Быть поэтом
и первыми учителями красноречия.
Вольтер
Поэзия – форма литературного искусства. В поэзии по-особому организуется речь, в неё вносится ритмическое измерение. Поэтическая речь отличается от обыденного языка образностью, эстетической привлекательностью, иной расстановкой смыслов. Само слово «поэзия» звучит благозвучно и подразумевает что-то красивое, совершенное, и приятное. «Равновесие души и глагола», – так определила поэзию Марина Цветаева. Словесное стихотворное творчество передаёт красоту языка, а пространство стихов отличается от прозаического. Оно наделено утончённостью и метафоричностью, обладает таинственным знанием. Поэзия говорит обо всём неоднозначно и своеобразно. Ни одно стихотворение не рассказывает о чём бы то ни было до конца.
При создании художественных произведений поэт пользуется рифмовкой. Поэтическая рифма – это инструмент в руках поэта. Хорошая рифма – это оригинальная и неожиданная рифма, показывающая вкус поэта. Рифму нельзя считать просто созвучием, которое связывает строки. Её теоретики называют нервом стиха, его смысловым центром. Чем она неожиданнее, тем ярче сверкает стих. Внезапность звукосочетаний создаёт художественный эффект. Неточные и «грамматические» рифмы превращают стихотворение в профанацию.
Любое профессиональное творчество требует знаний в области технической части. Изучив основы стихосложения, можно эффектно играть формой и содержанием. Поэзия предназначена особому высшему служению. «Я знаю силу слов. Я знаю слов набат», – уверенно заявлял Владимир Маяковский. И время показало его правоту.
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
(В. Маяковский.1914)
Быть поэтом – значит постоянно работать над словом, над подачей смыслов, над образами, над индивидуальным стилем. Темы, на которые поэты пишут на протяжении веков, практически не меняются. А вот форма, стиль изложения, метафоричность и прочие инструменты поэта могут видоизменяться. Даже научившись правилам стихосложения поэту необходимо вырабатывать индивидуальный стиль, пробуя внести в творения что-то своё, особое. А чтобы достичь индивидуального качества приходится перебирать множество рифм и оборотов, чтобы не повторяться вслед за классиками. Работа над стихами необходима, чтобы избавиться от штампов и клише.
Красота языка – часть изящного образа человека. Однако, не следует в погоне за красотой стремиться к красивости. Красивость зачастую убивает смыслы. Поэзия со времён Античности всегда говорит о смыслах. Слова Аристотеля не устаревают и в наше время: «Слишком блестящая речь заслоняет собою и характеры, и мысли» (Аристотель. Т. 4, стр. 676). Велимир Хлебников это прекрасно понимал. «Слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны, и через слюду обыденного смысла просвечивает их второй смысл», – писал он в 1913 году. Борис Леонидович Пастернак постоянно осмысливал значение и основы поэтического творчества. //Во всем мне хочется дойти / До самой сути. /
В работе, в поисках пути, /В сердечной смуте. // До сущности протекших дней, /До их причины, /До оснований, до корней, /До сердцевины. // (Б. Пастернак. 1956)
А.Ф. Лосев отмечал, что поэзия, как и вообще искусство, обладает характером отрешённости. Он имел в виду отрешённость в том смысле, что она возбуждает эмоции не к вещам, как таковым, а к их определённому смыслу и оформлению. Поэту свойственно выхватывать вещи из потока жизненных явлений и превращать их в предметы какого-то особенного проявления, наполненного новым смыслом, который им придаёт поэтическая фантазия.
Понятно, что не все стихи являются поэзией. Человек, пишущий стихи, занимаясь лишь творческими упражнениями, может считаться только автором стихов, но не поэтом. Обычно это заметно, когда автор использует непрерывные заимствования, неуместный пафос, тавтологию и сплошные повторения. Такие стихотворения не имеют литературной ценности. В таком случае автору следует работать над техникой, развивать словарный запас. Нужна постоянная неустанная работа над стихами.
После работы над стихами необходимо не просто изложить всё в своём стиле, но и расставить слова и строчки так, чтобы это ещё и звучало красиво. И если на выходе что-то остаётся – тогда и получается поэзия.
Слова поэзии имеют великую силу. Они одухотворяют человеческую жизнь и всегда будут актуальны, пока жив человеческий род. Ведь поэт, как никто другой, с вниманием и пониманием относится к чужой боли, к чужой радости. Он делает чужую боль и радость в значительной мере своими. Слово идёт от человека и ведёт к человеку. Оно служит единению человеческих душ.
Можно всю жизнь писать стихи и поэтом никогда не быть, а можно вообще ничего не писать и быть поэтом. Всё зависит на какой почве и что засеваем, поэтому и произрастают либо мхи и колючки, либо прекрасные цветы. Эмоции и чувства необходимо передавать умело. Экзальтированные чувства плохо вписываются в поэтическую канву. Существующая борьба тяжёлых, трагических мыслей, которые перехлёстываются одна с другой, создают дисгармонию пространства стиха. Если у поэта внутренняя дисгармония, то вряд ли в стихах появиться лёгкость и ощущение полёта. Одной души тут недостаточно, нужна гармония.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
(Б. Пастернак. 1956)
Сделаем предположение, что Демокрит был прав, когда говорил, что «подобно тому, как длится волнение воды, вызванное каким-либо предметом, также и в органе зрения, в органе слуха, в органе вкуса длится движение, длится даже тогда, когда внешний предмет не действует больше на человека. В уснувших душах продолжается некоторое движение и ощущение, восприятию которых способствует ночная тишина, и из этого движения рождаются сновидения».
Если говорить о рождении поэтических образов, в самом деле, огромную важность имеют ассоциации, поступающие из фрагментов снов и воспоминаний и вызывающие новые впечатления. Те образы и переживания, которые имелись, в результате переосмысления в новом свете получают свежее обличье. Небывалый образ и некое переживание, сливаясь, соединяются и образуют своеобразную ассоциативную связь. Из ощущений складываются представления, образы воображения, мысли; из представлений выстраиваются понятия.
В спящем состоянии у человека могут появляться самые сложные ассоциации. Об этом знают психологи и исследователи мозга. Пушкин в своих произведениях тяготел к математической точности, к архитектурной стройности композиции и приёмов, к изящной и неожиданной симметрии. И сон Татьяны, как установили литературоведы, содержит в себе не отрывочные предсказания, а всё развитие событий, связанных с судьбой героини, только развёрнутое в обратном порядке, в порядке зеркальной симметрии.
Известно, что многие открытия были сделаны талантами потому, что их способ мышления менее консервативный и не косный, не застывший. Когда мы становимся специалистами в своей сфере, это в некоторой степени связывает нам руки. Менять мнение и ошибаться становится очень страшно, ведь это подрывает нашу идентичность как эксперта, на кону оказывается наша репутация. Поэтому необходимо развивать своё мультидисциплинарное мышление, которое не подразумевает того, что мы обязательно должны быть уверены в своей точке зрения и точно знать ответы на все вопросы. Таким образом мы освобождаемся от ложного принципа – боязни ошибиться.
У людей, как говорил Уильямс Джеймс, открыты глаза лишь на те явления, которые они уже научились различать, которые уже пустили корни в их душе. С другой стороны, ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым, разоблачать загадочность необычного и связывать его с обычным. Это характерная черта всякого интеллектуального удовольствия. Жажда такого соединения нового со старым и составляет научную любознательность.
Быть поэтом, что это значит? Какая ответственность возлагается на поэта? Или таковой и вовсе нет? Поэтам свойственно задаваться такими вопросами, обдумывая своё житьё, своё предназначение. Они могут и ошибаться, и сомневаться. Но, вероятно, ни один человек, пишущий стихи не станет отрицать, что миссия поэта заключается в выполнении завещания Анны Ахматовой – сохранить великое русское слово.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?
(А. С. Пушкин. 26 мая 1828)
Оказывается, и Александр Сергеевич не всегда был оптимистом. А кому из поэтов не приходилось задумываться над смыслами бытия? Задавать себе вновь и вновь вопросы о смысле жизни, о наличии таланта, о неясности целей? Все мы люди, и нам присуще свойство человеческой натуры – сомневаться. Но уж, если кто-то решил быть поэтом, то, само собой разумеется, необходимо соответствовать высоким критериям звания поэта и достойно нести это почётное звание.
Свидетельство о публикации №125050505729