Моя история 4
Моей первой учительницей была жена нашего директора. Алевтина Серапионовна Горчакова в конце августа ходила по домам и знакомилась с нами. Я почему-то помню, что прибежала с реки и вот тогда и увидела её. Не помню, о чём говорили, но помню своё настроение – всё закончилось моё раннее детство, сейчас надо думать о школе.
Школа была в двух кварталах от дома. Утром «ручейки» детей, деревенских и городских, тянулись в школу. Кто в начальную, кто в среднюю («базуху» и деревянное здание), а кто-то в старшую. Мы ходили в школу без родителей, заходя за подружками, если они жили «по дороге».
Но в то время дороги были еще неасфальтированные, поэтому осенью и весной бабушка переносила меня через дорогу, которая была у моста.
Глубокие рытвины, грязная вода покрывала дорогу, по которой ездили огромные машины, а мы шли в школу, потому что пропускать школьные занятия без причины, было не принято. Бабушка переносила меня через самую грязь , чтобы я не запачкала сапоги. После школы это было уже неактуальным. Перед домом было ведро с водой, где мы мыли сапоги. А и в лужах, побродив по ней, можно было смыть особо налипшую грязь.
Школьные фотографии помогают отчетливо вспомнить то время. 2 сентября 1974 года, мы уже сидим такие взрослые, на груди октябрятские звёздочки, чуть-чуть и мы будем пионерами. Сидим с букетами, такие сосредоточенные, девочки в форме, белый фартук, бантик, мальчики в костюмах.
Синюю форму введут позже, но пока – серый, черный и других цветов – костюм для мальчиков, отсюда – серая Ворона, чёрная Ворона. Почти у всех были прозвища. Сейчас многие и не помнят, но всё это было. Чаще прозвище было по букве или слову фамилии. Я была Белка, Белка Белавина. Тогда мне это очень не нравилось, но сейчас вижу, что здесь скорее была моя подвижность и лёгкость.
В наше время уделялось внимание ведению тетрадей. Лучшие и худшие тетради вывешивали на импровизированную Доску почёта – каждый мог подойти и посмотреть. Ведь любопытно же полистать тетрадь, посмотреть на оценки другого!
Целлофановые обложки для тетрадей, а тем более для учебников, появились позже, поэтому тетради обёртывали листами каллиграфической бумаги, а для учебников использовали что-то типа ватмана или обоев. Вначале лицевой обложкой была белая сторона, а по мере загрязнения, ее перелицовывали; грязную сторону прятали, а лицевой становилась другая сторона.
Учебники мы покупали сами. Вернее, в конце года собирали деньги, и нам выдавали новые учебники. Мы несли их домой и с трепетом листали. У учеников из многодетных семей учебники уже были, остались от старших.
Тетради в то время были достаточно простые – однотонная обложка, некоторые без полей, производства сокольского целлюлозно-бумажного комбината. На обложке была трафаретка, даже ученик начальной школы мог сам заполнить ее, написав предмет, класс и фамилию-имя. На тетрадях в клеточку был справочный материал по математике, иногда – Гимн СССР, на тетрадях в клеточку – алфавит.
Уже в средней школе мне мать привозила тетради из Москвы с красивой розовой или желтой обложкой.
Не знаю как другим, но мне очень нравилось ходить в школу, никольскую среднюю школу №1. В конце августа покупались новые канцелярские товары, хотя портфель и форма покупали только, когда старое уже не годилось.
Первое школьное платье мне шила бабушка. Она прекрасно шила и себе и мне, без выкройки. Материал для платья был лучше, чем на фабричных, несколько отличался по цвету – был ближе к чёрному, а не коричневый, с юбкой в складку, и с очень красивой пуговицей под воротником. Воротнички и манжетки тоже она делала.
Белый фартук из тонкого батиста мне накануне 1 сентября сшила Люся немая, жившая на Красной улице; помню, что она умерла, когда я была маленькая.
Дневником мы начинали пользоваться только в конце 3 класса.
Свидетельство о публикации №125050400773