Несколько слов о черновиках

  На  Фото -  М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст. В 2 томах. 4-е издание. 2022

          Почти  все  литераторы  нашего  сайта  Стихи. Ру  знают  о  тернистом  пути  от  «Чернового  наброска»  до  «Чистовика»,  соответствующего  пожеланиям  Автора.   Да,  литература редко похожа на чистописание. Свой чистовой вид   написанное   обретает   обычно далеко не сразу.  Поэтому нужно уметь работать с черновиками,  ведь  главное в творчестве — быть одержимым  самим процессом.   Черновик предлагает   иную жизнь  -   жизнь "одержимого",  когда  его  нужно любить, причем постоянно и страстно.   Черновые рукописи важны не только для поэтов и   литературоведов, но и для  читателей, которые  не только получат возможность проанализировать техническую сторону работы поэта над своим произведением, но и сделают попытку понять   его  психологию   и  душевные  порывы  в момент творчества.  Можно  вспомнить  замечательный  рецепт    британского  журналиста  и писателя  Уилла  Селфа: «Не  надо  перечитывать текст, пока не написали черновик целиком».  Роман «Война и мир» 8 раз переписывался Львом Николаевичем  (а отдельные фрагменты - до 25 раз).  Красноречиво  сказано   работе  А.П. Чехова с текстом: «Искусство писать – состоит, собственно, не в искусстве писать, а в искусстве… вычеркивать плохо написанное».  Рукописи писателей (от черновиков к беловикам) помогают восстановить исто¬рию создания произведения, формирование замысла, особенности    работы пи¬сателя с материалами и   ход его мысли.    Иногда черновики помогают прояснить неясные , или загадочные места финального текста…
                У немногих поэтов найдётся такое огромное количество черновиков, как  у  А.С. Пушкина.  При  этом   бросается в   глаза,  с какой скоростью и   с каким удовольствием он писал.  По насыщенности, наполненности видно, что рифмы роем носились над   его листком, видно, с какой  радостью  писались   они и рисовались на полях.  Оказывается,   очаровательные   женские головки на полях, так часто  возникали   от тоски, когда он был лишен должного общения   с дамами.  В   тридцатые годы   прошлого   века Н. Трубачевский с увлечением изучает зашифрованный вариант никому не известной десятой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Его ожидает успех: он расшифровывает черновик главы. Это величайшее счастье – прочитать строки великого Поэта, ранее недоступные читателю.  Интересно,  что  однажды,  при  путешествия на лошадях ,  прибывая  на    станцию с переменой лошадей ,  А.С Пушкину   на  подготовку  просьбы  станционному  смотрителю,  понадобилось  3  черновика…
                Трудно  осмыслить   все грани   творчества  М. А Булгакова. Он с 1919 по 1940 гг. написал 13 повестей    и романов, 17 пьес, а так же около 160-ти рассказов   и фельетонов.  Михаил Афанасьевич был не просто талантливым писателем. Он видел суть вещей и мест, подмечая детали и улавливая сакральные нити, позволяющие ему создавать свои мистерии…
                Наследие Михаила Булгакова имеет удивительное свойство: рукописи писателя или сохранились целиком,  или не сохранились вовсе. Произведения 1920-х го¬дов нам известны в лучшем случае по машинописным копиям (как «Собачье сердце»), в худшем — по печатным публикациям, часто подвергавшимся цензуре. Зато сохранившиеся рукописи — главным образом 1930-х годов — позволяют сделать несколько наблюдений над творческим процессом Булгакова. Первые редакции своих произведений он всегда писал только от руки и строго в тетрадях, а не на отдельных листах. Большую часть работы Булгаков проде¬лывал в голове — в его архиве почти нет черновых набросков и заметок. Руко¬писи поражают своей законченностью: правка в них минимальна.   В некоторых тетрадях почерк Булгакова чередуется с почерками его жен: он ино¬гда диктовал свои тексты.  Писатель часто использовал красный и синий карандаши, зачеркивая и отмечая важные места в рукописях, газетах, журналах и книгах. Наследие Булгакова подробно исследовано в классических работах      М. О. Чудаковой.
                Есть  чудом сохранившийся артефакт начала 1920-х годов — своего рода черновик. Текст, который Булгаков написал на манжете   рубашки - это   записка  писателю Ю.  Слёзкину,  который  во Владикавказе   организовал   «Подотдел искусств Терского наробраза»;  и пригласил на работу М.А. Булгакова. Поч¬ти год тот заведовал литературной секцией, принимал участие в диспутах, выступал перед началом спектаклей.
                В сентябре 1929 г.  Булгаков написал повесть «Тайному другу»; В повести Булгаков рассказывает  о злоключениях с публика¬цией романа «Белая гвардия», о бегстве с рукописью за границу издателя Ка¬ганского, о  судебных разбирательствах, из которых выходило, что Булгаков не имеет прав на свой роман..
                Пьеса «Иван Васильевич» выросла из пьесы «Блаженство», которую Булгаков начал писать в 1933 году для Ленинградского мюзик-холла, а потом для Театра сатиры.   Иван Грозный в «Блаженстве» появляется только в одной из первых сцен и далее в пьесе не фигурирует. Но именно он больше всего понравился актерам Театра сатиры..   28 апреля 1934 г.  Булгаков сообщал своему другу П.  Попову:  « Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного». В итоге 9 октября 1934 года Булгаков заключил с Театром сатиры договор на переделку пьесы «Блаженство», а фактически — на сочи¬нение новой пьесы «Иван Васильевич», ставшей широко известной благодаря экранизации Леонида Гайдая в 1973 году. В новой пьесе Иван Грозный из про¬ход¬ного персонажа стал центральной фигурой.      И  здесь  многое  объясняют  черновики   - тетрадь с пьесой «Иван Васильевич» датирована сентябрем 1935 года.  Булгаков часто начинал новые произведения не с начала, а с уже придуманной сцены, диалога или описания. Потом набрасывал план и постепенно записывал остальное.    Единственное исправление на первой странице «Ивана Васильевича» показывает переход от одной пьесы к другой. Герой «Блаженства» Михельсон появляется в пьесе «Иван Васильевич,   но позже Автор  решительно вычеркивает из текста первый вариант.Постановка пьесы так и не состоялась: после генеральной репетиции в мае 1936 года она была запрещена. Запрет был связан с редакционной статьей «Внешний блеск и фальшивое содержание», опубликованной в «Правде»…При  этом  были запрещены все пьесы писателя, Булгаков окончательно порвал  с  МХАТом, с которым были связаны предыдущие десять  лет его жизни, и ушел работать либрет¬тистом в Большой театр. Опыт сотрудничества с Московским художественным театром — глав¬ным на тот момент театром страны — воплотился в отчетливо автобиографи¬ческом романе «Записки покойника»(Театральный роман)»,  который  записан в трех тетрадях рукой Булгакова и частично почерком Елены Сергеевны. В рукописи фантастически мало поправок…
                Отдельно  поговорим  о  его  романе  «Мастер  и  Маргарита», работа над которым началась   в 1928 году   и продолжалась вплоть до смерти писателя в марте 1940 года. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино   черновых записей  осуществляла после смерти мужа вдова писателя - Елена Сергеевна. Первоначальная версия произведения, задуманного как «роман о дьяволе», имела рабочее название «Копыто инженера» и была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились Автор романа о Понтии Пилате . Окончательное название - «Мастер и Маргарита» - закрепилось в 1937 году. Работая над романом, Булгаков бессильно наблюдает за гибелью своих пьес: в 1929–1930 годах запре¬щены «Бег» и «Кабала святош» («Мольер»); сняты с репертуара «Дни Турби¬ных». В 1929 году были запрещены все его пьесы, с  успехом шедшие в   московских театрах. В середине сентября в «Известиях»  констатировали - «В этом сезоне зритель не увидит   булгаковских  пьес. Закрылась „Зойкина квартира“, , исчез „Багровый остров“… Такой Булгаков не нужен советскому театру»… 
                В марте 1930 года, осознавая гибельность своего положения, М.А.Булгаков пишет письмо правитель¬ству СССР c признанием, что он «своими руками бросил в печку черновик романа о дья¬воле, черновик комедии и начало второго романа „Театр“.  Затем  он  написал письмо Сталину после которого последовал тот роковой звонок вождя, определивший жизнь писателя. Подавленный и уставший от запретов и травли, Булгаков писал Горькому:«…Все мои пьесы запрещены, нигде ни одной строки моей не напе¬чатают, никакой готовой работы у меня нет, ни копейки авторского гоно¬рара ниоткуда не поступает, ни одно учреждение, ни одно лицо на мои заявления не отвечает, словом — все, что написано мной за 10 лет рабо¬ты в СССР, уничтожено. Остается уничтожить последнее, что осталось, — меня самого. Прошу вынести гуманное решение — отпустить меня»….  За границу Булгакова, несмотря на его просьбы и заявления, так и не выпу¬стили…
                Вообще он писал очень быстро, набело, если речь шла о фельетонах и небольших рассказах.  Но  вот  о  долгой работе   над романом  «Мастер  и  Маргарита»   можно судить о том, как важна была для него рассказанная нам история. Больной, испытывающий ужасные страдания, почти ослепший, он продолжал работу над книгой с помощью Елены Сергеевны  ( его третьей жены), до самой смерти.   Вряд ли писатель надеялся, что его книгу напечатают при его жизни. Но даже если это не так, и он просто "улучшал" книгу, всё равно черновые варианты могут дать нам многое для понимания его замысла .  На сегодняшний момент мы знаем шесть версий "Мастера и Маргариты", начиная от сожженной, и заканчивая предфинальной версией.
                Давайте начнём с того, почему вообще Михаил Афанасьевич сжёг рукопись  после  телефонного  разговора  со  Сталиным. Разница с   Н.В. Гоголем  (который  сжег  поэму «Ганс Кюхельгартен» ,  исторический роман «Гетьман»   и   второй том «Мёртвых душ»)  налицо -  СЖЕЧЬ…, но не до конца, а  чтобы потом восстановить.  Вот по этим самым обгорелым тетрадкам   (уже после смерти писателя),   Мариэтта Чудакова восстановила черновик. Она проделала какой-то нереально гигантский труд, кропотливо реконструируя слово за словом. Она рассчитывала длину фраз, изучила "частотный словарь" Булгакова. И день за днём, день за днём восстанавливала сгоревшую рукопись.  Хотя  есть  мнение,  что   Елена Сергеевна Булгакова практически создала сожжённый роман, а не Чудакова, потому что много лет была и музой и стенографисткой Булгакова и вместе с ним работала над романом все годы с самого начала.  И      Елена Сергеевна свела финальную версию романа из черновиков после смерти Булгакова. И ей мы обязаны тем, что его издали…
                Понятны становятся и     исправления, переделки и добавления в романе .  ведь  речь  шла о литературной Москве.    Сама Москва в ранних версиях была куда более зловещей, грязной и страшной, чем в финальной версии романа. Столица полна насилия. Жить в ней не просто страшно  но  и   жутко. Зато в финальной версии Москва красива, помпезна и управляется очень эффективно.
                Мастер и Маргарита не являются главными героями. Всё же   главный герой  романа  — Сатана.   В ранних версиях не было ни Мастера, ни Маргариты.  Зачем же вообще появляется в романе   Мастер?   Вариантов могло быть несколько - отец Булгакова был священником и имел доступ к архивам церкви...  Видимо эти источники  весомо повлияли на мировоззрение писателя в мистическом осмыслении нашего бытия.  По  одной  из  версий - Падший Ангел не способен творить, а значит, и написать роман. Для этого ему нужен человек (отсылка к Мефистофелю).      Из  черновиков  -  Мастер попадает не в больницу, его арестовывают. Когда его возвращают Маргарите, он предстаёт  в тюремной рваной робе. Позже тюрьма становится глянцевой крутой больницей, нарочито образцовой. Но всё равно понятно, что это тюрьма…
                В день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова — 15 мая, издательство «Пашков дом»   (основанное в 1998 году, — ведущее библиотечное издательство России) выпустило второе издание двухтомника «М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст» ,  которое  поможет  проследить за созданием одного из самых загадочных произведений русской литературы ,  провести текстологическое исследование собрания черновиков произведения. Издательство  продолжает давнюю издательскую традицию Российской государственной библиотеки,  начало   которой  положил граф Н. П.  Румянцев, придавая большое значение изданиям рукописных книг и архивных документов.  Вышедшие в свет в 2014 и 2015 годах тиражи были мгновенно раскуплены. В объёмном издании собраны все черновики романа «Мастер и Маргарита», хранящиеся в отделе рукописей РГБ..
                Многие  наверное  со  мной  согласятся  -  сколько бы раз   мы  не перечитывали   роман,   -  он не отпускает и каждый раз новое прочтение  привносит  новое открытие.   И  мы   многое  переосмысливаем  и     вдумываемся,   потому что роман реально сложный. И понять его с первого, второго  да  и  третьего прочтения трудно…
                М. А. Булгаков  мечтал,  чтобы его детище было опубликовано и прочитано   миллионами людей. А то что роман когда нибудь будет опубликован он не сомневался…

P.S.   -   В  Москве   предлагается  экскурсия «Булгаковская Москва:   мистика и реальность»  с  посещением  музея  «Булгаковский  дом»  302  БИС
Вы побываете:   В   Булгаковском   доме, где  познакомитесь  с его «хозяином» – черным котом Бегемотом; на Патриарших прудах;   возле роковой скамейки, на которой «однажды весной, в час небывало жаркого заката» Иван Бездомный и Берлиоз услышали от таинственного иностранца невероятную историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад;  в том самом подъезде, где находится известная «нехорошая» квартира под номером 50, в ней в 1921 году жил сам писатель;    купол театра «Варьете», где Воланд и его свита давали своё представление, потрясшее всю Москву;   скульптурную композицию, посвященную героям романа «Мастер и Маргарита», во дворе легендарного дома № 302 «БИС» на Большой Садовой улице;   дом на Никитском бульваре – место жительства прототипа Маргариты – Елены Сергеевны Булгаковой – последней музы и третьей жены Михаила Афанасьевича;   то самое здание МАССОЛИТа, в котором работал Берлиоз и критики, не допустившие публикации романа Мастера….


Рецензии
Спасибо!..его творчество мне дорого!

Вадим Константинов 2   01.05.2025 14:45     Заявить о нарушении
... Булгаков, сам себя называвший «затравленным волком» в литературе (как он подсчитал, из 301 критического отзыва на его творчество - лишь 3 положительных). В 1926 г. во время обыска у писателя изъяли дневники и текст «Собачьего сердца», который существовал в одном экземпляре. Дневники пропадут навсегда, а «Собачье сердце» ему вернут спустя два года...

Валерий Анатольевич 2   02.05.2025 07:35   Заявить о нарушении