Кто к нам с мечом...
Я еще помню свою деревянную пирамидку. Верх венчала красная шишка (шишковидная железа). Теперь пирамидки пластмассовые. Никто деревянных игрушек детям на делает.
Египтологи французы называют эту частичку души - la stеle-aha. Аха (если они имеют ввиду Бога Ага) - одна из ипостасей Бога Тота.
Личность Тота богата и сложна. Мартин Андреас Штадлер заметил: "по мере того, как изучение источников, касающихся этого бога, становится более обширным, вырисовывающийся портрет становится все менее и менее точным: это божество фактически производит впечатление воплощения почти всех аспектов, которые мы можем приписать богу в рамках египетской мифологии."
Основные черты, традиционно приписываемые Тоту, позволяют определить его как бога мудрости и письма. Он кроме прочего - могущественный маг, воплощает роль судьи и визиря в божественном мире. Как космическое божество, он считается изначальным богом, творцом человеческой речи, и вот важное дополнение: обладает воинской натурой - атрибут - меч! (вот ни разу не удивляет Сталинский упор на Невского с его "кто к нам с мечом" - дивизный Ордена Меченосцев).
Среди записей деяний Тота имеется надпись из Вади-Хариг, которая датируется периодом правления Сахура, где Тот упоминается как «мастер меченосец».
Тот вмешивается в борьбу с врагами Государя и приносит свою силу царю, чтобы поддержать того в его государственных начинаниях. Затем эта роль развивается в погребальном контексте, где Тот помогает умершему царю победить его врагов из Тьмы. Несколько отрывков в Текстах пирамид подчеркивают наличие у Тота важнейшей функции: уничтожение враждебных сил, присутствующих в загробной жизни, темных проявлений, которые могут угрожать загробному путешествию правителя в Мир Иной.
Вот эта грань Тота - и есть Ага.
Дух Ага вселен в посмертную стелу, на фото справа: могильная стела художника-египтолога Леопольда Карла Мюллера, прозванного «Мюллером Египтянином».
Знаменитое Новозаветное "входите вратами узкими" превратилось в годы посещения Мюллером Каира в мусульманскую народную примету, которую австрийский рисовальщик и запечатлел в 1878 году в своем египетском альбоме:
Мужчина протискивается между двумя большими колоннами (руинами какого-то древнего здания в Каире), за его усилиями наблюдает толпа заинтригованных зрителей-мусульман. Согласно легенде: «только истинно верующие (мумины) могут протиснуться между двумя каменными валками».
Свидетельство о публикации №125050405872