Моя история 2

  2. Себя я помню лет с трёх. Самым запоминающимся моментом была встреча с матерью в раздевалке детского сада. Я помню обстановку ту, фотографически, шкапчики (так тогда произносили это слово) по стенам, скамейки посредине и мать.

     Помню даже цвет её одежды, а так как на фото вижу свитер, то домысливаю, что именно в нем она тогда и была. Она уезжала в Москву, насовсем,  а потом, после окончания средней школы, я окончательно переберусь в Москву, хотя я числюсь москвичкой или с 1967, или 1968 года (уже точно и не помню). Видимо, она хотела напоследок на меня посмотреть. Помню, как бабушка меня вела домой, был снег, а я плакала. Мне сказали, что мать уехала.

   Она приезжала каждое лето с двумя чемоданами. Один чемодан был наполнен варёной колбасой, целыми батонами. Почему-то в то время в чести была именно вареная, докторская, колбаса. Сырокопченая висела в повешенном виде в кладовке, покрывалась белым налётом, но особого желания есть не было. Бутерброды (открытые и закрытые) были популярны только на уроках труда, на которых Колобкова-Каплина Екатерина Сергеевна   рассказывала нам, как их надо делать.  А колбасу ели отваренной крупным кружком или полукружком, как сардельки.
 
   Из деликатесов советской поры помню грецкие орехи, которые нам присылали с юга и  палтус, который присылала крёстная Аня с севера. Моя бабушка по отцу приехала в Никольск на родину первого мужа во время войны. До этого они жили на станции Кемь, отец родился в городе Мончегорск Мурманской области.

     Уж раз начала говорить о продуктах, то стоит вспомнить и об апельсинах. Их покупали  на орсовских складах, где работала подруга бабушки.  ОРС (отдел рабочего снабжения)    –  организация торговли продовольственной и промтоварной ( тогда так говорили) для работников лесной промышленности, а точнее – для тех кто работал в лесу. Апельсины были марокканские, с наклейками. Один раз бабушка принесла апельсины  с  красной  мякотью,  разрезали, увидели  и испугались, что наверное  что-то с ними произошло, отнесла назад. Вот так происходит привыкание к продуктам.

   Торговля в то время была трех типов  –  государственная, кооперативная и колхозная. Колхозной торговли в Никольске не было, потому что никакого рынка тогда не было. Он был до революции перед городским кладбищем, но в советское время на этой территории были магазины  –  орсовские  и  кооперативные. От рынка в советское время осталось только название местности. Сейчас там опять осуществляется рыночная торговля, но торгуют приезжающие в город предприниматели.

      Что такое кооперативные магазины? Это магазины, которые принадлежали  Никольскому Райпотребсоюзу (районный потребительский союз) и  Никольскому райпо (районное потребительское общество Никольска),  ну и магазины в деревнях с вывеской КООП. Там продавались самые необходимые товары – продовольственные и непродовольственные. Был и импорт, который раскупали отпускники и местные.

    Импорт лежал на прилавках в кооперативных магазинах, стоил он дороже, чем отечественный товар. Но, наверное, большая доля импорта составляли товары из соцстран Европы. Я помню чехословацкую и румынскую обувь, польскую косметику, югославские сапоги, болгарский парфюм, венгерские плащи и т.п. Ценились финские сапоги, финские куртки и пальто, японские зонты и т.д. Все это не сметалось, поэтому покупатель видел на прилавках эту красоту.

   В 70-е году стали привозить ювелирку. В Никольске тех лет была продукция заводов Костромы и Свердловска. В 1980-е уже целая витрина с этой красотой была в городском универмаге. В диковинку были изделия с янтарём, но таких красивых, сейчас не вижу. Это калининградский янтарный комбинат.

   В орсовсих магазинах, а они  (повторюсь) снабжали работников лесной отрасли, были очень дорогие импортные вещи. Работники лесной отрасли  стали получать много, многие и шли тогда учиться в лесотехнические институты (Архангельск, Москва, Ленинград). Уже после перестройки эти специалисты стали не очень востребованы, но туда шли именно отличники, многим потом  пришлось переучиваться или менять сферу деятельности.


Рецензии