Пророк, Весть, Истина, Исток, Пушкин, Лермонтов,
Эти два стихотворения
из русской поэзии
имеют
одинаковые художественные идеи
и одинаковые
названия
ясно определяющие
развитие всей русской литературы:
это «Пророк» Лермонтова и «Пророк» Пушкина.
*
Лермонтовский «Пророк» стал продолжением
и развитием пушкинских духовных идей,
которыют наделяет поэта значением
Посредника,
возвещающего Человеку Божью Волю,
и Бог пробуждает Пророка
к деятельности:
"глаголом жечь сердца людей".
Лермонтовская интерпретации лирического героя -
осмеянного Пророка -
основывается
на ложном пророчестве
в парадигме возвращения к Истоку.
*
Духовное и профанное,
личное и гражданское,
временное и вечное
слиты в обоих текстах
так органично,
что сохраняются все емкие смыслы.
*
Тема
пушкинского «Пророка» - возвещение
духовного преображения
человека и о его назначения в мире:
описывается ситуация выбора
и преображения человека:
изменение
его зрения,
слуха, языка, сердца
и последующее обращение
Бога
к Пророку
с идеей
восходящего пути человека
к истине.
*
«Пророк» Пушкина -
обращенный к русской литературе
императив, духовная весть,
творческий манифест:
создается
идеальный образ
человека-поэта-пророка,
что открывает модификацию
образа поэта-избранника:
у Лермонтова
это образ осмеянного
поэта-пророка
с элементами проповеди,
нравственных интонаций,
осуждения и анафемы.
*
Лермонтовский «Пророк» отличается
стилистикой библейского повествования,
однако,
сейчас, уже в наши годы
аргументированно и настойчиво
поддерживается версия
о совмещении
в общем культурно семантическом пространстве
Библии, Корана,
церковно славянской стихии,
восточно стилевой традиции,
русского романтизма
и революционного подвижничества.
*
Апофеозом преобразований
стал "Преображаемый"
вознесенный на небывалую нравственную высоту в стремлении
обрести смысл своей жизни в высшей точке деятельности.
*
Пустыня, как знак уединенности,
одиночества,
как, как знак унылого существования,
а Перепутье, как некая точка в пространстве,
как ситуация
судьбоносного выбора;
а явление Серафима -
как сфера поэтической,пушкинской ангелологии.
В «Пророке»
идеальное
художественные измерения сочетается
с мнимо-реальным -с конкретным лицом героя.
Это объясняет разные подходы
в трактовке
содержания «Пророка»
Воплощенный личный выбор поэта
в стремлении
к истине и свободе
перед лицом совести-
это сфера биографии и истории;
а в сфере искусства провозглашаются
идеальные задачи
идеального поэта, как посредника
между Богом и человеком,
который
всеблагой провиденциальной Волей,
приподнимается до роли
Пророка.Слияние личного
и пророчески эстетического
утверждает авторитет истины и воли,
без которого
художественное бытие было бы ложно
*
Установилось общее мнение,
что «Пророк» у Лермонтова
появляется как продолжение
пушкинского «Пророка», которое безусловно,
импульсом, поводом
и источником для "Пророка" Лермонтова,
который точно и полно воспринял весть
о назначении поэта.
Однако, следует заметить
и существенные различия между этими
двумя стихотворениями,
которые, в корректной концептуализации,
могут привлекаться для сопоставления и анализа.
*
Лермонтовский пророк, в отличие от пушкинского,
представлен как действующий и живущий
среди людей, как фигура социальная и историческая.
Лермонтов нарочито
приземляет тему,
отдаляя её от таинства преображения
в известном противоречии
между высоким «всеведеньем»
пророка и малостью его проявления
в прочтении
«страниц злобы и порока».
Здесь проявляются
очевидные свидетельства модификации
пушкинского образа и темы:
«Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья» -
что становится не должной заменой
Божественного
воззвания: «Глаголом жги сердца людей».
*
пушкинский пророк испытывает жажду духовную,
он удостоен
преображения
и призван к служению,
Лермонтов же пишет совсем о другом явлении:
его герой сам полагает себя пророком!
Его надменность и самопровозглашенность
становятся
принципиальными характеристиками
позиционирования
себя как лирического героя, и это побуждает
говорить о поэтической «мутации»
в "осмеянного" с вариациями
манифестации
темы "пророка осмеянного".
Два ожидаемых следствия
из этого соответственно
отразились в лирике поэта
в повествовании
о своей неприкаянности
в мире отвергаемой
обществом деятельности.
Поэтому
тема ложного пророка отмечает неизбежное явление
Нового времени, такое как появление
множеств «пророков» и неизбежная их «девальвация»,
но и обретение истинного пророческого знания
о пути от заблуждения к праведности.
Лермонтов описывает этапы
озарений человека духом пророчества:
от уединения в пустыне до возвращение к Истоку.
*
Последние строки
лермонтовского "Пророка" -
аллюзия явная
на Послания
Ангелу Лаодикийской церкви:
"Смотрите на него дети:,
он угрюм и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают его все!
Кого Я люблю, тех обличаю
и наказываю.
Итак будь ревностен и покайся".
*
Мотивная насыщенность
и стилистика
лермонтовского «Пророка»
соотносятся
с пушкинским воззванием
во всей первозданности
о провиденциальном назначении поэта,
но с лермонтовское предупреждение
о возможном разобщении
людей.
Свидетельство о публикации №125042703047