Неповторимые путешествия. Глава V. Венеция

Глава V

 Венеция

 Край пустынный и дикий

  I

Есть на свете рождённый Венерой
Город дивных церквей и дворцов,
Возведённый в лагуне ривьеры
Средь затопленных в ней островов.

В здешнем крае, пустынном и диком,
Был издревле изгоям приют.
Лишь болотные редкие крики
Нарушали лягушкам уют.

По ночам доносился вой ветра,
Нависала кромешная тьма.
А когда наступали рассветы,
В мелководье клубился туман.

В те далёкие трудные годы
Стародавних глубинных веков
В Рим толпой устремлялись народы,
Сонмы диких лесных чужаков.

И сюда прибывали венеты,
От враждебных спасаясь племён.
Их пришествие кануло в лету,
Лишь легенды живут с тех времён.

Беглецы возводили жилища
На безлюдных болотных местах.
Дичь и рыба, их главная пища,
В каждодневных давалась трудах.

Но не хлебом насущным единым
И не сытостью жив человек.
На бревенчатых сваях в трясинах
Люди строили церкви навек.

Вырастали дома, поселенья
Возле тех деревянных церквей,
И рождались на свет поколенья
От венетов и их сыновей.

А потом под ударами гуннов
Прибывали ещё беглецы
С италийских провинций в лагуну.
Оседали иные жильцы.

Годы шли, миновали столетья.
Вот уж строиться стали дворцы.
Вновь являлись враги в лихолетья,
Но их гнали назад храбрецы.

А в седьмом незапамятном веке
Зарождается местная знать.
В византийской пока что опеке,
Но своя избирается власть.

Пробегает и это столетье.
Появляется выборный дож.
Свой порядок на тысячелетье
Учредился веленьем вельмож.

А затем был союз с Византией,
Соглашенье в торговых делах.
И богатства по водной стихии
С дальних стран приплывали в ладьях.

В трюмы клали ковры и металлы,
Благовонья, слоновую кость,
Жемчуга, бриллианты, зерцала.
Всё, что знати хотелось, везлось.

Прибывало заморское злато,
Драгоценные камни, парча.
Роскошь жизни — хорошая плата
За мытарства в трудах богача.

Были всякие в городе люди.
Неких алчность снедала, укор.
Им весь мир подавайте на блюде!
Но с годами слабел их напор.

Богатела Венеция быстро,
А когда наступила пора,
То иная открылась страница:
В ней за дело взялись мастера.

С Ломбардии, Тосканы, Равенны
Звали лучших в краю мастаков.
Пусть сегодня они безыменны,
Но нетленны следы тех веков.

Завозились граниты и мрамор,
Украшенья, скульптуры, венцы,
И росли в водном городе храмы,
Поднимались мосты и дворцы.

И опять уходили столетья,
Но вослед им блистательный град
В небывалом своём многоцветьи
Стал красив и несметно богат.

В нём особое вышло отличье:
Гранд канал, отраженья дворцов,
Грандиозных соборов величье,
Одеяния модниц, купцов,

Самобытность старинных палаццо,
Чудо-дом золотой в кружевах,
Лица в масках, веселье на пьяццах,
Благодать в отворённых церквах.

А меж них — лабиринты из улиц,
Гладь камней и уют площадей,
Белоснежье на Альпах Фриули, *
Разношерстье приезжих гостей,

Беспорядочность водных артерий,
Искривлённость путей для гондол,
Неразгаданность тайн и поверий,
Романтических дум ореол…

   II

Долго ль, скоро ль история длится,
Вот настал и теперешний век.
Но под солнцем всё так же теплится
Каждый камень, лежащий навек.

Здесь легко окунуться в забвенье
Средь густой говорливой толпы,
С головой погрузясь в умозренье,
Направляя спонтанно стопы,

И ходить так весь день в лицезреньи
Водяных отражений времён,
Обомшелых старинных строений,
Начертаний забытых имён.

А потом повернуть в размышленьи
О слияньи начал и концов
В неразрывной цепи поколений
Воедино сынов и отцов.

Но иные возможны желанья:
Праздной жизни, забав и пиров,
Развлечений, любви и гулянья
На гондолах в тени вечеров.

Всё для жизни беспечной, фривольной
Даст Венеция здесь и сейчас.
А на площади, праздной и вольной,
Роскошь водится в утренний час.

Малый столик в кафе Флориана, *
Маски, серьги, меха, зеркала,
Созерцанье холстов Тициана,
Любованье колье из стекла.

Ресторанные деликатесы:
Каракатицы, крабы, угри,
Тортеллини — мечта догарессы,
Лангустины с кальмарами фри

В винном соусе и на решётке,
В пряных травах, с икрой, баккалой.
А хотите — потребуйте водки,
Ободрите гарсона хвалой.

Но внимание, в городе полдень.
Люд на пьяццу метнулся гурьбой.
Будто глас громозвучный господень —
В колокольный вливается бой.

Над часами две статуи в бронзе: *
Старый мудрый пастух и младой
Бьют о колокол в царственной позе,
День за днем проводя чередой.

В этом ровном протяжном гуденьи
Смутно слышен тревожный набат
И простое с небес наставленье
Тем, кто счастлив на миг и богат:

  «Люди, помните, младость уходит!
  Неустанно теченье времён.
  Время плотскую силу низводит.
  Лишь, кто верует, будет спасён.

  Вы не властны задерживать время.
  Те, кто здесь, уже скоро уйдут.
  Будет явлено новое племя.
  Вслед за ними другие придут…

  Все деяния ваши напрасны,
  Если будете жить в суете.
  Будьте к предкам своим сопричастны,
  Открывайте глаза красоте».

   III

Но довольно об этом предмете.
Я соскучился вновь по тебе.
Верь, за каждую новую встречу
Я с лихвой благодарен судьбе.

Мы сейчас ненадолго оставим
О Венеции длинный рассказ.
Сдвинем время назад и представим
То, что было, без лишних прикрас.

 
На иллюстрации картина Круг Бернардо Белотто "Гранд-канал".

Продолжение в http://stihi.ru/2025/07/11/5322

КОММЕНТАРИИ

Глава V   Венеция

… Белоснежье на Альпах Фриули, — Фриульские Альпы, иногда называемые Венецианскими, находятся в регионе Фриули-Венеция-Джулия, который протянулся от Венецианского залива до Карнийских и Юлийских Альп. На северо-востоке он граничит с Австрией и Словенией, на западе — с Венецианской областью Италии.

… Малый столик в кафе Флориана, — «Флориан» считается самым старым кафе Италии и является одним из символов Венеции. Оно было открыто в 1720 г. под названием «Alla Venezia Trionfante» (Триумфальная Венеция), но все посетители окрестили его "Florian's" в честь владельца, и это название закрепилось.

…Над часами две статуи в бронзе: / Старый мудрый пастух и младой, — здесь имеется в виду Часовая башня Святого Марка, расположенная на площади Сан Марко и являющаяся одним из символов Венеции.
На крыше башни установлен большой колокол и фигуры двух мужчин, одетых в овечьи шкуры. Одна фигура изображает молодого человека, а вторая — старого, чтобы тем самым подчеркнуть быстротечность времени.
Их называют гигантами (высота скульптур 2,5 м), пастухами, или маврами, в связи с тем, что бронза, из которой они отлиты, потемнела от времени до почти черного цвета.
Эти пастухи, приходя в движение, отмеряют время Венеции — каждый час они бьют молотками с длинными ручками по колоколу.

На иллюстрации картина Круг Бернардо Белотто "Гранд-канал".

Продолжение в http://stihi.ru/2025/07/11/5322


Рецензии
Такие неповторимые путешествия мог создать только Гений!!!
Здоровья Вам и благополучия!

Александра Сердюкова-Ерошевич   08.07.2025 09:48     Заявить о нарушении
Александра, большое спасибо за Ваш великодушный отзыв! Тронут и страшно смущен щедростью Вашей души.
Удачи Вам и всех благ!
Владимир.

Владимир Пентя   08.07.2025 13:56   Заявить о нарушении
Так создать такое объёмное творение и непросто создать, а высоко образное и глубоко впечатляющее, надо иметь гениальные способности…
Случаются «объёмы», но в них ни смысла, ни содержания…

Александра Сердюкова-Ерошевич   08.07.2025 14:09   Заявить о нарушении