Тайный скит

               
    Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать, время насаждать и время вырывать. Время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать Еккл.3:1, 3:2.

    А сейчас какое время? Мне думается: плакать. Тяжёлые времена настали для обычного человека. А для тех, кто времен не чувствует, и продолжает веселиться, плясать, кривляются – всё одно. Им и Екклесиаст не авторитет. Но тот народ, который защищает Мир ценою своей жизни среди лишений, страданий и боли войны, тот народ будет с Богом. Ведь во времена войн молитва солдата и тех, кто молится за него, летит прямо к небу: "Господи, спаси и сохрани!" И Он спасает и сохраняет. Ни всех. Но на то Его Воля.

   Относительный мир в Мире спасает Литургия, спасают крестные ходы и молитва монахов. Но церкви могут закрыть. Ещё на нашей памяти пандемия, когда закрыли все Храмы. Не факт, что эти времена не вернутся. Может быть не пандемией, а ещё чем-то, пострашнее. И только молитву монаха никто не отберёт. Монахи живут в скитах, в горах, то есть - в отшельничестве. И они помнят как спасались их деды и прадеды в далёкие годы начала прошлого века. Давайте вспомним и мы.

   В 1918 году вышел декрет об отделении Церкви от государства. Было закрыто от шестисот до семисот монастырей. Произошла не только физическая ликвидация священников и монахов, но и ликвидация этих организаций, как хозяйственных субъектов. И к 1929 году монастырей на территории СССР не осталось. Но, при монастырях ещё имелись действующие церкви. Это просто удивительно. Ведь СССР провозгласил себя государством атеистическим. И тем ни менее... Несколько церквей были открыты. По Воле Божией! И церкви продолжали окормлять верующих христиан, как и Господь наш Иисус Христос, они пытались в новых, жёстких условиях,  нести Свет в Мир.

   И даже в то время желающих быть монахами было достаточно.  Как это сделать при общем уничтожении монастырей? Только тайно... Некоторые насельники, из закрытых обителей, уезжали подальше от Москвы, некоторые остались в столице. Многие верующие окормлялись в действующих церквях Высоко-Петровского монастыря.
 
   Случилось так, что епископ пригласил сюда часть братии из закрытой, в начале того же года, Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Арсаках. По церковной Москве сразу прошел слух о появлении зосимовских старцев, у которых часто бывала  великая княгиня Елизавета Фёдоровна, основательница Марфо-Мариинской Обители, Белый Ангел Москвы, как её звали в народе. Приобщится к духовной жизни старцев было для верующих большой наградой. В Высоко-Петровский потянулись люди и составили крупный приход: около тысячи постоянных прихожан. И в самые богоборческие годы, по Воле Божией, Церкви монастыря  продолжали оставаться центром духовной жизни.

   Продолжалось это недолго. В 1935 году был закрыт последний, Боголюбский, храм монастыря. В помещении храма устроили завод по ремонту сельскохозяйственной техники. В Сергиевском храме располагалась библиотека, а затем спортзал. В храме святителя Петра — литейный цех. В остальных зданиях — Толгском храме, церкви Казанской иконы Божией Матери, настоятельском корпусе, корпусе братских келий с Нарышкинскими палатами и в усыпальнице Нарышкиных — были устроены коммунальные квартиры. С Сергиевского и Боголюбского храмов были срублены купола с крестами. К 1950 году ансамбль монастыря был  утрачен.

   Но истинные ученики Христовы были верны своим обетам. По всей стране стихийно начали возникать “домашние” монастыри. Держались верующие вместе, в складчину покупали домики и жили маленькими общинками по четыре–шесть человек. Основное занятие – тайные службы, молитвы,  вокруг этих общин  группировались местные христиане. Любая деятельность такого рода, тем более деятельность, в которой советская власть могла усмотреть противозаконность, конечно, расценивалась как организованное покушение на советскую власть. И тем ни менее… Церкви существовали. Существовали даже тайные скиты. О которых узнали только в 60 – е годы прошлого столетия.

   В Москве такой тайный монашеский скит находился в переулке Печатников, в доме 3. Этот переулок, первый от Рождественского бульвара, соединял Трубную улицу и Сретенку. Самый центр. "Когда-то Печатников переулок своими извивами показывал пешеходу один монастырский храм за другим. Выставлял их последовательно, таким образом можно было начинать экскурсию к монастырю, ничего специально не высматривая. Только от этого места монастырь открывался целиком, а потом уходил в воду, как Китеж…» - так писал о  переулке один из московедов. А мне хочется добавить: как и град Китеж, много зданий, церквей, часовен, исчезло навсегда из всех исторических переулков Москвы, и вспоминаются стихи Максимилиана Волошина:
                Святая Русь покрыта Русью грешной,
                И нет в тот град путей,
                Куда зовет призывный и нездешний
                Подводный благовест церквей...

   Согласно архивным данным, тайный скит находился в доме № 3, в Печатниках, с 1924 по конец 1960-х.(!!!) Организатором  данного скита был старец из Зосимовой пустыньки, ныне же наместник Петровского монастыря схиархимандрит отец Игнатий (Лебедев), он же и духовник этой обители (позже причислен к лику Святых). Одна из монахинь вспоминала: «Основой духовного руководства батюшки, для идущих по монашескому пути, было искреннее, без утайки откровение всех своих поступков и мыслей. Он считал важным, чтоб мы следили за своими чувствами, мыслями, за своей душой. Мы должны были говорить все, что переживали, называть вещи своими именами, пусть эти помыслы были некрасивые и пусть было очень трудно их исповедовать. Он был строгим, но очень любил нас”.
 
   Вот таким образом, на исповеди, батюшка и отбирал монахинь для будущего монашеского скита, бытовые заботы о котором, взяла на себя монахиня московского Рождественского монастыря Евфросинией, которая в конце 1923 году, после закрытия своей обители, переселилась в холодную комнату на чердаке этого дома, где не смолкали её молитвы. Скит был организован в честь иконы Божией Матери «Знамение». Позже, к монахине Ефросинии присоединились ещё  две тайные монахини. Они были певчими в Петровском монастыре, и знали отца Игнатия. Это монахини Евпраксия и Ксения. Комнатка, где молились монахини была крошечной, метров 10. Высота 1м. 80. В комнате (слева от входа) находились умывальник и туалет, далее у окна – кухня, на которой готовили на примусе,  справа от входа за ширмами стояли кровати насельниц «скита». Сколько тайных монахинь посещало этот скит - неизвестно.

   Попадали туда так: сначала шли по широкой лестнице, потом она делала поворот, квартиры оставались ниже, и потом вверх поворачивала узенькая лестница. На ее второй ступеньке и был вход в скит. Как говорил сам отец Игнатий: «Сначала поднимаешься по широкой лестнице — это мир. Потом входишь на узкую лестницу — и это монашество».

   Дословный перевод слова «монах» означает единичный, одинокий.  Но монах никогда не бывает одиноким. Одиноким он может быть только среди людей. Монахи дают обеты целомудрия, послушания и бедности.   Мир стоит молитвою! И особенно молитвою монаха. Ибо это люди, которые отреклись, при жизни, от всего земного, даже живя в миру. Так что тайные скиты, организованные в богоборческие годы, были очень важны для возрождения и защиты России. Знали ли об этих тайных  скитах в народе?  Быть может и знали, но верующие молчали. А пришлых в квартире 26 не было.(Именно под этим номером существовала тайная территория монахинь.) Всё держалось под большим секретом.

   Есть письмо-инструкция отца Игнатия к матушке Ксении, одной из монахинь, о том, как ей следует себя вести. Отец Игнатий проводит тщательную идею бытовой маскировки  в окружающую среду. Он говорит: «В Церкви не надевайте черный платок, апостольник даже на праздник дома не надевать, монашеским именем не называться даже на исповеди, полностью слиться со всеми прихожанками». Но… были и противники Бога. Враг не спит.

   Верующие, конечно, не могли выдать. Однако среди жителей были атеисты. Люди жили тесно, в коммуналках, многих волновал вопрос – кто же выделил квартиру на чердаке одинокой женщине (монахине Евфросинье), куда часто приходили люди? И в 1930 году  монахиню арестовали. Где она, что с ней? Куда её увезли? Никто не знал. И не знает. Кроме Бога. Исчез человек навсегда. Царствие ей Небесное! С этого момента главными хранительницами «скита» стали м. Евпраксия и м.Ксения.  Сколько всего тайных монахинь посещали и этот  скит под покровом утра или ночи – неизвестно.

   А В 1935 г. был арестован и заключен в лагерь, в Чувашии, духовник монахинь архимандрит Игнатий (Лебедев). До 1935 года отцу Игнатию, с Божией помощью, удавалось служить в Храме, но в марте его забрали. Из мест заключения отец Игнатий писал: «Не унывайте и крепились в Вере!» Отец Игнатий получил пять лет лагерей. И хотя, как инвалид, а у него была тяжелая форма болезни Паркинсона, он имел право на досрочное освобождение, власти категорически этому препятствовали. Читала я и другое. Будто в лагере, где он сидел, над ним смеялись, что он притворяется больным... Но кто знаком с этой болезнью, знает, что  - это мучительная физическая боль и потеря памяти... За него хлопотали монахини, чтобы батюшку перевели на поселение. Но все прошения были были отклонены. Совершенно обессиленный, тяжко больной, священник умер в 1938 году.
 
   В 2000 году отец Игнатий был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых преподобномучеников. 12 сентября празднуется день его памяти. После гибели отца Игнатия община не распалась и значение «скита» сохранялось по крайней мере в течение 1940-х годов. Окончательно «скит» прекратил существование в конце 1960-х гг., когда м. Евпраксия и м. Ксения, работавшие днём в пошивочной артели, получили одну комнату на двоих, в коммунальной квартире этого дома.
 
   Вот так закончилась история тайного монашеского скита в центре Москвы, в самые богоборческие годы. Духовные дети архимандрита Игнатия (Лебедева), иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов) и иеромонах Косьма (Магда) тоже получили большие сроки и в 1937 году были расстреляны. Среди монахинь тайного скита были те, кто прошел через лагеря, ссылки, и лишение права проживать в крупных городах. Но при этом некоторые члены тайных петровских общин дожили до наших дней: последние из них скончались в 2004–2006 годах.

   В одной из книг монахини этого скита, Валентины Пузик (в монашестве - Игнатии) упоминается, что впервые, когда она попала в этот скит, была поражена кротостью и незлобием отца Игнатия и его духовных чад, видимо за этими качествами и скрывалась настоящая духовная величина. Здесь невольно вспомнишь образ старца Памвы из рассказа  великого писателя Лескова «Запечатленный ангел».
 
  «Согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением! Чего он устрашится, когда сам в ад просится… Он и демонов-то всех своим смирением к Богу обратит и из ада изгонит! Этого смирения и сатане не выдержать!»  Каково? До слёз ведь… 

   Вот такая  удивительная жизнь монахов и монахинь... Старцы говорили: «История христианства ещё не дописана. Церкви еще предстоит явить миру множество святых: апостолов, святителей, мучеников и преподобных. Господь наш Иисус Христос говорил: «Меня гнали и вас будут», «Меня мир ненавидел и вас будет ненавидеть».

   Христиане – свет миру, а люди выбрали тьму. По греховной природе своей большинство людей предпочитают жить внешним, боятся  думать о веке будущем, и не верят в него. И те, кто выбрал тьму, неизбежно будут совершать попытки навредить последователям Света. И совершают. Постоянно. Следовательно,  история христианства ещё не дописана. Свет всегда  мешает тьме. Свет попаляет тьму.

   В романе Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима говорит:
«От нас и издревле деятели народные выходили, отчего же не может их быть и теперь? Те же смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело, ради Христа!» 

   Так будем и мы мужественны, понимая, что  у христианина много трудностей  впереди. Для этого он и христианин. Его дело служить Богу и людям, а в жизни вечной быть одесную Господа. А это даётся только страданием и великим духовным трудом, чему учит нас монашество.

Март- апрель 2025 г
 
Литература, используемая в статье:

    Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения // Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214–315.
    Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., 1999.
    Монашество последних времен. Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). М., 1998.


Рецензии
Дорогая Нина, низкий поклон Вам за такой глубокий отклик души!
Вчера никак не удавалось отправить отзыв - связь плохо работала.
Столько лет молился преподобномученик Игнатий с сёстрами Рождественского монастыря и принявшими постриг в страшные безбожные годы гонений! Их молитва, как надёжный духовный щит и сейчас бережёт нашу землю!Они следовали за Христом до последних дней своих, так же взошли на Голгофу, смыли своей кровью наши грехи - им мы обязаны тем, что были открыты пути ко спасению. Когда я жила в этом доме Сретинский, Рождественский, Петровский монастыри были закрыты. Бездействовали и церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сретенке, и церковь преп.Сергия Радонежского в Крапивниках.О.Игнатий с сёстрами взял на себя молитвенный подвиг и поддерживал духовный щит этих мест.Мы перед ними в неоплатном долгу и поныне!Благодаря Вашей статье, Нина, многие теперь узнают о подвиге наших святых новомучеников! Низкий Вам поклон, дорогая Нина, и многая Лета! С Праздником!

Татьяна Ларкина   28.04.2025 10:45     Заявить о нарушении
Дорогая Танечка! Благодарю вас за отзыв души, за со-радование о Христе!
Вы совершенно правы "Их молитва, как надёжный духовный щит и сейчас бережёт нашу землю! Они следовали за Христом до последних дней своих, так же взошли на Голгофу."
Я пересмотрела много материала. Признаться... без слёз нельзя читать письма отца Игнатия из заключение. Просто мороз по коже. Да и духовные его чады (некоторые) пострадали в лагерях и ссылках. Царствие им Небесное!
Ваша рецензия - большое дополнение к статье, за что очень благодарна! А если учесть, что вы жили в этом доме - это просто бесценное дополнение.
Да хранит вас и ваших близких Господь!
С любовью,

Нина Богданова   28.04.2025 11:53   Заявить о нарушении