К этимологии и языкам

  Немного сумбурно, заметками, наметками, обзорами. Время диктует свои права.
  Выводы предположениями.      

 Пахтать. Пахать. Пастырь. Начну со всего сразу, в перемешку, потому что приступая к данному вопросу, казалось, а что тут сложного, все связано, все понятно, как открытая книга. Пасу- пастбище- пастырь. И добавила пашню, благо все рядом в словаре. А что  пахать, то и пахтать, что мотыгой махать, то и маталой взбивать. Что махало, то и опахало). Но  все оказать, ну, не совсем так, а много запутаннее и интереснее. Ведь в каждом слове своя история , хоть и длинная, но правдивая, будто совесть эпох в слове запечатлена. А ведь  слово Совесть по древнерусски означало знание, осознание, мысль, правда. А Соведь- Совесть.  Кто ведает, у того и совесть.
         Говоря о словах, нужно сначала в общих чертах ознакомиться с историей народов, и даже если она не совсем правдивая, то слова укажут неточности; нужно пройтись по географии регионов, это как в путешествия собираться:  сначала знакомишься с историческими , географическими достопримечательностями, изучаешь план местности, а потом отправляешься в путь. Мы поступим также. Ведь пахотные земли везде разные. Где-то пастбища огромные, где-то каждый свой надел забором ограждает. Где-то земля мягкая и поддатливая, а где-то жесткая как камень, мотыгой устанешь махать. Где-то скот пасут, а где-то он сам пасется, и там знать не знают про пастухов и слово пасти ( и так бывает). Где-то стада неисчислимые как песок прибрежный, а где-то и одну овцу лелеют как роскошь.
        И вот что скажу. В каких языках вы встречали, чтобы землю Матушкой называли? А чтобы говорили про нее мягкая, как пух,  и жирная, как масло, сыра- земля и благодатная житница? Что-то ни в одном языке больше такого не встречала. А любили ли древние народы Землю свою, или больше на чужое добро зарились?
      Мы не так много знаем о земледелии прошлого. Но кое-что и в наш век просочилось. Шумеры- аккад- ассирийцы прежде,  чем пахать и сеять, строили гидротехнические сооружения, орошали земли. Где каналы- там сады , огороды и пашни.  В древнем Египте  бывало и вовсе не пахали. Когда большая вода  Нила уходила, то на открытые пространства выпускали стада быков- вот и вся пахота. Земля мягкая,  илистая, кирками колотить, сорняки да камни  корчевать не надо, прошло стадо- бросай семена в землю  и жди всходов).
         И все это мне рисует радужные картинки загробной жизни Египтян, именно туда, в поля Иулу (поля  Иуру), уходили древние египтяне после смерти. Почти как у ассирийцев при жизни:   ассирийск.  пастись- рая, пастух- рая. Не жизнь, а райские кущи.
         Понятно, что в засушливых районах совсем не рай был на земле работать. Землю устанешь  трудами да потом поливать, и копалки, мотыги, соха да  плуг тут слабая подмога. А потом к страдающим от непомерного труда людям еще и страда летняя добавляется. Не жизнь, а рабство в сетях пашен, да непогоды.

     Но откуда же слова пришли? Где много табунов да стад ходило? Где зерно да хлеба закупали? Правильно, сначала в Египте, но в связи с некоторыми историческими условиями - в Тавриде. И там же, на  скифских землях, паслились тучные стада. Однако, историю в школе все учили, так что пора и к словам переходить.

      Будто пастуха и пастыря намеренно в беса произвели.
  Может разные диалекты? Ведь пёхали-то в Македонии ).     И все же я была права! В пустынях не растут слова, на каждый вздох есть свой ответ, в словах родился божий свет.
    Но как же грекам тяжело.. Из философии- в дерьмо. Война не сделала умней, забыли мудрость древних дней. Забыли греки свой язык, из разнословия- в тупик, в глухие темные века, где только вор, вранье, война.
   
                ;;;;;;;; - Скопасис (царь скифов).

Прямо детективный роман!!!  bas = b;-sk;  /// sk;-  b;  = sk;-  ;;;
Цари, скифы , стада. Уж явно не греки пасли, но кто-то ведь Пана ( читай   ;;;) в Вакха переделал?

  Как Пана в Беса возвели, и переделали на Вакха?
Стада пас в поле до зари, а вскоре стал подобострастным?
Был все и вся для всех людей, ему несли дары и песни,
И вдруг в развратности судьбы он превратился сразу в беса?
Загадки времени эпох, там ложь и правда вперемешку,
Чужое кто себе возьмет, тот не останется безгрешным.
Один народ пасет коров, другой их грабит повсеместно,
Но разве вор всегда король? И правда в мире неуместна?
Пастух, мой друг, свободы царь, не сокрушись на злую волю,
Не властелин тебе разбой, Душа и Мудрость строят долю.

Как же грекам тяжело- из свободы, да в ярмо,
Погоняет пастор всех, как скотину и овец.
Отдыхает Пан в тиши, Аристотель, напиши,
Как из всех, всея и все, превратился бог  в ничто.
Греков тайные года растянулись на века.
Пас овец когда-то Пан, Рим пришел- и он пропал.
Ведь при множестве богов стадо дружно не идет,
Разбредаясь по полям, не дает доход людЯм.
Так и нынче, кто куда, Кто в Аллаха, кто в Христа,
Яхве, Будда, атеизм. Нужен людям Бог один!
Чтобы каждый мал-народ от грехов не пал бы в сброд.
Бог смотрел с высот – небес, мудрость где, любовь и честь?
Где ты, сын мой Человек? От грехов сошел на нет.
Хлеба, зрелищ и вина, деньги, похоть и война,
С колеса слетела ось, и Земля скатилась в ночь.
Кто спасет людей и мир? Знаешь ты. Лишь Бог один.
Не прислуживай халдею, не молись на капитал,
Англо-сакс змеей и зверем, всех в фашизм уводит в ад.
Чистокровные арийцы с бомбой выстроились в круг,
В этом жутком катаклизме катакомбы не спасут.

------    
Кому конфетка, кому палкой по хребту)). Вот какая забавность может получиться из слов, когда все времена и народы в одну корзину складываешь, к себе в сарай несешь и под себя урожай жнешь.
      Пахтать- бить пестом, пахать- бить пестом, пехать- ходить с пестом)). Все можно уложить в одну пахтальницу. Сюда ж добавить Пасти из санскрита : /gav;;-pati/ - 1) бык 2) пастух (идущий за быками), /go-pa/ - 1) пастух2) – идущий ногами)), еще чуток пешего с дубинкой  персидского [падэ] -уст. 1) стадо; табун; 2) пастбище;3) дубинка; трость; палка. Узбекского побитого- PACHAQ, все это преобразовать в арабкого  [raba;a] -1) пастись, или поместить по примеру Египта в раи- 1) пастух. И вполне сложится общая картина древнего арабского мира:  когда [s;ma] -1) пастись на свободе; то это почти радость и рай- [rata;a] 1) свободно пастись;2) жить привольно;наслаждаться.
 
         Но в жизни не совсем все так. И в одном народе слова из разных эпох и народов плавают. А приживаются , чуток преобразуясь те, которые понятнее, ближе к сердцу и общенародному лексикону. Некоторые языки любопытно разглядывать- в них одному предмету найдется десяток наименований, это говорит не только о древности слова, но и отражает историю народа- как много и куда он ходил по другим народам, и сколь народов прошли чрез его владения.
Так что не станем сильно умиляться, да восхвалять того, кто похвалы не очень достоин, а поищем в усердии, разумности и совести исконности слов. И не какие-то там выдуманные корни, но вполне обоснованные доводы каждого народа, отражающие его суть. Кому дождь- потоп и гибель, кому – священная влага небес и  райские кущи. Природе дела нет как назовет человек ее проявления, это важно только самому человеку, а значит, и отражает внутреннюю сущность самого человека (народа).

Узнать какие слова исконные, древние, а какие- пришлые. Чем живет и дышит народ. Какова его история. А чтобы вы услышали в словах незнакомца? Попробуем поиграть в слова? Немного для пользы, чуточку для веселья, не в обиду народам и людям, но в назидание.

Ассирийский.  Возраст- щиннэ ( как у щенка, совсем немного) // возглас- квахта (вах-вах, квах-квах)/ /глотать- блаа, глотка- балута,( одно баловство)// питаться- хала ( можно халой, а можно хвалой) / /благосостояние- маслхута  (еще та маслуха!)// плов- плява,( плавятся кусочки мяса) / / вьюга- буран ( это каждому понятно)/ / встреча- ура, тпакта (сначала Ура, а потом пакт) //  благословение- буркта, барахта ( кто ж так благословляет с бухты-барахты?)//  поворот- пытля,( петляет дорога) / / возвышение -рамута, рома,( кто с Римом, тот и возвышен) //  площадь- мейдан,(зашли на Майдан)/ / рынок- шука ( пошукали немного) //  польза- пайда, хер ( пайка да херовато) //  посланник- изгядда, шлиха, посла- шляха, поляк- полоная ( и это все о поляках, кто посол, тот и подглядывает)//  стучать- тактукэ (тук-тук)//  поселок- мата, крита, курья или кырьятэ,( то ли с Крита, то ли с крышей, то ли с корытом. А куряне в курятниках))/ / благополучный- шальма, шлима ( шельма, а как иначе с благополучием по шлиману?) / / игрок- талана ( только с таланом, с деньгой то есть)/ полотно- китана ( из Китая)/ /  китаец- сыная ( то ли с Синая, то ли сынок)/ /  виза- писа ( в письме)/ /  иной- хрена ( непонятный то есть)// исход- плата ( за плату )// сад- бахча ( а у нас на деревьях арбузы не растут)/ / идолопоклонник- сагдана д-санамэ ( заглянули к Согдам) / /бормотать- тарртумэ( потараторили)/ /стакан- истыкяна (остаканились)/ гроза- рада (дождю рады)// взрыв- пуккаа (гром послушали)// исповедь- гильяна ( исповедовали  гильотиной)// ворота- тарранэ ( ворота протаранили)//  туман- дымта ( то ли утром, то ли в пожарище) / / давление- хласта, мрачта ( мрачно подавили хлыстом и мечом)// ударять- мха (махачем)// мускул- махча ( силу показали) // бить- мха, твара, шмата, плаша, кташа, крава, (кто творит, кто травит, кроваво и палашом в шмотки)// пахать- крава ( похоже на корову, но неужели в кровь коров хлыстом стегали?) //  войско- кощун, хайля ( кто Хай, тот и кощун) // клеймо- кувая ( и заковали)// ненавидеть- сная, сата, масслуйе, маслэта, кзаза, кызта, гянгюсэ (сколько ненависти, столько и слов о ней) // гадкий- мурдар (Мордор, в морду даром)// море- яма,( кепками выкопали)// старик- сава ( сивый) // талант- кякра ( кря-кря) // таракан- пасуса (прусаки на пастбище) // грамотный- липа ( диплом купил- все липа) //  грек- йоная ( из Ионии, иониец) // веселый- псыха ( уморил смехом до психоза) // пастись- рая ( когда хлыстом не бьют, то и воля раем покажется) // крест- слыва, молитва- славатэ ( люди славные, кто с верным словом и в вере. Славянство- не национальсть, а правда!
       
     Так предполагаю, каждый шишок видит свой вершок. Каждый мнит себя центром и солнцем, и каждый исходит из своей истории, логичности и знаний. На лингофорумах какие только версии не приходилось слышать, и по большей части каждый народ выводит истоки слов из своего собственного языка. Отчасти они правы, ведь и в новое слово всяк вкладывает свой смысл по своему разумению, обстоятельствам и условиям.
   Потому выскажу лишь свои ассоциации, как мне видится, по возможности включая не только свои желания в виде софистики, доказательства от обратного, но и современные языковые и исторические данные о народах.

Выборочно. Данные словарей не отображаются. Полностью посты здесь: https://vk.com/id10393810


Рецензии