Дорогу осилит идущий

В военно-морское училище в советское время попасть было сложно даже тем, кто учился в школе «на отлично». Поэтому абсолютное большинство курсантов было хорошо подготовлено по математике, физике и русскому языку, много было среди них интеллектуалов, но при этом попадались и уникальные личности. К таким безусловно можно отнести Сидора Кравченко.
Сидор Кравченко поступил в военно-морское училище с третьей попытки. Две предыдущие (сразу после окончания средней школы и после первого года службы) закончились неудачей. Но судьба вознаградила его за упорство, и на третий раз удача ему благоволила. Во время сдачи экзамена по математике к нему на стол неизвестный абитуриент перебросил решение задания, вероятно желая помочь своему другу, сидевшему где-то чуть дальше. Сидор понял, что это его шанс и им нужно воспользоваться, а заодно следует устранить конкурента на вожделенное место, не перебрасывая записку адресату. Таким образом математику он сдал, и по остальным предметам удалось набрать проходной балл, достаточный для поступления. Так сбылась его мечта стать курсантом военно-морского училища.
Чем же кроме упорного характера отличался Сидор от других курсантов? Очень он любил использовать в речи слова, значения которых не знал. Ему казалось, что он, таким образом, украшает свою речь и становится совсем незаметно, что под курсантской одеждой - простой деревенский парень. При этом он и самые простые слова нередко использовал не по назначению, что часто ставило его в неловкое, и даже смешное, положение.
Поскольку на срочной службе он дослужился до сержантского звания, руководство посчитало его удобной кандидатурой для поддержания строгого уставного порядка и назначило командиром отделения. И здесь руководство было совершенно право: Кравченко имел отличную армейскую школу, обладал навыками командования отделением и даже взводом и во время строевой подготовки замечательно справлялся со своими обязанностями. Правда, порой курсанты дружелюбно посмеивались над ним, а он никак не мог понять, что они находят смешного в его команде: «От меня до следующего столба шагом марш!»
В военно-морском училище было заведено раз в неделю подводить итоги и ставить задачи на следующую неделю. Командирам отделений также было необходимо высказывать своё мнение о том, как подчинённые ему курсанты выполняют свои обязанности во время несения службы, как относятся к учёбе. Выступлениями Сидора Кравченко все заслушивались, они всегда веселили окружающих. Так, упрекая одного из подчинённых курсантов за замечания, полученные во время дежурства, он подытожил: «Отрадно, но факт!». Далее, настраивая курсантов на серьёзное отношение к дежурной службе, а также на то, чтобы не получали наказания в виде лишения увольнения, внеочередного наряда на службу, из-за которых могут отказать в радости выбраться в город к любимой девушке, к родителям, к друзьям, Кравченко глубокомысленно предупреждает: «Сегодня понедельник, а это значит, что суббота близко!» Также всех веселила его убеждённость, что он будет служить на Черноморском флоте. Желание понятное, но для его осуществления недостаточно было даже с медалью закончить училище, а он, благодаря упорству и старательности, учился хорошо, но не более того. Однако мы его не дооценивали.
Упорный характер помог ему не только поступить в военно-морское училище, но и закончить его. Для этого порой приходилось идти на небольшие жертвы. Так не давалась ему начертательная геометрия. Пришёл срок сдавать эпюр, а как к нему приступить, он даже не представлял. Один из товарищей эпюр нарисовал, объяснил, как сдать зачёт по предмету, а за труды попросил вместо буднего дежурства по роте, заступить на дежурство в выходной день. И, конечно, встреча с будущей супругой откладывалась на неделю. Эпюр был успешно сдан. Также удалось длительной осадой получить зачёт по начертательной геометрии. Но появилась новая проблема. Не давался ему и английский язык: сдать перевод технического текста было нереальной задачей. Своих одноклассников попросить сдать за него текст было невозможно, преподаватель их знал в лицо. Случайно узнав, что знакомый с другого факультета неплохо знает английский, он показал текст, который нужно будет перевести в присутствии преподавателя, и дал выписанные к тексту незнакомые слова с переводом, которыми разрешено воспользоваться во время сдачи зачёта. Этот рукописный словарик был тоже своеобразным произведением искусства. В нём были записаны слова первого предложения и частично второго, насколько ему хватило сил, причём все в подряд, включая предлоги. И, конечно, там совершенно не было необходимых при переводе текста слов. Однако курсант, которого Сидор попросил сдать зачёт, хорошо знал английский и смог это сделать не пользуясь такой «удобной» подсказкой, как его «словарик». В знак благодарности Сидор отвёл  своего спасителя в кафе. Ещё одна преграда к зимнему каникулярному отпуску была преодолена.
Из-за средних показателей в учёбе, по окончании училища он не мог рассчитывать на направление на Камчатскую флотилию (где год выслуги шёл за два года) и даже на Северный флот (где год выслуги шёл за полтора). Служба, как на Камчатке так и на Севере, была напряжённой и с большими возможностями для карьерного роста. Поэтому привлекала почти всех курсантов, ведь всем хотелось стать адмиралами или старшими офицерами как минимум. На Черноморском флоте оказаться было совершенно не реально, а на Тихоокеанский флот попадать не хотелось: далеко в отпуск до родных Сум добираться, служба год за год, карьерный рост слабый. А вот для семьи, к тому моменту Кравченко женился и на свет появился наследник рода Кравченко, было совсем неплохо получить распределение на Балтийский флот. И он, когда на последнем курсе предложено было написать пожелания о месте службы, очередной раз проявил незаурядный ум, и основным вариантом написал - Черноморский флот (чем чёрт не шутит), а запасным - Балтийский флот. В конечном итоге расчёт его полностью оправдался, он получил желаемое направление на Балтийский флот. А поскольку Кравченко был совсем не дурак и понимал, что в выигрыше всегда прибывший в воинскую часть первым, он принял решение сократить предоставленный после окончания училища отпуск длиной в месяц до недели и практически сразу отправился к месту распределения, чтобы на месте найти жильё для семьи. Дорогу осилит идущий. Тому, кто стремится чего-либо добиться, покорится самая недостижимая задача. Но, когда он приехал, свободного жилья не было. В очереди на жильё было более двух десятков офицеров и мичманов, прапорщиков. Это его не остановило, ему удалось добиться от командования разрешения поселиться в пристройке к бане, которую он умело приспособил для проживания семьи.
Но как же осуществить свою главную мечту: служить в Севастополе! Задача казалось неразрешимой. И вот однажды Сидор прослышал о том, что некий офицер пожаловался на незаконное притеснение представителя малых народностей (тот был корейцем) в виде непредоставления ему должности, дающей право на получения звания старшего офицера. Свою жалобу тот офицер направил  на съезд КПСС (коммунистической партии Советского Союза). Реакция была быстрой, и справедливость была восстановлена: офицер из числа малых народностей получил звание капитана 3 ранга. Сидор ухватился за эту идею, обсудил её с женой, и они приступили к реализации своего плана. Уговорили тёщу прописать в Севастополе больную мать Сидора. Та написала письмо - обращение на съезд КПСС, в котором утверждала, что детям Сидора Кравченко противопоказан климат Прибалтики (они там болеют), и к тому же она сама нуждается в уходе. А сын и невестка далеко и помочь ей никак не могут. Реакция съезда КПСС была предсказуемой. После короткой проверки, а к ней семья Кравченко была основательно подготовлена (все необходимые справки были безупречны), Сидор Кравченко получил приказ Министра обороны убыть к месту службы в город Севастополь с правом получения квартиры.
Так Сидор Кравченко, не имевший диплома с отличием, связей в отделе кадров, генштабе и главном штабе, не прослуживший ни дня в сложных северных условиях, сумел посрамить всех не верящих, что он осуществит свою мечту: служить в Севастополе.


Рецензии