Родительский день

Отгремела бойкая девичья Красная горка, пронеслось в наборных хороводах по слободским улочкам это трезвонное Кликушино воскресенье, и обновился пасхальной радостью Фомин понедельник. Считается, что именно тогда покойники отмечают Пасху, навещая дома, где они жили. Родственникам предстояло достойно встретить их, угостить куличами, крашенками и проводить с молитвами обратно. И не было на кладбище ни одного холмика, на котором бы не лежали пасхальные угощения в этот день. По народному поверью, души наших праотцев, предков, облекшихся прахом, всех, от рода почивших, родных людей возносятся светло и тихо над землей, и слышат нас, и незримо касаются угощений, которые мы приносим, чтобы их радовать.
В Пасхальную Седмицу литии по усопшим запрещены. Априори Пасха – победа над смертью. Имея славянские корни, Радоница названа так потому, что мы радуемся Воскресению Христову вместе с нашими умершими. Из Священного Писания мы знаем, что у Бога нет мертвых, у Него все живы (Лк. 20: 38). И те, кто находятся в вечности, безусловно, тоже сопричастны Светлому Празднику Пасхи и ощущают его с ещё большей ясностью, нежели мы.
И вот он, Родительский вторник. Особый в ряду поминовения. По Уставу Церкви, вторник выбран не случайно. Этот Церковный день начинается с вечера, именно в  канун совершается Парастас (от греч. – «предстояние») — это особое богослужение, в основе которого — Великая панихида, т.е. усиленная молитва о помиловании умерших. Господь всегда и всё совершает ко благу человека, на самом деле, обильно Его покровительство. Слова молитвы «да будет воля Твоя…» иллюстрируют то, каким должно быть отношение человека к церковным канонам. Правильно – покоряться воле Божией, доверять своему Создателю всю свою жизнь. Ибо Отче знает, когда прекратить земную жизнь любого из нас, знает, на какой период церковного года придётся третий, девятый, сороковой день по смерти каждого.
Хабаровское, Поворотское, Пролетарское, Воронинское, в отличие от столичных кладбищ, означатся шумными людскими горками. Поминальные столики усыплются блинками, бутербродами, пасхальными яйцами, кутьёй, венскими вафлями, конфетами и выпечкой в целлофановых кулёчках, стаканчиками с брусничным киселём и даже горячительным. Чего только не принесут! В пору только тортов нет. Но! Я бы поостереглась описывать столь привычные сельские картины.
Обычаи и традиции во всех пределах нашей земли разнятся, но одно остаётся неизменным. Кладбище на Радоницу – место будущего воскресения мертвых, священное место! Усопшие требуют уважения, а само кладбище – благоговейного отношения. Женщина должна быть в платочке или косынке – с покрытой головой. Предварительно убравшись на могилке, положив или посадив цветы, зажегши свечу, читают молитву.
Не живи сам понебрежно, не попускай случаев молиться за родственников, за людей, до времени почивших. Такая молитва (неусыпаемая Псалтирь) полезна самому молящемуся. И о тебе будет кому вспомнить в час твой. Возгревая любовь к ближнему, мы приближаемся к Богу. По слову Псалмопевца: «И молитва моя в недро мне возвратится» (Пс. 34, 13). Пасхальные же яства, поминальная трапеза и часть приготовленного отдаётся нищей братии на помин души.
Это живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.: 22, 32). И потому, делясь пасхальной радостью, утверждаются, что жизнь вечна, как «Христос Воскресе!»
Анжелла Седых.


Рецензии