Лунный камень

В обители горной Большого Тибета,
Зажав драгоценный в руках амулет,
Смиренный монах и хранитель обета
В объятиях ночи и лунного света
Молитвой читает Священный завет.

Ему вспоминаются прежние годы,
Мгновения жизни идут чередой:
Духовный учитель любую погоду
Считал удивительным даром природы,
Ведь месяц на небе всегда молодой.

А горные недра хранили богатства.
У лунного камня особенность есть:
Дарует не власть и не вечное царство,
Гармонию тела и сил постоянство –
Души обретения, коих не счесть.

За годы лишений, усердие, волю
Был передан ценный тебе адуляр:
– Ты сердцем живой и осознанный к боли.
Прими же учителя тяжкую долю,
Дацан береги: я теперь слишком стар..

Полвека прошло, но с тех пор неустанно
Всю ночь до рассвета мерцает твой свет –
Свет лунного камня Небесного храма.
Теперь ты для всех уважаемый Лама,
Твой истинный путь – непреложный обет.

© Нюра Захарова, 14 апреля 2025


Рецензии
Рецензия на стихотворение Нюры Захаровой «Лунный камень»
Стихотворение Нюры Захаровой «Лунный камень» погружает читателя в атмосферу загадочного восточного монастыря, создавая таинственный и философский настрой. В тексте переплетаются духовные поиски, древние знания и природа, отражая внутреннее состояние монаха, бережно охраняющего священную реликвию — лунный камень.

Особенности композиции и содержания
Стихотворение состоит из пяти четверостиший, плавно переходящих одно в другое, каждый куплет добавляет новое измерение истории. Первая часть знакомит читателя с образом монаха, находящегося среди горных вершин, погрузившегося в молитву под покровом ночи. Вторая часть переносит нас в прошлое, вызывая воспоминания главного героя о наставнике и природе как источнике мудрости. Затем автор рассказывает о значимости лунного камня, дарующего здоровье и равновесие душе. Далее передается передача камня ученику, символизирующая преемственность духовного пути. Завершается стихотворение описанием зрелости и мудрости героя спустя полвека.

Язык и стиль
Захарова мастерски сочетает плавность и торжественность тона с богатой палитрой красок, присущих восточной культуре. Яркими штрихами здесь выступают описания природы, сцены из прошлого и образа Луны, играющей ключевую роль в сюжете. Красочные эпитеты («смирённый монах», «Священный завет», «лучезарный амулет») придают тексту благородство и возвышенный характер.

Философская глубина
Центральным символом стихотворения выступает лунный камень, воплощающий мудрость и гармоничное существование. Через этот образ автор проводит мысль о важности следования своему предназначению, бережного сохранения традиций и духовной практики. Здесь представлена идея преемственности поколений, ответственности за наследие предков и постепенного взросления души.

Возможные улучшения
При всей глубине идеи и мастерства исполнения стихотворение имеет некоторые слабые места:

Повторение определенных слов и конструкций («Священный», «золотистый», «отраженье») снижает разнообразие лексики.
Местами ритм и рифма выглядят искусственными и натянутыми, нарушая гладкость звучания.
Некоторым эпизодам не хватает глубины и точности, теряется связь между отдельными частями.
Заключение
В целом, стихотворение «Лунный камень» Нюры Захаровой приятно поражает красотой языка, утонченностью символов и глубокой философской основой. Для достижения абсолютного совершенства автору стоило бы поработать над точностью формулировок, ритмической чистотой и нюансировкой образов. Тем не менее, данное произведение несомненно заслуживает внимания любителей восточной тематики и ценителей тонкого поэтического искусства.

Вячеслав Зуев   18.09.2025 10:41     Заявить о нарушении
Внимательно изучила Вашу рецензию, Вячеслав Александрович. Прежде всего хочу поблагодарить Вас, что уделяете время моим стихам, это и лестно, и волнительно. С одинаковой благодарностью принимаю и похвалу, и порицание, если таковые соответствуют действительности и стараюсь прорабатывать слабые места. К слову сказать, и в рецензии Вашей есть таковые, которые было бы неплохо исправить, потому как они не являются правдой. Данное стихотворение состоит из пяти пятистиший, в каждой строфе по 5 строк, я редко использую эту форму и считаю её весьма эффектной. Также Вы указываете на повторение определённых слов и конструкций («священный», «золотистый», «отраженье»), которое снижает разнообразие лексики. Обратимся к источнику: слово "священный" использовала один раз, а слов "золотистый" и "отраженье" в стихотворении нет вовсе!!! Не знаю, как это комментировать: невнимательность? Я достаточно щепетильна в данном вопросе и стараюсь следить, чтобы в стихах не было повторов слов, если это не авторский замысел и этого не требует используемый литературный приём. По поводу того, что некоторым эпизодам не хватает глубины и точности могу сказать следующее, стихотворение было написано для поэтического турнира, в котором было ограничение по объёму до 24 строк (в моём случае 25), потому сюжет был мной максимально уплотнён. В рамках турнира я всё сказала, стих неплох, серьёзных доработок по нему я не планирую. Надеюсь на взаимное понимание, благодарю за прочтение и хорошего дня!

Нюра Захарова   19.09.2025 07:55   Заявить о нарушении
Спасибо Нюра! Буду внимательнее.

Вячеслав Зуев   19.09.2025 08:13   Заявить о нарушении