И. Бунин об А. Чехове. Мои комментарии

Мои папки по литературоведению.
За 2025 год.

Чеховская весна-2025


И. Бунин об А. Чехове. Мои комментарии

Ниже жанр Заметок на полях. Или Материалов к исследованию. Или просто разрозненных заметок в стиле эссе, выросших из моей же ленты комментариев в рецензии с примечаниями.
Сокращение цитат возможно, но сейчас хотя бы так, впредь короче цитировать. Лапидарность признак литературной доблести, по Чехову же. Сократила для формата статьи местами.

По Чехову этой весной написала много. Все собрать в книгу.

Илл. Искала совместное фото писателей Бунина и Чехова, но пока нашла только коллаж, автору спасибки.

Слева Иван Бунин, справа Антон Чехов


http://stihi.ru/2025/04/21/6293
Здесь, под главой пишущегося романа-ремайка по Сюжету Чехова и по прочтении Воспоминаний о А.П.Чехове. Большой сборник.

Бунин о Чехове.

Интенсивное погружение в биографию и творчество А.П.Чехова приносит свои плоды просвещения:я начала наконец писать беллетристику сравнительно без натуги. И без застреваний в вязком болоте никудадальше не продвигашемся.
Пишу теперь
Легко и с наслаждением расписавшегося пера.
Мне помог совет самого Чехова, им данный Бунину, и у других аналогичные воспоминания:Антон Павлович советовал им писать не просто короче, что все знают, но просто. Сейчас процитирую из Бунина.

А вообще....
Видимо. Ноосфера штука загадочная, и плотно настроившись на кого-то в ней, - начнешь набираться по поговорке:С кем поведешься-от того и наберешься.

Я же написала эти главы совсем по-чеховски, с его интонацией и стилистикой.
В прежние времена о таких писали критики:гениальный версификатор.

А ну еще.

А в стиле других писателей сумею?

Но главное, мне самой интересно, вот она. "инерция продолжаемости" по Мариэтте Шагинян, ибо автору самому интересно.

Вообще все учат того, кто ищет учения.

Зера Черкесова1   21.04.2025 19:37   •   
Еще Андрей Белый помогает, что я прямо чувствую невыразимо.

Вчера пред сном читала дальше главы его трехтомного труда мемуаров 1930 года.
том 1 Детство в профессорской среде МГУ у них дома пивший чаю с его отцом.
Белый пишет своеобразно, ни на кого не похоже.


И Зинаиду Гиппиус ее Дневники 1917-1920 как и бунинские, полные отчаяния от по их мнению неприлично затянувшегося(!) на целых три года власти большевиков.
Занятно. Трагично. Местами иронично.


И.Бунин. О Чехове.

Одно из моих последних воспоминаний о нем относится к ранней весне 1903 года. Ялта, гостиница "Россия". Уж поздний вечер. Вдруг зовут к телефону. Подхожу и слышу:

- Милсдарь, возьмите хорошего извозчика и заезжайте за мной. Поедемте кататься.

- Кататься? Ночью? Что с вами, Антон Павлович?

- Влюблен.

- Это хорошо, но уже десятый час. И потом - вы можете простудиться...

- Молодой человек, не рассуждайте-с!

Через десять минут я был в Аутке. В доме, где он зимою жил только с матерью, была, как всегда, тишина, темнота, тускло горели две свечки в кабинете. И, как всегда, у меня сжалось сердце при виде этого кабинета, где для него протекло столько одиноких зимних вечеров.

- Чудесная ночь! - сказал он с необычной для него мягкостью и какой-то грустной радостью, встречая меня. - А дома - такая скука! Только и радости, что затрещит телефон да кто-нибудь спросит, что я делаю, а я отвечу: мышей ловлю. Поедемте в Ореанду.

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/vospominaniya/bunin.htm

...
В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, легкого в движениях; встретил он меня приветливо, но так просто, что я принял эту простоту за холодность. В Ялте я нашел его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Но, в общем, он был почти тот же, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживленно, но еще более просто и кратко и во время разговора все думал о чем-то своем, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей, и все глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо. На другое утро после встречи на набережной я поехал к нему на дачу. Хорошо помню это солнечное утро, которое мы провели в его садике. С тех пор я начал бывать у него все чаще, а потом стал и совсем своим человеком в его доме. Сообразно с этим изменилось и отношение его ко мне, стало сердечнее, проще...

...

Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить, выдумывать разные разности, нелепые прозвища; как только ему хоть немного становилось лучше, он был неистощим на все на это. Любил разговоры о литературе. Говоря о ней, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно часто он говорил именно о них да еще о "Тамани" Лермонтова.

- Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!


...
Иногда говорил:

- Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрет с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени. Писателей надо отдавать в арестантские роты и там принуждать их писать карцерами, поркой, побоями... Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден! Как восхищался Давыдовой! Придет, бывало, к ней Мамин-Сибиряк: "Александра Аркадьевна, у меня ни копейки, дайте хоть пятьдесят рублей авансу". - "Хоть умрите, милый, не дам. Дам только в том случае, если согласитесь, что я запру вас сейчас у себя в кабинете на замок, пришлю вам чернил, перо, бумаги и три бутылки пива и выпущу только тогда, когда вы постучите и скажете мне, что у вас готов рассказ".

А иногда говорил совсем другое:

- Писатель должен быть баснословно богат, так богат, чтобы он мог в любую минуту отправиться в путешествие вокруг света на собственной яхте, снарядить экспедицию к истокам Нила, к Южному полюсу, в Тибет и Аравию, купить себе весь Кавказ или Гималаи... Толстой говорит, что человеку нужно всего три аршина земли. Вздор - три аршина земли нужно мертвому, а живому нужен весь земной шар. И особенно - писателю...

Говоря о Толстом, он как-то сказал:

- Чем я особенно в нем восхищаюсь, так это его презрением ко всем нам, прочим писателям, или, лучше сказать, не презрением, а тем, что он всех нас, прочих писателей, считает совершенно за ничто. Вот он иногда хвалит Мопассана, Куприна, Семенова, меня... Отчего хвалит? Оттого, что он смотрит на нас как на детей. Наши повести, рассказы, романы для него детские игры, и поэтому он, в сущности, одними глазами глядит и на Мопассана и на Семенова. Вот Шекспир - другое дело. Это уже взрослый и раздражает его, что пишет не по-толстовски...{519}

...
Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко; сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом.

К "высоким" словам чувствовал ненависть. Замечательное место есть в одних воспоминаниях о нем: "Однажды я пожаловался Антону Павловичу: "Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!" И Антон Павлович ответил мне: "А вы поменьше водки пейте"{521}.

...
- А кстати: вы знаете, что в Перми все извозчики похожи на Добролюбова?

- Вы не любите Добролюбова?

- Нет, люблю. Это же порядочные были люди. Не то что Скабичевский, который писал, что я умру под забором от пьянства, так как у меня "искры божьей нет"{525}.

- Вы знаете, - говорил я, - мне Скабичевский сказал однажды, что он за всю свою жизнь не видал, как растет рожь, и ни с одним мужиком не разговаривал.

- Ну, вот, вот, а всю жизнь про народ и про рассказы из народного быта писал...

...
Необыкновенно радовался он однажды, когда я рассказал ему, что наш сельский дьякон до крупинки съел как-то, на именинах моего отца, фунта два икры. Этой историей он начал свою повесть "В овраге".

Он любил повторять, что если человек не работает, не живет постоянно в художественной атмосфере, то, будь он хоть Соломон премудрый, все будет чувствовать себя пустым, бездарным.

Иногда вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, мотал ею в воздухе:

- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Работник! Хотите, парочку продам?

...
...

Один писатель жаловался: "До слез стыдно, как слабо, плохо начал я писать!"

- Ах, что вы, что вы! - воскликнул он. - Это же чудесно - плохо начать! Поймите же, что, если у начинающего писателя сразу выходит все честь честью, ему крышка, пиши пропало!

И горячо стал доказывать, что рано и быстро созревают только люди способные, то есть не оригинальные, таланта, в сущности, лишенные, потому что способность равняется уменью приспособляться и "живет она легко", а талант мучится, ища проявления себя.

По берегам Черного моря работало много турок, кавказцев. Зная то недоброжелательство, смешанное с презрением, какое есть у нас к инородцам, он не упускал случая с восхищением сказать, какой это трудолюбивый, честный народ.

Он мало ел, мало спал, очень любил порядок. В комнатах его была удивительная чистота, спальня была похожа на девичью. Как ни слаб бывал он порой, ни малейшей поблажки не давал он себе в одежде.

Руки у него были большие, сухие, приятные.

Как почти все, кто много думает, он нередко забывал то, что уже не раз говорил.

Помню его молчание, покашливание, прикрывание глаз, думу на лице, спокойную и печальную, почти важную. Только не "грусть", не "теплоту".

...
Была ли в его жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что нет.

"Любовь, - писал он в своей записной книжке, - это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь".

Что думал он о смерти?

Много раз старательно-твердо говорил, что бессмертие, жизнь после смерти в какой бы то ни было форме - сущий вздор:

- Это суеверие. А всякое суеверие ужасно. Надо мыслить ясно и смело. Мы как-нибудь потолкуем с вами об этом основательно. Я, как дважды два четыре, докажу вам, что бессмертие - вздор.

Но потом несколько раз еще тверже говорил противоположное:

- Ни в коем случае не можем мы исчезнуть без следа. Обязательно будем жить после смерти. Бессмертие - факт. Вот погодите, я докажу вам это...

Последнее время часто мечтал вслух:

- Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот...

Его "Архиерей" прошел незамеченным - не то что "Вишневый сад" с большими бумажными цветами, невероятно густо белевшими за театральными окнами. И кто знает, что было бы с его славой, не будь "Винта", "Мужиков", Художественного театра!
...


И, помолчав, вдруг заливался радостным смехом:

- Знаете, я недавно у Толстого в Гаспре был. Он еще в постели лежал, но много говорил обо всем, и обо мне, между прочим. Наконец я встаю, прощаюсь. Он задерживает мою руку, говорит: "Поцелуйте меня", и, поцеловав, вдруг быстро суется к моему уху и этакой энергичной старческой скороговоркой: "А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!"

...

Про московских "декадентов", как тогда называли их, он однажды сказал:

- Какие они декаденты, они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать...

Про Андреева тоже не лестно:

- Прочитаю страницу Андреева - надо после того два часа гулять на свежем воздухе.

Случалось, что собирались у него люди самых различных

...
Однажды, читая газеты, он поднял лицо и не спеша, без интонаций сказал:

- Все время так: Короленко и Чехов, Потапенко и Чехов, Горький и Чехов...

Теперь он выделен. Но, думается, и до сих пор не понят

...
Иногда он разрешал себе вечерние прогулки. Раз возвращаемся с такой прогулки уже поздно. Он очень устал, идет через силу - за последние дни много смочил платков кровью, - молчит, прикрывает глаза.

...
...
Настоящая слава пришла к нему только с постановкой его пьес в Художественном театре. И, должно быть, это было для него не менее обидно, чем то, что только после "Мужиков" заговорили о нем: ведь и пьесы его далеко не лучшее из написанного им, а кроме того, это ведь значило, что внимание к нему привлек театр, то, что тысячу раз повторилось его имя на афишах, что запомнились "22 несчастья", "глубокоуважаемый шкап", "человека забыли"{519}... Он часто сам говорил:

- Какие мы драматурги! Единственный, настоящий драматург - Найденов: прирожденный драматург, с самой что ни на есть драматической пружиной внутри. Он должен теперь еще десять пьес написать и девять раз провалиться, а на десятый опять такой успех иметь, что только ахнешь!


Это материал моих литературоведческих эссе и статей после дани беллетристике.

Теперь мои комментарии.



Зера Черкесова1   21.04.2025 20:34   

Мои комментарии.


1.
Бунин называет пьесы Чехова "далеко не лучшим, что он создал", почему непонятно, их ставят до сих пор по всему миру.
Бунин вообще пристрастен. См мою раннюю статью Графоман ли Аполлон Коринфский?
Бунин и по нему проходился, а я сравнила стихи на одну тему у Коринфского и Бунина.

Далее.
Но и сам Чехов считал себя посредственным в драматургии, каковым его считал и Лев Толстой, но старику это можно простить, Толстой всем надавал люлей, и даже Синоду.
...

2.
Настоящим прирожденным драматургом Чехов называл Бунину некоего Найденова, которого никто не знает, а все знают что Чехов драматург.

Поискать Найденова...все ж оценка Чехова и современников чего-то стоит.

...

3.
Смешно про Скабичевского, этакий деревенский писатель до революции. Правда, при этом не видел как растет рожь и не говорил ни с одним мужиком, но прославился рассказами из народной крестьянской жизни.
Это можно сравнить с бразильскими сериалами.
Просто люди удовлетворяются шаблонами, принимая за настоящее и потому Скабичевские и сейчас процветают. Нынешние писатели глубоко реалистично что ли пишут?

...

3.

Иногда вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, мотал ею в воздухе:

- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Работник! Хотите, парочку продам?

------
Вот это я помню.
Не эту фразу, а записные книжки Чехова из ПСС,мной зачитанные тома.
Меня удивляли эти записи, и ...если угодно, то то что я сейчас делаю, вот эти свитки, как я назвала, восходят к записным книжкам Чехова, виденным мной отрочестве.

Ничего не пропадает.

...

Помню эти сюжеты коротко пронумерованные, как в конторской книге, он же сам сын конторщика и за конторской в лавке торговал мальчиком.

...

4.

Особенно часто он говорил именно о них да еще о "Тамани" Лермонтова.

- Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!

----
Надо перечитать "Тамань".

Недавно выложила статью о Ливии Щипачеве, ставшем художником, с репродукцией его отличной картины "М.Ю.Лермонтов в Тамани"
Я тоже, перечитывая "Героя нашего времени" пару лет тому, не могла понять, как столь молодой человек мог писать столь зрелую вещь.

Это не считая стихов и поэм.

...

Лермонтов большая тайна России. Никем неразгаданная.

...

6.

Один писатель жаловался: "До слез стыдно, как слабо, плохо начал я писать!"

- Ах, что вы, что вы! - воскликнул он. - Это же чудесно - плохо начать! Поймите же, что, если у начинающего писателя сразу выходит все честь честью, ему крышка, пиши пропало!

И горячо стал доказывать, что рано и быстро созревают только люди способные, то есть не оригинальные, таланта, в сущности, лишенные, потому что способность равняется уменью приспособляться и "живет она легко", а талант мучится, ища проявления себя.

----

Совершенно согласна, нечего добавить.

...

7.

По берегам Черного моря работало много турок, кавказцев. Зная то недоброжелательство, смешанное с презрением, какое есть у нас к инородцам, он не упускал случая с восхищением сказать, какой это трудолюбивый, честный народ.

-----

Спасибо, Чехов!

...


Зера Черкесова1   21.04.2025 21:09   


8.
Иллюстрации подобрать.

И справки
По
Писатель Скабичевский, наверное Викитеке и библиотека Мошкова, глянуть что да как писал, про сельское хозяйство, не кажив носа из своей столичной квартиры.

...

9.
Драматург Найденов.

Моего Серебряного века беллетристов полку прибыло.

И воспоминания о Чехова Лидии Авиловой у Мошкова.освежить.

Зера Черкесова1   21.04.2025 21:12   Заявить о нарушении / Удалить
И остальные...Бунин.
Толстой, Лермонтов,
Франц писатели.
Мопассан и пр.

Виды Ялты начала 20 в.
Ясной Поляны.
МХТ

Итд.

Вышла брошюра.
Две главы романа-ремейка-продолдерия Цветов запоздалых и статья с иллюстрациями Бунин о Чехова.

Ну вот, и беллетристика, и литературоведение.




.....

24.04.2025 20:52

///////


Рецензии
http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_1840-1.shtml

. А. Бунин

О Чехове

Незаконченная рукопись. Предисловие М. А. Алданова
Издательство имени Чехова, Нью-Йорк, 1955
Scan ImWerden
OCR Ловецкая Т. Ю.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие M. А. Алданова
Вступление В. Н. Буниной
Часть первая
Часть вторая
ПРЕДИСЛОВИЕ

В их пути к славе было немало общего. Литературная судьба обоих была на редкость счастлива....

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:26     Заявить о нарушении
Из предисловия М.Алданова пару выписок:
-----

Бунин принадлежал к старой разорившейся дворянской семье. В ранней молодости и он был очень беден, но у него тоже период нужды длился недолго. Первые же его рассказы были замечены знатоками {Письмо Д. В. Григоровича к молодому Чехову всем известно. Меньше знают то, что 24-летнему Бунину Н. К. Михайловский написал чрезвычайно лестное письмо, -- предсказывал, что из него выйдет большой писатель.}. Рано пришли Пушкинская премия, избрание в Академию, слава после "Деревни" и "Господина из Сан-Франциско". В отличие от Чехова он был признан миром при жизни, -- в 1933 году получил Нобелевскую премию. Прожил ее -- и опять пришла тяжелая нужда: в конце жизни как в ее начале. Чехов, к счастью для него, эмигрантом не был (а наверное стал бы им, если бы дожил до 1918-го года, и его замалчивали или громили бы в СССР те самые люди, которые теперь его там превозносят).
Очень они, как люди, были непохожи друг на друга. И все-таки что-то общее было, помимо огромного таланта. Оба были необыкновенно умны, оба обладали редким почти безошибочным вкусом; ценили они в литературе одно и то же, восторгались одним и тем же, не любили одно и то же. Оба боготворили Толстого и холодно (Иван Алексеевич и просто враждебно) относились к Достоевскому. Оба презирали то, что многие критики начала нашего столетия называли "декадентщиной", они сами "фокусничеством", а Толстой -- "пересоленной карикатурой на глупость".
Об их "credo" говорить трудно, -- не любили они пышных слов. Оба не очень интересовались философскими и религиозными вопросами и говорили о них редко (между собой, вероятно, не говорили никогда). Обоим были чужды люди такого умственного и душевного склада, как, например, Владимир Соловьев или С. Н. Трубецкой. Представить себе Чехова или Бунина на кафедре какого-либо философско-религиозного общества просто невозможно. Часто цитируют слова Чехова: "Мое святое святых это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода". Не очень ясно, -- не поймешь например, что такое "абсолютнейшая свобода", но, если это -- "credo", то, пожалуй, Бунин к нему присоединился бы. Он ни к чему не "звал" и не "вел" {Гиппиус в статье о Н. Чайковском в "Живых лицах" говорит: "Не надо возвращаться к старикам. Не надо повторять их путь. Но "от них взять" -- надо; взять и идти дальше, вперед". -- Иван Алексеевич подчеркнул последнее слово и написал на полях: "Куда это, сударыня?"}. Тем не менее о политике порою говорил ярко и страстно, особенно когда дело шло о том, что он ненавидел. О Гитлере, о Сталине даже в пору их триумфов говорил открыто с совершенным презрением -- и до конца своих дней необычайно восторгался Черчиллем. Его поведение в пору германской оккупации было выше похвал. Он укрывал у себя людей, которым грозила опасность, не напечатал за пять лет в порабощенных странах ни одной строчки, писал письма по тем временам по меньшей мере неосторожные. Я уверен, что так вел бы себя и Чехов, если б дожил. Его тоже часто попрекали в отсутствии политических убеждений. Однако чуть ли не единственное чрезвычайно резкое, если не просто грубое, письмо Чехова (с разрывом "даже обыкновенного шапочного знакомства") было им написано В. М. Лаврову, говорившему в "Русской мысли" об его "беспринципности" {См. Б. К. Зайцев. Чехов. Литературная биография. Издательство имени Чехова. 1954 год, стр. 93.}. Отмечу в настоящей книге слова Бунина: "Такого, как Чехов, писателя еще никогда не было! Поездка на Сахалин, книга о нем, работа во время голода и во время холеры, врачебная практика, постройка школ, устройство таганрогской библиотеки, заботы о постановке памятника Петру в родном городе -- и все это в течение семи лет при развивающейся смертельной болезни! А его упрекали в беспринципности! Ибо он не принадлежал ни к какой партии и превыше всего ставил творческую свободу, что ему не прощалось, не прощалось долго".
Оба были чрезвычайно независимые люди. Они и в искусстве шли обычно "против течения". Предположение, что хоть одна их страница могла быть написана по "соцзаказу", не вызывает даже улыбки. Но так же мало считались они и с тем, что можно было бы до революции назвать заказом общественного мнения. "Скучная история", "В овраге", "Деревня" были скорее вызовом убеждениям наиболее влиятельных критиков.


Зера Черкесова1   24.04.2025 21:29   Заявить о нарушении
Мой комментарий:

Мнение Критика Алданова о самопроизвольно счастливой творческой биографии Чехова и Бунина, чьи права на ПСС и написанные и не написанные, оптом скупил книгоиздатель Маркс(не Карл, а российский книгоиздатель), - просто образчик наивности.
Ранний Чехов обнаружила несомненные способности, но я уже показала в первой своей ленте по "Цветам запоздалым", повести, возможно, самой ранней из созданных и напечатанных 22_летним Чеховым, что его ранний стиль ещё дплек от совершенства.
И истинные причины возвышения ещё очень молодого Чехова остаются за кулисами.
Ещё можно понять успех Чехова как драматурга, хотя в этом качестве его не признавали ни Толстой, ни Бунин, но зато признал Станиславский и ставил его пьесы в открывшемся и сразу гремевшем Художественном театре, это и был подлинный триумф Чехова.

А скидок на возраст мы не можем делать. 22-летний Лермонтов писал намного совершеннее и стихи, и прозу, и даже драмы, правда, нельзя сборасывать со счетов, что образование Михаил Лермонтов получил самое лучшее и дорогое, какое было возможно в Империи и главное:он его взял.
А юный Чехов был сын лавочника и с юных лет часто стоял за прилавком отцовой продуктовой лавки, что немыслимо для мальчика Лермонтова.

Или Пушкина.

Образование с первых дней прихода в мир это очень важно.
И ничем незаменимо, даже большим талантом, которому окажется сложнее раскрыться если изначально не было получено должного образования.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:38   Заявить о нарушении
Цитата 2
Там же

Тут Иван Алексеевич, конечно, "заострил" свою мысль, как и Толстой {Лев Николаевич сказал, что при чтении Чехова порою испытывает нечто вроде "профессиональной зависти". Кажется, он ни об одном другом писателе такого никогда не говорил.}. В этой книге он высказался о "Чайке" лестно. Но Чеховских пьес вообще не любил, как и Толстой, хотя по другой причине: он говорил, что автор "Вишневого сада" не знал жизни в помещичьих усадьбах. Едва ли это верно: Чехов жил в них подолгу, не один раз (например, в Бабкине, у Киселевых), да и в этом _н_е_о_б_х_о_д_и_м_о_с_т_и_ не было. Он во всяком случае знал много больше русских помещиков, чем Иван Алексеевич -- американских миллионеров из Сан-Франциско или убийц-садистов вроде Соколовича из "Петлистых ушей" (а оба рассказа принадлежат у Бунина к самым замечательным). Толстому же драмы Чехова не нравились собственно потому, что в них, по его мнению, не было действия.
Этот упрек не раз делали и Бунину. В связи с упреками приведу (к сожалению, с сокращеньем) отрывок из другого его письма ко мне (от 2 сентября 1947 года): "Будущий критик удивится, прочтя мое письмо к Вам, почему Бунин "точно огорчался от вопроса, писано ли им хоть что-нибудь с натуры"? Удивится не удивится, но это так: огорчаюсь. В молодости я очень огорчался слабости своей _в_ы_д_у_м_ы_в_а_т_ь_ темы рассказов, писал больше из того, что видел, или же был так лиричен, что часто начинал какой-нибудь рассказ, а дальше не знал, во что именно включить свою лирику, сюжета не мог выдумать или выдумывал плохонький... А потом случилось нечто удивительное: воображение у меня стало развиваться "не по дням, а по часам", как говорится, выдумка стала необыкновенно легка, один Бог знает, откуда она бралась, когда я брался за перо, очень, очень часто еще совсем не зная, что выйдет из начатого рассказа, чем он кончится (а он очень часто кончался совершенно неожиданно для меня самого, каким-нибудь ловким выстрелом, какого я и не чаял): как же мне после этого, после такой моей радости и гордости не огорчаться, когда все думают, что я пишу с такой реальностью и убедительностью только потому, что обладаю "необыкновенной памятью", что. я все пишу "с натуры", то, что со мной самим было, или то, что я знал, видел!" -- По моему эти строки Бунина чрезвычайно важны для суждения об его творчестве, да и о творчестве вообще. Достоевский не видел, как студент убивает старуху-процентщицу. А Марсель Пруст, несмотря на свой гений, даром "выдумки" не обладал.
Чехов не дожил до _л_у_ч_ш_и_х_ произведений Ивана Алексеевича. Тем больше ему чести -- что так рано заметил и по достоинству оценил своего младшего годами собрата. В 1900 году (Бунину было тридцать лет) Антон Павлович подарил ему свой портрет с надписью: "Ивану Алексеевичу Бунину с _в_о_с_т_о_р_г_о_м_ _и_ _б_л_а_г_о_г_о_в_е_н_и_е_м".

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:42   Заявить о нарушении
Мой комментарий:

С удивлением могу повторить слово в слово за Буниным его эволюцию рассказчика:как мне было трудно и почти невозможно в ы д у м ы в а т ь очень долго.
А сейчас словно шлюзы воображения открылись.

Но и тут нет ничего мистического:терпение и труд всё перетрут.
Нет таланта к какой-то необходимой грани - появится.

Надо хотеть.
Придет.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:45   Заявить о нарушении
О том, как читали вслух Чехов и Бунин интересный блок статьи М.Алданова, но потом.
Удивили панегирики по адресу Бунина-чтеца и про дефект речи у Чехова неуточнен, какой, хотя про глухой слабый голос все пишут, что неудивительно при хронической болезни лёгких.

А Бунин и на фото смотрится артистом и щеголем, вот, видно, и читал артистически.

Но я его не люблю за его записки о революци и как он обзывал Советскую Республику из Парижа: "властью взбунтовавшейся черни, холопов", которых следует вернуть в хлев, да?/
Рада, что в эмиграции Бунину немало желчных часов доставили успехи ненави иной им власти большевиков и взбунтовавшейся черни.

Многие дворяне перешли на сторону Советов.
А. Бунин сидел в Париже и строчил в бессильной ярости когда налет власть большевиков и даже как-будто не был категоричен в плане сотрудничества с Гитлером.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:51   Заявить о нарушении
То есть возможно допускал такой вариант
Так как на вопрос анкеты что он видит на месте России после большевизма ответ Бунина был:что угодно, кроме большевицкой власти, что раз не сделал оговорки про гитлеризм, подразумевало и это.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:56   Заявить о нарушении
Правда, анкета была до прихода к власти гитлеризма, но не на пустом же месте.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:58   Заявить о нарушении
А.Куприн, А.Белый, Н.Бердчев и мн.др. помирились с Советской властью, хотя не все вернулись.

Зера Черкесова1   24.04.2025 21:59   Заявить о нарушении
А Чехов принял бы революцию за, он ей и служил, за то и был возвышен. Что приближал, хотя внешне "не интересовался политикой"! Алданов совсем не читал и не понял Чехова?
Литература и не должна быть открытой публицистикой, газетной статьей.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:02   Заявить о нарушении
Предположение, что хоть одна их страница могла быть написана по "соцзаказу", не вызывает даже улыбки. Но так же мало считались они и с тем, что можно было бы до революции назвать заказом общественного мнения. "Скучная история", "В овраге", "Деревня" были скорее вызовом убеждениям наиболее влиятельных критиков.
-----
Если бы Чехов не служил в вы они смысле определенному соцзакаду-мы ныне не знали бы никакого Чехова!

Наивность Алданова просто сказочная.

О какой абсолютнейшей свободе про Чехова если все его творчество как уже имевшееся, так и будущее, оптом скупил издатель Маркс?!

Где тут свобода. Кабала.

Я на это не подписалась бы.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:07   Заявить о нарушении
Вроде ипотеки.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:08   Заявить о нарушении
И сейчас это процветает:скупка с потрохами в его тебя издательством или продюсером.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:09   Заявить о нарушении
Поэтому Чехов свободным не был.
Ни в каком смысле. Ни в финансовом, но в творческом, ни в идейном.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:10   Заявить о нарушении
Это я пишу "для человечества", как многие ныне в Интернете, кто пишет потому что не писать не может.
А вот писал бы Антон Чехов если бы волей обстоятельств 28 лет на него не обратили внимания и не купили его Маркс и ко.
Это вопрос.
Думаю, вряд ли
Вернулся бы к врачебной практике, зарабатывал как доктор.
На литературу ну разве изредка записки и рассказы в журналы. И то не факт.

Литература, писательство это то либо врождённый неукротимый импульс, и таких сравнительно немного. См на Стихи ру и Проза ру, основные старейшие литературные порталы Рунета и сколько здесь постоянно пишущих авторов из 80 миллионов взрослых России?!

Или результат стечения обстоятельств, и человек бросит писать как только это перестанет приносить копейку или иные бонусы вне самого писательства.

Писать же ради самого писательства это редчайший перст.
Интернет это очень хорошо показал.

Миллионы пишут не более чем корявые комменты под статьями.
Смайлики. Мнения. Срачи.
Болтовня.

Писать же для того чтобы писать это удел единиц и Интернет оказывается постепенно деревней в которой все свои друг друга знают.

А не кошмарным мегаполисом, каким кажется новичку.вступающему в него.

Творческие среды всегда малочисленны.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:17   Заявить о нарушении
Позавчера пол-ночи с немалым удивлением гуглила про Наталью Поклонскую которую уже успели и забыть, героиню Крымский весны.
Поводом стала строчка в коменте что она сменила веру став из истово православной - родноверкой.
Что до Африканской страны Кобо-Верде куда была назначена послом, она не доехала, написала рапорт об увольнении и перешла на вольные хлеба.
Развелась с последним супругом также.

Не депутат уже.
Непонятно чем именно занимается.
Так, на разных местах понемногу.
Но основную энергию отдает ведению своих аккаунтов в интернете.
ВК телеграм дзен итд, но здесь ее нет.

Я глянула ВК ее новые записи.

Метаморфоза впечатляет:от ее прежнего образа истовой православной защитницы морального облика Николая Второго от посягателей "Матильды" и вообще православия как такового ничего не осталось.

Ныне она празднует праздники типа Йоль по родноверскому а
алендарю, рисует руны, постит бесчисленные фотки, много в нарядах с свастиками, вышиванка и и наряде ведьмы

Итд.
А мы ....какие же мы лохи...как нас легко очаровать театром..но не на тех сценах театров старомодных, а новейшие, политические театры медиа.

Даже не знаю...не верю в ее новые религии, она актриса.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:29   Заявить о нарушении
Пишет интересно, посты ВК и дзен, но ...

Она написала, что в наше время Интернет виртуал во многом заменил Реал и хотя бы в нем многие могут реализоваться.

Это "хотя бы в нем" меня зацепило.
Родноверие это проект не на пользу России.
Хотя я ничего не имею против изучения истории во всем объеме, включая почти неизвестные ее древнейшие и современные пласты.

Но родноверские языческие культы это новодел и увод паствы.

То что генерал-майора Н.Поклонскую перебросили теперь на этот участок работы, ясно на мой взгляд, это доказывает.
Пиар. Проект.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:34   Заявить о нарушении
До того она работала на участке "Николай Второй святой"

Да ладно.

Свою лучшую роль она сыграла весной 2014

Дальше этого она не сумела пойти, кредит огромный народный ей выданный.

Кажется, не хватило внутреннего стержня, случайная фигура оказалась,

Праздновать выдуманные праздники фото или самхейн в костюме ведьмы это ...Слай вперёд звание генерал-майора. Несовместимы ипостаси.
Или служение Отечеству. Или эти забавы и фотки и празднички и пр.игрушки.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:38   Заявить о нарушении
Сдай воинское звание.
А потом играй в куклы.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:40   Заявить о нарушении
-Так барин твой Хлестаков генерал?
- Генерал-то он генерал, только с другой стороны.

Гоголь. Ревизор.

Зера Черкесова1   24.04.2025 22:42   Заявить о нарушении