в нестандартных ситуациях.
   Каллиграммы-загадки надо располагать по принципу возрастания трудности – от простых к сложным, чтобы выработался навык и опыт.
  Ответы приведены в конце книжки.
   Попробуйте их прочитать-разгадать и задумайтесь над смыслом прочитанных фраз.
    Павел Сергеев, автор каллиграмм.


Рецензии
Павел Васильевич, труд великий!
Издать бы!
Хорошие учителя, думаю, использовали бы. Каллиграмма - замечательное средство для гимнастики мозга. Детский ум подвижен и любознателен. При правильном подходе и умении заинтересовать, Ваши каллиграммы принесли бы для детского развития величайшую пользу. Ко всему прочему они и интуицию развивают.
С почтением, Тина

Тина Валентайн   06.05.2025 23:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, понимание! Больная тема! Делал попытки издать - равнодушие и цинизм, раскрутка на деньги - приметы нашего времени - всё надо делать самому, а смысл? Сделал на ксероксе штук 30 альбомов, разослал, раздарил, дал шансы Промыслу )) - нигде не клюнуло - в пустоту! На ну, их на фиг! Рисую для себя. Насильно мил не будешь. "Ленивы и не любопытны". Но не Вы!)) Если найдётся издатель, готов включиться. Сейчас всё решают деньги и пи-ар. Учителя заморочены болонской системой. "Так и живём." Всего лучшего! А надеяться надо!))

Сергеев Павел Васильевич   07.05.2025 07:42   Заявить о нарушении
Очень обидно. Издают такое низкопробное чтиво, снижая и без того упавший культурный уровень людей. Одеревянивание.

Тина Валентайн   07.05.2025 13:11   Заявить о нарушении
Обида - оч.вредное чувство: стараюсь его всячески избегать - смысла нет. Время такое, искушение деньгами - надо проходить - недоболели капитализмом. Либо движение к разумному, доброму, вечному, либо на этом месте будут жить другие. Сама жизнь заставит. Только и всего.)) DUM SPIRO SPERO.

Сергеев Павел Васильевич   07.05.2025 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.