Возможно ли постичь Бога?

ВОЗМОЖНО ЛИ ПОСТИЧЬ БОГА?

«Бог непостижим» (Филон Александрийский, философ первого века).

«[Бог] не далеко от каждого из нас» (Савл из Тарса, речь, обращённая к философам первого века в Афинах).

КАКОЕ из этих двух высказываний отражает вашу точку зрения? Многим близки слова Савла из Тарса, также известного как апостол Павел; они утешают и дают надежду (Деяния 17:26, 27). И это не единственное подобное высказывание в Библии.

Например, молитва, произнесённая Иисусом, содержит тёплое заверение в том, что его последователи могут познакомиться с Богом и получить его благословение: «Чтобы обрести вечную жизнь, необходимо узнавать тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа» (Иоанна 17:3).

Однако философы, такие как Филон, придерживались другого мнения. Они считали, что мы никогда не сможем познать Бога, потому что он абсолютно непостижим. Где же истина?

Библия открыто признаёт, что некоторые грани личности Бога людям очень трудно понять. Например, невозможно измерить, определить и посчитать продолжительность существования Творца, объём его памяти и глубину его мудрости. Всё это превосходит человеческое понимание. Но эти грани личности Бога не мешают нам больше узнавать о нём. Более того, размышляя именно над этими гранями личности Бога, мы сможем приблизиться к нему: «Приблизьтесь к Богу, и он приблизится к вам» (Иакова 4:8). Давайте рассмотрим несколько примеров того, что мы не можем постичь о Боге. Затем обратим внимание на то, что доступно нашему пониманию.
 
ТО, ЧТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАШЕГО ПОНИМАНИЯ.

БЕСКОНЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА. Библия учит, что Бог существует «от века и до века» (Псалом 89:2). Другими словами, у Бога не было начала и не будет конца. «Число его лет невозможно постичь» человеческим умом (Иов 36:26).

Что это означает для нас. Бог обещает дать нам вечную жизнь, если мы ближе познакомимся с ним (Иоанна 17:3). Насколько надёжным было бы это обещание, если бы Бог сам не жил вечно? Только «Царь вечности» способен выполнить такое обещание (1 Тимофею 1:17).

УМ БОГА. Библия учит, что «Его [Бога] разум непостижим», так как его мысли намного выше наших (Исаия 40:28; 55:9). Неудивительно, что в Библии задаётся риторический вопрос: «Кто познал разум Господа и мог бы дать Ему совет?» (1 Коринфянам 2:16, Современный русский перевод).

Что это означает для нас. Бог способен одновременно слушать миллионы молитв (Псалом 64:3). Он даже замечает каждого воробья, упавшего на землю. Может ли случиться, что ум Бога когда-нибудь переполнится и Он перестанет вас замечать и слушать ваши молитвы? Нет, потому что его разум не имеет пределов. Более того, мы для него «ценнее множества воробьёв» (Матфея 10:29, 31).

ПУТИ БОГА. Библия учит, что люди «всё равно никогда не постигнут всех дел истинного Бога от начала до конца» (Экклезиаст 3:11). Это значит, что мы никогда не узнаем всего о Боге. Мудрость Божьих путей неисследима (Римлянам 11:33). Тем не менее Бог готов открывать свои пути тем, кто хочет угождать ему: «Всевышний Господь ничего не делает, Пока не откроет своего замысла своим служителям, пророкам» (Амос 3:7).

Что это означает для нас. Читая и изучая Библию, мы всегда будем узнавать что-то новое о Боге и его путях. Это значит, что мы сможем приближаться к нашему небесному Отцу на протяжении всей вечности.

ЧТО ВОЗМОЖНО УЗНАТЬ.

То, что мы не в состоянии до конца понять некоторые грани личности Бога, не означает, что о нём совсем ничего нельзя узнать. В Библии есть обилие информации, которая помогает нам лучше узнать Бога. Вот несколько примеров.

ИМЯ БОГА. Многие люди знают молитву «Отче наш». Этой молитве Иисус научил своих последователей. Её можно найти в той части Библии, которую обычно называют Новым Заветом. Эта молитва начинается так: «Наш небесный Отец, пусть святится твоё имя» (Матфея 6:9). Но имя Бога, которое обычно передаётся на русский язык как Иегова, очень редко встречается в переводах Библии на русском языке. Однако в них можно найти имена таких ложных богов и богинь, как Зевс, Гермес и Артемида. Что, конечно, очень странно. Имена ложных богов есть, а имени истинного Бога и Автора Библии в этих переводах практически нет. Библия учит нас, что Бог дал себе имя.
 
Книга Исход примечательна тем, что в ней называется Божье имя, ИЕГОВА (Синодальный перевод, Исход 6:3 (сноска); 15:3; Современный перевод Исход 6:3). Показывая глубину значения своего имени, Бог сказал Моисею: «Я СТАНУ ТЕМ, КЕМ ПОЖЕЛАЮ СТАТЬ» — и добавил: «Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Я СТАНУ [евр.Эх ейе; от евр. глагола хайа] послал меня к вам“». Имя ИЕГОВА (евр. ЙХВХ) представляет собой форму глагола хава (озн. «становиться»), родственного глаголу хайа, и буквально означает «Он даёт становиться». По поводу произношения имени Бога среди учёных-библеистов существуют расхождения. В оригинальных текстах используется тетраграмматон ЙХВХ, который читается одними как Яхве, другими как Иегова. Мнение учёных расходится. Но большая часть учёных считает, что правильно надо произносить Иегова. Такая форма произношения принята в русском языке и во многих иностранных языках.

Например, в переводах Библии на грузинский и армянский языки имя Бога встречается порядка 4 500 раз. Есть прекрасный перевод Библии на русский язык архимандрита Макария (Глухарёва), где имя Бога употребляется порядка 4 500 раз. Прочитать этот перевод Библии Макария можно по ссылке http://biblia.russportal.ru/index.php?id=masor.macar (если ссылка не работает, то скопировать и вставить в верхнюю поисковую строку браузера).

Макарий (Глухарёв) канонизирован как Макарий Алтайский в 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике преподобных.
 
Макарий использовал для своего перевода, как свои заработки, так и труды протоиерея Герасима Павского, законоучителя будущего российского императора Александра II. Вот ссылка на перевод Павского http://biblia.russportal.ru/index.php?id=masor.rbo.gen_rb15 (если ссылка не работает, то скопировать и вставить в верхнюю поисковую строку браузера).

Он первым начал восстанавливать имя Бога в Библии в своём переводе на русский язык. Макарий был его учеником и продолжил впоследствии его дело.

Но, к сожалению, частота употребления имени Бога зависит от того или иного перевода Библии. Многие читатели Библии встречают имя Бога на страницах Библии, хотя оно не часто упоминается из-за еврейской суеверной традиции не произносить имя всуе. Из-за этого многие просто не понимают, что это имя Бога, Отца Иисуса Христа. Исходя из сохранившихся рукописей, имя Бога встречается в Библии около 7 000 раз — больше, чем любое другое имя.

Что это означает для нас. Иисус сказал в образцовой молитве: «Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя» (Матфея 6:9). Как можно святить имя Бога, если не знать его? Ещё в Моисеевом законе Бог давал указание израильтянам святить его имя: «И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё навеки, и памятование обо Мне из рода в род» (Исход 3:15, Синодальный перевод). Иисус в молитве «Отче наш» напомнил, что это требование остаётся действующим и для христиан. То есть мы должны называть Бога по имени в своих молитвах. Бог желает спасти каждого, кто проявляет должное уважение к его имени (Римлянам 10:13).

МЕСТО ОБИТАНИЯ БОГА. Библия учит, что существует два «мира» — духовный, где обитают духовные создания, имеющие невидимые тела, и материальный, куда входят наша планета и Вселенная (Иоанна 8:23; 1 Коринфянам 15:44). В Библии словами «небеса» или «небо» часто называется духовный мир. Именно эти «небеса» или «небо» — «место... обитания» Создателя (3 Царей 8:43).
 
Что это означает для нас. Это помогает получить более ясное представление о Боге. Создатель — это не какая-то безликая и вездесущая сила. Бог — реальная личность, и он живёт в определённом месте. И всё же «нет творения, скрытого от Бога, но всё обнажено и открыто перед глазами того, кому мы должны дать отчёт» (Евреям 4:13).

ЛИЧНОСТЬ БОГА. В Библии говорится, что Бог обладает прекрасными качествами. «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Он никогда не лжёт (Титу 1:2). Он нелицеприятный, милосердный, великодушный и медленный на гнев (Исход 34:6; Деяния 10:34). Многим может показаться это неожиданным, но Создатель желает иметь «доверительные отношения» с теми, кто относится к нему с уважением: «Близкие друзья Бога — те, кто глубоко его чтит, Им он открывает своё соглашение» (Псалом 24:14).
Что это означает для нас. Мы можем стать друзьями Бога (Иакова 2:23). Ближе познакомившись с Богом, мы сможем лучше понять Библию.

«ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО».

Из Библии ясно видно, кто такой Бог. Нельзя сказать, что он непостижим. Напротив, Творец хочет, чтобы мы узнали его. В его Слове, Библии, даётся обещание: «Если ты будешь искать его [Бога], то найдёшь его» (1 Летопись 28:9). Почему бы не познакомиться с Богом через чтение его Слова и размышление над прочитанным? Библия обещает, что тогда Бог «приблизится к вам» (Иакова 4:8).

У вас может возникнуть вопрос: «Как можно подружиться с Создателем, если его невозможно до конца узнать?» Рассмотрим пример. Должен ли лучший друг хирурга иметь медицинское образование? Конечно, нет! У него может быть совсем другая профессия. Но это не мешает этим людям быть близкими друзьями. Ведь в дружбе самое главное — знать человека, его качества, что он любит, а что — нет. Из Библии мы можем узнать, какой личностью является Бог, а ведь именно это нужно, чтобы развить с ним дружбу. Библия не просто даёт расплывчатое представление о Боге, но сообщает именно то, что нужно, чтобы познакомиться с ним.


Рецензии