Редактируем Бэллу Ахмадулину

Даже классики иногда ошибаются, вот расписалась Бэлла Ахмадулина и не заметила, как живая нить поэзии выскользнула из ее рук, которую она вначале так хорошо взяла. Не заметила как ушла в сложные логические выстроенные фразы языка, который превратился рассудительные художественные смыслы, и хотя они обладают художественностью, но в них нет той эмоциональной волны, которую задали первые строчки. Между тем стихотворение интересное, но поэтесса сама и нарушает то, о чем говорит в нем: "бег карандаша спешит служить и жертвовать длиною.". Я убрала то, что мне мешало воспринять его именно так, как воспринял бы образный карандаш, чтобы почувствовать главную мысль героини. Перед вами два варианта: мой и оригинал, можете сравнить, какой

«ТАК ДУРНО ЖИТЬ, КАК Я ВЧЕРА ЖИЛА…»
ПРАВКА

Так дурно жить, как я вчера жила, -
в пустом пиру, где все мертвы друг к другу
и пошлости нетрезвая жара
свистит в мозгу по замкнутому кругу.

Чудовищем ручным в чужих домах
нести две влажных черноты в глазницах
и пребывать не сведеньем в умах,
а вожделенной притчей во языцех.

О, вот оно! Деревья и река
готовы выдать тайну вековую,
и с первобытной меткостью рука
привносит пламя в мертвость восковую.

Подобострастный бег карандаша
спешит служить и жертвовать длиною.
И так чиста суровая душа,
словно сейчас излучена луною.

Пред днем былым не ведаю стыда,
пред новым днем не знаю сожаленья
и медленно стираю прядь со лба
для пущего удобства размышленья.



«ТАК ДУРНО ЖИТЬ, КАК Я ВЧЕРА ЖИЛА…»
ОРИГИНАЛ

Так дурно жить, как я вчера жила, -
в пустом пиру, где все мертвы друг к другу
и пошлости нетрезвая жара
свистит в мозгу по замкнутому кругу.
Чудовищем ручным в чужих домах
нести две влажных черноты в глазницах
и пребывать не сведеньем в умах,
а вожделенной притчей во языцех.
Довольствоваться роскошью беды -
в азартном и злорадном нераденье
следить за увяданием звезды,
втемяшенной в мой разум при рожденьи.
Вслед чуждой воле, как в петле лассо,
понурить шею среди пекл безводных,
от скудных скверов отвращать лицо,
не смея быть при детях и животных.
Пережимать иссякшую педаль:
без тех, без лучших мыкалась по свету,
а без себя? Не велика печаль!
Уж не копить ли драгоценность эту?
Дразнить плащом горячий гнев машин,
и снова выжить, как это ни сложно,
под доблестной защитою мужчин,
что и в невесты брать неосторожно.
Всем лицемерьем искушать беду,
но хитрой слепотою дальновидной
надеяться, что будет ночь в саду
опять слагать свой лепет деловитый.
Какая тайна влюблена в меня,
чьей выгоде мое спасенье сладко,
коль мне дано по окончаньи дня
стать оборотнем, алчущим порядка?
О, вот оно! Деревья и река
готовы выдать тайну вековую,
и с первобытной меткостью рука
привносит пламя в мертвость восковую.
Подобострастный бег карандаша
спешит служить и жертвовать длиною.
И так чиста суровая душа,
словно сейчас излучена луною.
Терзая зреньем небо и леса,
всему чужой, иноязыкий идол,
царю во тьме огромностью лица,
которого никто другой не видел.
Пред днем былым не ведаю стыда,
пред новым днем не знаю сожаленья
и медленно стираю прядь со лба
для пущего удобства размышленья.


Рецензии
Что-т не очень поняла: Вы любитель однослойности? Иначе чем об’яснить разделение «слоеного торта» вновь на коржи? Общий вкус гармонии уходит, а симфоничность, увы, сменяется соло. По Вашему личному выбору. Почему нет? Кому-то и из Онегина достаточно первого катерна. Но, простите, несмотря на неловкость за строку « что и в невесты брать неосторожно», я, все же, люблю слышать музыку этой речи не ампутированной кем-то. Подарок автора - иной.

Где-То   07.05.2025 03:38     Заявить о нарушении
Нет, я не любитель однослойности. Объяснение простое - если вы хорошо стреляете из лука, и решили, что этого достаточно, чтобы показать такие же результаты в Дартс (метать маленькие дротики рукой), то вы ошибаетесь. Это уже другая спецификация, хотя и схожая с стрельбой из лука. Ахмадалина как никто другой из поэтов, которые пришли на смену Цветаевой и Мандельштама, была приближена по стилистике к Пушкину. Она великолепно развивала его школу. Но у пушкинской школы есть разветвление, которое сделал Северянин, он создал школу поэтического футуризма, и весьма удачно, где много символики и сложных смысловых образов. Ахмадулина в этом стихотворении продемонстрировала попытку писать в этом духе футуризма, но поскольку она представитель основной пушкинской школы, у нее ничего не вышло. Насчет Онегина. В отличии от разбираемого стиха, Онегина интересно и легко читать, а здесь надо распутывать навороченные смыслы и образы, а пока их распутаешь, то восприятия поэзии как эмоциональной волны и духа не останется.

Елена Маркушева   08.05.2025 11:24   Заявить о нарушении
Ну, Вы даёте) Ахмадулина - последователь Пушкина?..😳 В чем и интерес, что с Пушкиным ее связывает только один язык. Если что - я по Ахмадулиной диплом писала на филфаке, и именно - по особенности мироощущения в творчестве😉

Где-То   08.05.2025 12:51   Заявить о нарушении
про Пушкина я уже и не говорю! Но ведь для меня Пушкин всегда как реальное лицо, как соучастник моей жизни. Насущность присутствия Пушкина, Мандельштама, Блока, Цветаевой — это не умозрительно-литературный опыт посвящений, нет! Это целый просторный отсек моей жизни. Это жизнь!.... (из интервью Ахмадулиной)

Елена Маркушева   08.05.2025 13:02   Заявить о нарушении
— Вы, доктор Бартоло, филолог?
— Да!
— А я — профессор филологии!.... )) Конечно, я не профессор, но то, что меня должен изучать каждый филолог, это точно.. Но не в поэзии, тут я не так давно, просто увлекла тема. А вот по части некоторых произведений классиков - однозначно. Если бы не наша бюрократия, и вы бы изучали мои работы. Но посмотрим, мы еще с МО в суде будем разбираться... как никак на моей стороне научное знание, а на их - бюрократия.

Елена Маркушева   08.05.2025 13:10   Заявить о нарушении
Ощущать как живого и писать в одной стилистике - разные вещи, не находите? Лестно, воля Ваша, профессор, хоть и не за завтраком, беседу беседовать с авторитетом от филологии, вот что кофею испить😜

Где-То   08.05.2025 13:22   Заявить о нарушении
Мы же рассматриваем стилистику не как подражание, а как общее направление. И Блок, и Мандельштам, и Цветаева не писали как Пушкин, но писали в духе его школы, и под ее влиянием уже сформировали собственный стиль. Со мной вообще приятно говорить о литературе, потому что я в ней лучше всех разбираюсь. Вот так вышло...)) Произведения классиков просто так не раскрываются. Писатели стоят на вершинах своих произведений, а читатели внизу. И надо им подняться на высокий уровень, чтобы понять смысл произведения. Иногда доходит до казусов. Вот Чеховский "Хамелеон". Изучают в школе, для нас, это как смотреть в аквариум на рыбок - другая жизнь и эпоха... Ан, нет... Один автор перевернул это представление, и совсем по другому читается Россия времен Чехова и нашего времени.

Елена Маркушева   08.05.2025 13:50   Заявить о нарушении