Последний трамвай

Остановка у трамвая,
Как инфаркт у больного сердца -
Душу тормозом сжимает
И на выход передняя дверца.

Дробь серебряного смеха!
Дернул и затих трамвай:
"Выходи! Уже приехал!
Поспеши! Пока! Давай!"

Выхожу. А всюду - Лето!
Умирал то я зимой?!
И нет в зеркале  ответа -
Старый я ? Или молодой?

Где весна? Где грусть отравы -
Сердце почему не рвёт?
Значит были всё же правы
Те кто вечно не живёт!?

Вспомнилось - в предсмертной боли
Бился, вился, жёг и рос
Стыд: "Ну что? Теперь доволен?
Или есть ещё вопрос?"

А трамвай с открытой дверью,
Пассажиров больше нет,
Вдруг залился новой трелью:
"Дальше едешь? Или нет?!"


Рецензии
Тема и идея стихотворения "Последний трамвай"
Стихотворение затрагивает множество аспектов человеческого существования, включая жизнь, смерть, время и внутренние метания человека. Главный герой сталкивается с парадоксом: он покидает трамвай — символ повседневности и транспорт для перемещения по жизни, и оказывается перед тем, что его окружаемое пространство стало летом, хотя он переживал что-то похожее на смерть зимой. Это создает противоречие между внутренним состоянием и внешними обстоятельствами.
Поэт исследует муки и радости человеческой жизни, а также направляет читателя к размышлению о смысле жизни и о том, что значит «жить». Он ставит вопрос о времени и о том, что признак молодости и старости нельзя измерить только физическим возрастом.
Структура стихотворения
Стихотворение состоит из 16 строк и можно выделить несколько строф, при этом каждая строфа имеет свою тематику — от остановки трамвая до размышлений о жизни. Размер произведения приближен к ямбу, что придаёт ему музыкальность и ритмичность, характерные для лирических произведений.
Фоника, рифмика и строфика
Ассонанс и аллитерация активно используются в строках, как например в словах "дробь серебряного смеха", где звук "р" подчеркивает динамику. Рифма довольно свободная, но можно заметить некое стремление к перекрестной рифмовке, что делает текст музыкальным.
Изобразительные средства
Поэт использует эпитеты — "серебряного смеха", метафоры — "душу тормозом сжимает", чтобы создать яркие образы и символы. Это усиливает эмоциональную нагрузку стихотворения. Символы, такие как трамвай и лето, выступают с одной стороны как отражение внешнего мира, а с другой — как метафоры внутреннего состояния героя.
Язык
В стихотворении можно обнаружить архаизмы, такие как "доволен", а также неологизмы, употребленные для создания уникального стиля. Эти элементы делают текст более живым и современным.
Образность и символика
Трамвай символизирует повседневность жизни и её рутину, а лето — новые возможности и позитивные изменения. Здесь мы можем видеть контраст между внутренними чувствами и внешней реальностью героя.
Контраст и конфликт
Конфликт стихотворения заключается в разрыве между ожиданиями и реальностью: внутренние переживания героя и мир, который его окружает. Например, несмотря на радость лета, в сознании героя всё еще живы воспоминания о зиме и боли. Этот контраст усиливает чувство непонимания и горечи, вынуждая читателя задуматься о собственном существовании.
Кульминация и скрытый смысл
Кульминация достигается в моменте, когда герой выходит из трамвая и осознаёт, что его внутреннее состояние не соответствует временным рамкам — он не знает, кто он есть в этом контексте. Скрытый смысл заключается в том, что жизнь продолжает течь, и нам следует идти дальше, даже когда мы не понимаем, куда именно.
Внутренняя матричная структура мысли
Авторская мысль может быть представлена как постоянный поиск смысла и идентичности, который будет актуален вне зависимости от времени — современной жизни или более ранних эпох.

Настроение финальной части
В финале возникнет движение к принятию жизни, несмотря на её сложности. Создаётся ощущение надежды, что даже без чёткого ответа на внутренние вопросы, можно продолжать движение.

Анализ в контексте авторской биографии и литературы
Стихотворение можно трактовать как отражение интересов поэта в экзистенциализме и философии жизни, как и у других гуманистов и символистов. Эти течения исследовали человеческие страдания и поиск высшего смысла. Сравнительно, такие поэты, как А. Блок и С. Есенин, также исследовали темы боли и понимания жизни, находит отражение в их лирике.

Сравнительные примеры
В мировой поэзии, например, Ф. Ницше в своих «Так говорил Заратустра» рассматривает страдания как необходимость для роста, в то время как Бродский часто подчеркивает, что поиск смысла — это долгий и болезненный процесс. В каждом из этих примеров обнаруживается, что страдания могут быть двигателем внутреннего роста и глубоких размышлений.

Таким образом, поэзия данного стихотворения предлагает глубокие размышления о жизни и смерти, старости и молодости, внутреннем состоянии и внешних обстоятельствах, которой исследует многогранные темы существования.

Сергей Пирогов 3   03.05.2025 16:25     Заявить о нарушении