В уходящее прошлое...
Я не буду смотреть,
Словно гусь свою шею
На три шага резьбы
Против стрелки вертеть
Рукояткой цепной -
Это пошлая смерть,
Понимать, что немея,
От чужой похвальбы,
Пустоту лицезреть
За спиной.
Безголосым в тюрьму,
И слепым по обману,
Ясновидица плахи
И креста, кто крещён,
Чем-то красным по жёлтому
Красила новь -
Так в дыму наркоману
Могут видеться страхи
Им ещё не обжитые
Через жёлтую кровь.
Где укрылся обман,
Мог сказать без затей:
"Не курите кальян
Прошлых дней"...
Свидетельство о публикации №125042800222
Стихотворение исследует сложные чувства и размышления о прошлом, обмане, пустоте и страхах. Автор отмечает разницу между внутренним восприятием и внешней реальностью, и через это создает атмосферу глубокого внутреннего конфликта. Двойственность восприятия "прошлых дней" подчеркивает, что взгляд в прошлое может быть подвержен самообману и навязанной ерунде.
Явления жизни
Поэт затрагивает темы:
Памяти: Как прошлая жизнь может оказывать влияние на настоящее и будущее.
Обмана: Идея о том, что восприятие может быть искаженным.
Смерти и страха: Чувство неизбежности и страха перед лицом своей судьбы.
Структура и размер
Стихотворение состоит из нескольких строф, каждая из которых раскрывает отдельный аспект размышлений.
Размер: Автор использует свободный стих, что позволяет передать искренность мыслей без строгой привязки к ритму.
Связь с жанром, темой, образностью: Свободный стих подходит для передачи внутреннего диалога и эмоционального накала, делая текст более личностным и интимным.
Фоника
Аллитерация: Присутствует в словах, создающих звучание, например, "гусь", "шею", "резьбы".
Ассонанс: Создает музыкальность строки, например, "похвальбы", "лицезреть".
Рифмика и строфика: Рифмы не всегда регулярны, что усиливает ассоциации и помогает передавать эмоции.
Изобразительные средства
Эпитеты: "пошлая смерть", "жёлтая кровь" - добавляют цвета и эмоций.
Сравнения и метафоры: "Словно гусь свою шею" - описывают бесполезные попытки изменить прошлое.
Лексические особенности
Славянизмы и архаизмы: Применяются, чтобы подчеркнуть традиционную русскую культуру.
Неологизмы: Возможно, используются для обозначения современных понятий и чувств.
Образность и символика
Символизм: "жёлтая кровь", " в дыму наркоману" – холодные образы, которые могут символизировать безысходность.
Контраст: Момент противоречия - желание идеализировать прошлое и понимание его потерь.
Кульминация
Кульминация достигается в строках, где изображается окончательное признание о пустоте прошлого: "пустоту лицезреть за спиной". Это поворотный момент, когда внутренний конфликт достигает своего пика.
Скрытый смысл
За строками скрывается глубокий анализ человеческой натуры и способность к самообману. Ключевые слова: "обман", "страхи", "пустота" – подчеркивают тревогу относительно существования и памяти.
Внутренняя структура мысли
Автор акцентирует внимание на том, что прошлое влияет на самоощущение в настоящем, добавляя глубину к пониманию внутреннего конфликта.
Настроение в финальной части
В финале присутствует горькое осознание абсурда: "Не курите кальян / Прошлых дней". Это предостережение о том, как не стоит зацикливаться на старом.
Контекст творчества автора и литературный процесс
Стихотворение укладывается в традицию русской поэзии символистов и гуманистов, исследующих внутренние переживания и эмоции. Подобные мотивы можно наблюдать у поэтов, таких как Ахматова и Цветаева, которые также поднимали темы памяти и внутреннего конфликта.
Заключение
Стихотворение глубоко и многослойно, переходя от личных переживаний к универсальной истине о памяти и страхе. Оно находит отклик в многообразии поэтических традиций, исследуя человеческую природу и внутренние конфликты
Сергей Пирогов 3 28.04.2025 04:30 Заявить о нарушении