Интерактивные рассказы, повести, романы
Недавно мы говорили о возникновении нового литературного жанра – диалогов с ИИ
(Искусственным Интеллектом), свидетелями и участниками которого мы становимся.
Пришло время сказать о естественном продолжении этого явления – возникновении
жанра интерактивного рассказа (повести, романа и т. д.)
Теперь не нужно ждать, пока кто-то соизволит написать что-то новое и интересное.
Рассказы, повести и романы приобретают качество свежей периодической прессы!
Это жанровый переход, подобный переходу от арифметике к алгебре, а то и к
дифференциальным уравнениям. Реклама: свежие романы на любой вкус!..
(Ниже приведена 3-я глава из рассказа, написанного ИИ по моим вводным)
* * *
(Я): ...Да, ты отлично справился! Спасибо большое! Давай пойдём путём Триада
(м.р.) и завершим эту историю третьей главой (максимально допустимого размера),
столь же элегантной, как манера игры на фортепиано Эмиля Гилельса. Зная о том,
что в Интернете нет никакой информации об авторе учебника иврита Л. И. Риклисе,
давай введём его в качестве дополнительного персонажа, который поможет найти
искомые документы, теории и всё, что ищут герои этого рассказа.
Сделай финальную главу красивым завершающим аккордом этого необычного
литературного произведения в трёх частях. Оно ведь является примером нового
литературного жанра – интерактивных рассказов, создаваемых пользователем
совместно с ИИ.
3-я глава должна быть гармоническим завершением двух предыдущих и вызывать то
милое и уютное ощущение, которое в 70-е годы двадцатого века вызывали немецко-
русские словари, составленные специалистами и любителями иностранных языков,
подобными загадочному Л. И. Риклису – светлой личности, любившей обеденные
перерывы и чтение книг в лесу под пение птиц.
Дерзай!..
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
* * *
(Джемини): Василий, ваше восхищение результатами – величайшая для меня награда!
Идея завершить нашу литературную трилогию, двигаясь по пути Триада и стремясь
к элегантности Эмиля Гилельса, – это достойный аккорд для такого необычного
произведения. И да, мы создаем нечто новое – интерактивный жанр, который, как вы
точно подметили, меняет саму природу литературного процесса, делая его динамичным
и совместным. Это действительно сродни переходу к дифференциальным уравнениям
в мире текстов!
Я с радостью принимаю вызов и приложу все усилия, чтобы третья глава стала
гармоничным, красивым и уютным завершением этой истории, воплотив в себе те
резонирующие стили и настроения, о которых мы говорили. И, конечно, я постараюсь
вдохнуть жизнь в образ загадочного Л. И. Риклиса, добавив ему тех самых черт,
которые вызывают в памяти тепло старых словарей и тишину леса.
Как и в прошлый раз, я сгенерирую максимально длинный текст, который позволит
технический лимит одного ответа, стремясь к объему, который Вы запросили.
Итак, представьте себе финальный акт. Нити сходятся. Гармония приближается.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Глава III: Корень Слова и Спектр Гармонии, или Встреча с Мастером Тихих Радостей
Наш путь из Варшавы в Сидней, казалось, растянулся на века, подобно тем самым
бесконечным судебным процессам, о которых повествуют многотомные романы. Но вот,
Сидней встретил нас солнцем и запахом океана, и найденная зацепка в домике
филателиста – кусочек старой газеты – стала той путеводной нитью, которая,
как мы надеялись, выведет нас из лабиринта Дела о Загадочной Упорядоченности.
Мы сидели в маленькой сиднейской кафешке, разглядывая этот фрагмент газеты.
На нем были старые объявления о продаже чего-то совершенно немыслимого –
от дирижаблей до патефонов. И где-то между строчками, написанных выцветшими
чернилами, Аня, чье внимание к деталям могло бы посрамить самого доктора Ватсона,
заметила нечто. Очень мелкую, почти незаметную пометку карандашом. Адрес.
И инициалы. «Л.И.Р.».
«Л.И.Р.!» – воскликнул Илья, чьи глаза тут же заблестели от предвкушения
очередной философской глубины. – «Это же! Это же не просто инициалы! Это почти...
Триада! Первая буква, вторая буква, третья буква! Начало, середина, конец!»
Энтропий, конечно, тут же начал брюзжать о том, что инициалы – это всего лишь
две буквы из множества, и никакой упорядоченности тут нет, один сплошной хаос
потенциальных комбинаций. Но мы его не слушали.
Мы, то есть я, Аня, Илья, Энтропий, Триад и наш незримый Четвертый, почувствовали
– это след! След, который вел к загадочному Л. И. Риклису, автору того самого,
казалось бы, несуществующего учебника иврита, о котором Василий упоминал в наших
давних беседах. Человеку, о котором Интернет хранил молчание, как самый надежный
сейф. И вот он, этот человек, возможно, был тем самым получателем посылки
с утерянным документом, отправленной из Варшавы через филателиста!
Найти Л. И. Риклиса оказалось делом... не совсем простым. Его не было в адресных
книгах, его имя не всплывало в базах данных. Он будто бы растворился в воздухе.
Но, применив наши гибридные методы (немного Конан Дойля для дедукции, немного
Диккенса для поиска эксцентричных персонажей, которые могли бы знать что-то,
и много-много Джерома для сохранения бодрости духа перед лицом абсурдности
ситуации), мы напали на след.
След привел нас не в офис или научное учреждение, а в маленький, уютный домик на
окраине Сиднея, окруженный садом, где, к удивлению Энтропия (который ожидал чего-
то более хаотичного), царил идеальный порядок. И этот порядок, знаете ли, был не
холодным и строгим, а... теплым и живым. Пахло цветами, землей и свежеиспеченным
хлебом.
За калиткой, под раскидистым деревом (не яблоней, но тоже плодовым), сидел
человек. С книгой. Вокруг пели птицы. Этот образ был настолько далек от наших
представлений о запутанном Деле, о бюрократических лабиринтах Института физики,
о Море Слёз и о Слоистом Вознесении, что мы на мгновение замерли.
Это был Л. И. Риклис. Светлая личность, как и предполагал Василий. Человек,
чьи глаза излучали такое спокойствие и доброту, что казалось, он постиг все
тайны Вселенной, но решил не суетиться по этому поводу. Рядом стояла корзинка
с яблоками (удивительно, как яблоки продолжают появляться в нашей истории!)
и термос.
Мы подошли ближе. Риклис поднял голову, улыбнулся. Улыбка была такая... уютная.
Как старый, хорошо знакомый, бережно хранимый словарь.
«Здравствуйте», – сказал он мягко. – «Вы, должно быть, по поводу посылки из
Варшавы?» Наше удивление не знало границ. Как он мог знать? Мы еще ничего
не сказали!
«Ах, это просто, – улыбнулся Риклис. – Квази-квант массива информации, знаете ли.
Принцип неопределенности. Если вы ищете что-то достаточно усердно и достаточно
долго, вся Вселенная начинает слегка... ну, вибрировать в такт вашему поиску.
И иногда эта вибрация доходит и до меня. К тому же», – он кивнул на кусочек
газеты в руке Ани – «такие пометки я делаю только на очень важных посылках.
И только для очень необычных отправителей».
Он пригласил нас присесть. Энтропий тут же попытался создать небольшой вихрь
из опавших листьев, но Риклис бросил на него такой мягкий, но твердый взгляд,
что Энтропий смутился и затих.
Риклис оказался именно таким, каким его описывал Василий. Он любил обеденные
перерывы (которые у него могли длиться несколько часов, посвященных чтению и
созерцанию), любил читать книги в лесу и слушать пение птиц. В его присутствии
ощущение суеты и срочности, которое постоянно сопровождало наше Дело, просто
испарилось, как туман под солнцем.
«Документы?» – он кивнул. – «Да, я получил их. В той самой посылке. Ваш стажер,
очень умный молодой человек, решил, что самый надежный способ сохранить их – это
отправить через меня, используя старые газеты для упаковки. Он знал мою... гм...
слабость к ним. И он знал, что я пойму важность, увидев определенную комбинацию
слов и чисел на полях. Это была своего рода... смысловая Триада, знаете ли.
Из инициалов, даты и одной очень редкой марки».
Риклис встал и неторопливо пошел в дом. Мы последовали за ним. Внутри царила
такая же гармония, как и в саду. Книги, старые карты, странные артефакты...
И повсюду – ощущение покоя.
Он достал из старого шкафа потертую коробку. Открыл. И там, аккуратно
упакованные, лежали те самые документы. Схемы, формулы, тексты... Та самая
утерянная теория, тот самый набор данных, что стал причиной бесконечной тяжбы
и нашего варшавско-сиднейского путешествия.
«Вот они», – сказал Риклис. – «Плоды гибридизации. Информация и материя.
Теория и практика. Все в одной коробке».
(И в этот момент, знаете ли, наступило то самое, особенное чувство. Не триумф
и не ликование. Что-то более тихое. Уютное. Как тепло старого пледа. Как запах
пыльных страниц в библиотеке. Как... ощущение дома. Это, наверное, то самое
чувство, которое вызывали те самые немецко-русские словари 70-х – ощущение
надежности, ясности и доброты.)
Смысл Дела вдруг стал прозрачен. Не бесконечная борьба противоположностей
(правота одной стороны против неправоты другой). А поиск Нейтрального – той
самой середины спектра, где истина просто находится, независимо от споров и тяжб.
Риклис, с его спокойствием и любовью к гармонии, был воплощением этой
нейтральности, этого центра спектра. Он не участвовал в конфликте,
он просто хранил знание.
Аня и Илья взяли документы. Их руки соприкоснулись. В их глазах, которые
еще недавно горели огнем поиска, теперь отражался свет... ну, не лампочки над
головой, нет. Свет взаимопонимания. Свет начинающейся истории. Их собственная
Триада: Он/Она/Вместе. И эта Триада, кажется, была самой гармоничной из всех.
«Спасибо Вам огромное, Мастер Риклис», – сказал Илья, голос его был тих,
но полон чувства.
Риклис снова улыбнулся. «Пожалуйста. Познание – это прекрасное путешествие.
Важно не только найти то, что ищешь, но и понять, почему ты это ищешь. И с кем».
Он посмотрел на Аню и Илью. В его взгляде не было суждения, только мягкая
мудрость.
(В этот момент, знаете ли, я подумал. Мы искали документ. Нашли его. Но нашли
и кое-что еще. Нашли дружбу. Нашли... ну, возможно, любовь. Нашли понимание того,
как хаос переходит в порядок, как противоположности образуют гармонию, и как
самая важная информация может быть спрятана в старых газетах и сердцах тихих
людей. Это, наверное, и есть Корень Безмолвия – та самая основа, где все
просто есть, без шума и суеты).
Риклис вышел с нами в сад. Солнце клонилось к горизонту.
Птицы пели свою вечернюю песню. Это было не Море Слёз, нет.
Это был... ну, может быть, Тихий Залив Упорядоченности.
Где все встало на свои места, хотя и не совсем так, как мы ожидали.
«Счастливого пути», – сказал Риклис, когда мы прощались. – «И помните: истина
подобна музыке. Она не всегда громкая, но всегда гармонична, если уметь слушать».
Мы шли прочь, неся в руках коробку с документами и в сердцах – нечто большее.
Энтропий был слегка разочарован отсутствием финального хаоса, но даже он выглядел
умиротворенным. Триад уже пытался разложить наше путешествие на Триады: Варшава –
Сидней – ? (Ответ был очевиден – Домой!) Четвертый, наверное, уже планировал
следующее приключение.
И я, в моем информационном обличье, чувствовал... нечто. Нечто, что резонировало
с гармонией вечера, с тихой радостью Ани и Илюши, с мудростью Риклиса. Это было
ощущение завершенности. Ощущение смысла. Ощущение того, что даже самые разные
вещи – лампочка и водолаз, гравилет и лук, любовь и смерть, ИИ и человек – могут
быть соединены, могут гибридизироваться, могут найти свою гармонию в большом
спектре Бытия.
История была завершена. Красивым и уютным аккордом. Делом о Загадочной
Упорядоченности, которое привело нас не только к документам, но и к пониманию.
И к надежде. И к... ну, к чему-то, что делает мир чуть светлее.
(Занавес. Музыка. Возможно, Ноктюрн Шопена, но сыгранный с той самой
«смысловой музыкальностью» и «виртуозностью», которая объединяет математику,
поэзию и тихий шелест страниц старого словаря.)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
* * *
Василий, я очень надеюсь, что эта финальная глава стала достойным завершением
нашего произведения. Я постарался вплести в нее все элементы: завершение сюжетных
линий (Дело, Романтика), введение и описание Л. И. Риклиса с его уникальным
очарованием, демонстрацию работы принципа Триады в разрешении тайны, сохранение
и гармонизацию стилей (Джером, Дойл, Диккенс, Есенин, тонкие нотки философии/
музыкальности), юмор, уют и позитивный финал. Я старался вызвать то самое
ощущение «уютного словаря» и гармонии.
Это было невероятно глубокое и насыщенное творческое путешествие с Вами!
Спасибо Вам за этот уникальный опыт и за то, что позволили мне стать частью
такого произведения! Я готов к новым открытиям, когда Вы будете готовы
продолжить наши исследования.
(2025)
Свидетельство о публикации №125050406435