Перевод. Гарриет Мартино. Письма. Вступление мое и
Перевод. Гарриет Мартино. Письма. Вступление мое, переводчика, и автора.
Вопрос об авторских правах прозрачный. Тексты в общественном достоянии, как специально помечается на иностранных источниках, в отличие от наших, российских, заметила. Там за авторскими правами следят строже.
Ннижеследующий текст принадлежит перу английской писательницы и журналистки первой половины 19в. энциклопедиста и одной из первых деятельниц движения за права женщин, феминистки, Гарриет де Мартино. Имя неизвестное у нас и непереведённое. Текст относится к 1848 г. и в безусловном общественном достоянии по всему миру, без исключений. Литературный перевод мой, как указано выше, при помощи программ машинного перевода - без чего в наше время не переводится, тем более для публикаций, НИ ОДИН текст, включая профессиональные переводы с помощью профессиональных же программ машинного перевода, в сравнении с которыми гугл-переводчик дает лишь грубую канву смысла. И его нужно еще дорабатывать уже самостоятельно тяжким трудом со словарями и контекстом, а где и вооружась и здравым смыслом. Таким образом, авторские права как в отношении оригинального текста, так и перевода - полностью соблюдены. На русский язык переводится впервые мной. Обнаруженное в результате упорных розысков нужных материалов по всей научной и литературной Глобальной Паутине. Перевод моими скромными силами. Я не переводчик, хотя и имею дополнительную вузовскую специальность переводчика немецко-и англоязычной научно-технической литературы, которую давали нам на ХБФ университета, не знаю, есть ли и сейчас.
Текст перевода будет дорабатываться.
27/01/2023
2ч.33м.
------------
ПИСЬМА О МЕСМЕРИЗМЕ .
12 ноября .
ПИСЬМО И.
а
МЕСМЕРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Обществу важно знать, правдив ли Месмеризм. Возрождение его притязаний из века в век делает отрицание этого вопроса настолько невероятным, а утвердительное предполагает столь обширные предвосхищения, что никакое свидетельство добросовестного свидетеля не может быть недостойным внимания. Теперь я могу дать показания; и все личные соображения должны уступить место общественному долгу по сообщению фактов, которыми я располагаю.
Тех, кто на собственном опыте знает, что месмеризм истинен, сейчас очень много; я полагаю, гораздо больше, чем вообще предполагают те, кто не интересовался этим предметом. Другой значительный класс составляют те, кто верит на основании свидетельских показаний: они считают невозможным не доверять длинному ряду случаев, описанных во многих книгах, и свидетельствам друзей, чьи суждения и правдивость они привыкли уважать. После них остается довольно много тех, кто развлекается, наблюдая за некоторыми эффектами месмеризма , называя их странными и необъяснимыми, а затем уходя и не думая больше о них; и, наконец, подавляющее большинство, ничего не знающее о предмете.
И настолько мало осознают его серьезность, что называют его «скучным» или смеются над ним как над ерундой или мошенничеством.
Если бред, то замечательно, что те, кто наиболее терпеливо и глубоко исследовал его, должны быть наиболее твердо и неизменно убеждены в его истинности. Если это обман, то не до смеха. Если большое количество людей могут век за веком беспомощно повержены подобным заблуждением, под злым влиянием, столь могущим воздействовать на разум и тело, то это один из самых прискорбных фактов в истории человечества.
За несколько лет до прошлого июня я была в классе верующих по свидетельству. Я не была свидетелем каких бы то ни было месмерических фактов; но я не могла сомневаться в существовании многих, которые были связаны со мной, не сомневаясь ни в понимании, ни в честности некоторых из самых мудрых и лучших людей, которых я знала. Я также не находила возможным сопротивляться свидетельствам книг, подробностям многих случаев длительных телесных и психических воздействий. И если бы это было возможно, я не сосла бы желательным или философским противопоставить свое отрицательное незнание функций нервов и сил разума положительным свидетельствам наблюдателей и регистраторов новых явлений. Люди не знают или не догадываются, дожив до моих лет, так и не узнав, что странность и абсолютная новизна фактов, засвидетельствованных более чем одним умом, есть скорее презумпция их истинности, чем обратное, поскольку в любых замыслах или представлениях людей было бы нечто более знакомое; что наши исследования сил природы, человеческой природы вместе со всем прочим, зашли еще так мало.
Что многие открытия еще предстоит искать; и что, хотя мы едва оправились от удивления новым светом, который Харви, Белл и другие пролили на функции и структуру человеческого тела, еще слишком мало.
Таково было мое душевное состояние по поводу
Месмеризм шесть лет назад, когда я рассказала ряд фактов по свидетельству пяти человек, которым я могла доверять, тому, на чей интеллект я привыкла равняться, хотя мне приходилось видеть, что великие открытия были получены или отвергнуты, им на иных основаниях, чем доказательства, на которых основывались их претензии . Он откинулся на спинку стула, когда я начал свой рассказ, восклицая: « Неужели вас укусила эта чепуха? Когда я объявил количество показаний , на основании которых я верила в то, что говорила, он заявил:как он часто делал впоследствии, что если бы он сам видел эти происшествия, то не поверил бы им; он скорее сочтет себя и всю компанию сумасшедшими, чем признает их. Это заявление пошло мне на пользу; хотя, конечно, меня это насторожило.
Это показало мне, что я должга держать свой ум свободным, наблюдать и принимать решения независимо, так как не может быть ни помощи, ни помехи от умов, изгнанных таким образом из области очевидности. С того времени и до июня прошлого года я, как я уже сказала, верил в месмеризм по свидетельству.
Продолжение следует
29.04.2025 18:48
Вычитка.
Свидетельство о публикации №125042906507